Почему не со Христом в святые именины?

Уроки веры №1 2017

Отмечаете ли вы свои именины? Естественно, большинство православных чтут день своего святого, готовят к празднику какие-нибудь кулинарные шедевры, зовут друзей в гости, раздают милостыню, а если в храме служат Литургию – конечно, утром с радостью, прочитав молитвенное правило, поспешают в церковь: ну как же в такой день не причаститься?! Если церковь находится в некрупном городке или в селе, там Литургию служат лишь по воскресеньям. И сколько радости, если именины приходятся в день службы! «Слава Богу! – ликует человек, — я могу причаститься в день своих именин!»
Но… есть у каждого из нас ещё день святых именин – воскресенье после Троицкой седмицы в преддверии Петровского поста, день Всех Святых. Всегда в воскресенье! Иди и причащайся в день своего святого! Ан нет! В церкви обычно народу мало. Почему? А чего идти, если батюшки не причащают? Была же сплошная!
Уже много раз говорили о причащении на Сплошных седмицах. И есть какие-то подвижки: например, уже люди имеют возможность причаститься на Светлой неделе или на Святках. Но об общем дне именин все прочно позабыли! Ну, да… день Всех Святых… лежит на аналое икона – поцелуем да и пойдём. И не слышно в храме ликующих