Часовня

Уроки веры №3 2016

 Часовня. Для чего она? Часовен в христианских государствах обычно много. Большинство из них – частные. Часовни строились в честь какого-то необычного события, над целебными источниками, над могилами, по обету, просто на дорогах – как сейчас у нас ставят кресты, вокруг села или города… Смысл Часовни – освящение пространства и времени.
Часовня обычно строилась очень маленькой. Иной раз достаточно простереть в стороны руки, чтобы упереться в стены часовни. В часовне всегда были иконы или даже одна икона – на восток, на месте алтаря, лампада и небольшой колокол. В часовне можно было укрыться от непогоды, помолиться в дороге и отдохнуть, побыть наедине с Богом, просто выплакаться.
Вообще в давние времена не строили жилищ без молельного места. В доме или выделяли одну комнату под молельню, или пристраивали часовню. Ведь Спаситель сказал: молись не как лицемер, напоказ, а затвори двери и поговори один на один с Богом. В каждой часовне хоть раз в году, в день памяти святого или праздника часовни батюшка служил службу – его приглашали хозяева. Если надо отслужить Литургию – служили на переносном Антиминсе.
Кто побогаче, те строили дома храм-часовню с алтарём или домовую церковь. А часовню ставили лишь над семейной усыпальницей. В домовой церкви служили на собственном антиминсе. Каждая русская усадьба имела свою домовую церковь.
Поскольку в большинстве часовен не было алтаря и антиминса, то они никогда и не запирались на ключ. Часовня всегда была открыта, и любой путник мог помолиться.
При Петре 1 и после революции домовые церкви, как и часовни, были запрещены, а уже имеющиеся — разрушены. Во-первых, из-за борьбы со старообрядцами. А во-вторых, домовые церкви и часовни очень способствуют религиозному воспитанию и поддерживают нравственность в народе. А так же, как уже говорилось выше, создают намоленное, освящённое пространство. Но ни то, ни другое, ни третье ни при Петре 1, ни в Советском Союзе было не нужно.
Что же читали в часовнях? Знаете ли такую книгу: Часослов? А ещё был Часовник. К последнему прилагалась Следованная псалтирь.
Выше говорилось, что часовня служила для освящения времени и пространства. Так вот по Часослову или же Часовнику со Следованной псалтирью и молились. В Часослове всё Всенощное бдение разделено на части. Смысл в том, чтобы мог помолиться мирянин сам, опуская возгласы священника. Разрешалось опускать тропари, песнопения хора. В Часовнике были лишь основные молитвы. Псалмов не было. Чтобы отслужить более полную службу, нужно было иметь к Часовнику Следованную псалтирь, в которой были все, необходимые для молитвы и расписанные по службам, псалмы.
Часослов содержал в себе всё. По этой книге мог молиться не только мирянин — по нему служат службу в храмах.
Вообще раньше не были столь популярны утренние и вечерние молитвы. Обычно молились иначе – по Псалтири и Часослову. Эти книги служили и как азбука для детей. По ним учили детей грамоте. Дело в том, что молитвы – молитвами, а основа всему молитвенному правилу – Псалтирь. Только на ней строил свои молитвы христианин. Кто мог, читали Псалтирь, как положено – три кафисмы в день и плюс глава Евангелия. А кто не мог осилить – занят, болен, устал – ограничивался Часословом. Основное правило: лучше меньше, но чаще! Огромные молитвенные правила читать в крестьянском хозяйстве некогда. Даже на Пасху в храм не попадёшь, если нет домовой церкви, но есть коровы, козы… которых надо доить в одно время. Но сутки должны быть освящены. И каждый труд должен быть освящён. Часослов удобен: максимум – полчаса, а то и меньше. Но зато часто.
Рассказывают такое предание… Египетские монахи спорили: сколько псалмов нужно читать в день, чтобы не отпасть от Бога? Кто-то предлагал 50 псалмов в день, кто-то 60… Каждый уповал на свою силу и не хотел снизойти к слабостям брата. Вдруг на середину вышел неведомый певец. Пропев 12 псалмов, он исчез. (Для сравнения: одна кафисма Псалтири содержит в среднем 8 псалмов). Так через Ангела Господь показал: много не надо! Ни к чему хвалиться, что я прочитал больше всех!
Итак: чтение Часов по часослову. Часы – особый молитвенный чин. Охватывает суточный круг.
Первой читается Утреня. 6 утра. Утреня – радостная служба. Особенно, когда она служится священником в храме. На Утрени – Полиелей и чтение Евангелия. Она напоминает верующим о радости: Христос родился! Христос с нами на земле! Спаситель рядом! В самом сокращённом виде она охватывает Шестопсалмие, песнь Богородицы и Великое Славословие. Вообще в Утрени псалмов больше. И вот когда их читаешь все – просыпается особое чувство трепетной молитвы. Тексты псалмов проникновенны. Они просят для нас защиты у Бога, они говорят о наших страданиях, но они вселяют веру, что Бог слышит и поможет, они содержат ликование и хвалу Богу. Утро с ними начинается по-другому! Псалтирь пробуждает в душе молящегося совсем иное чувство, нежели привычные до автоматизма тексты утренних молитв. Ведь смысл христианской молитвы вовсе не в том, чтобы «вычитать»! В молитве должны быть и смысл, и чувство. По окончании Утрени сразу читается Первый час. И один удар колокола.
Затем небольшой перерыв. В 9 утра – Третий час. Зажигали свечу. Били в колокол три раза. И читали. Третий час посвящён великому событию: схождение Духа Святого на Апостолов.
12 часов дня. Зажигалась свеча. Шесть ударов колокола. Читается Шестой час. А к нему добавлялась Обедница. Что такое обедница? Это как бы прообраз Литургии. Она «изображала» Литургию. Потому её называли часы Изобразительны. Её можно служить без священника. И естественно, без Причастия. Обедницу можно отслужить вторично: когда надо отслужить Литургию из-за какого-то важного события или опасности. Но Литургия уже отслужена. А служить дважды на одном престоле – нельзя. Тогда выручают часы Изобраазительны. Мы как бы повторяем события Литургии, вспоминаем их, переживаем вновь. Сам Шестой час напоминает нам: в это время Спаситель был пригвождён ко Кресту. В полдень распяли Христа. Многие благочестивые христиане и до сих пор, хотя бы даже очень кратко, читают молитвы в полдень, чтобы освятить время. Сама же Литургия раньше тоже служилась ближе к полдню, а вовсе не рано утром.
3 часа дня. Час девятый. Крестная Смерть Спасителя. Девять ударов колокола. Соль Евангелия осолила время. Наши сутки должны быть промолены. Дух не успевает остыть и окунуться целиком, с головою, в мирскую суету. В этом смысл молитв по Часослову. Даже если каждый христианин не успевал так молиться – молились те, кто присматривал за Часовнями. Молился кто-то один из домашних в молельной комнате или домашней часовне, церкви. Не обязательно всем становиться на молитву. Чтобы жить – надо и работать, зарабатывать хлеб насущный. Но в целом – дом, село, город не оставались без суточных молитв. В этом смысл! Звук колокола по нескольку раз в день освящал двор или поселение в целом. Если учесть, что часовни могли просто окружать город или село, то ткался в течение суток молитвенный покров над людьми. Современные службы: воскресенье и суббота да в праздник — такого покрова, увы, не дают. И часы мы читаем иначе: перед Литургией чтец вычитывает все часы вместе, что тоже не совсем правильно, а лишь удобно. Удобно, быть может, для мирян. В этом есть смысл. Но в часовнях и монастырях, где никто никуда не спешит, Часы должны служиться, как подобает! Почему такое внимание ко времени? Земное время воспринималось всеми христианами, как освящённое время, данное нам для спасения. Мы же молимся, лишь чтобы «вычитать» и «не быть должным» Богу. Но Богу наши молитвы не нужны. Они нужны нам. Как спасительное лекарство. А лекарство следует принимать правильно! Иначе оно может и не помочь.
Следующая часть домашнего церковного Богослужения – Вечерня. Это приблизительно 18 часов вечера.
Навечерие – 21 час вечера.
Полунощница – полночь. Полночь напоминает нам о полунощном молении Христа в Гефсиманском саду. А так же о том, что и Второе пришествие ожидается, по священному преданию, в полночь.
Иногда читалась и особая служба — Хвалины. Это 3 часа ночи.
Итак, мы видим, что время Часов разделено по три часа. Время молитвы в часовне: 6, 9, 12, 15, 18, 21 и ноль часов или полночь. А так же 3 часа ночи. Каждые три часа освящались молитвой. А в середине между часами – читалось междучасие. Так что труд служителя в часовне не даёт расслабиться.
Есть особые Царские Часы. Они читаются трижды в году: под Рождество, Богоявление и в Страстную Пятницу. На эти службы в Византии и в России обычно приходил царь со своей семьёй в виду значимости праздника. Отсюда и пошло название – Царские часы.
На Светлой седмице читаются краткие Пасхальные часы.
Таков круг суточного церковного и домашнего Богослужения. Нам, мирянам, не удастся, конечно, вычитывать всё. Но хотя основные моменты суток следовало бы отмечать, читая по Часослову в самом кратком виде Часы. Бог в помощь!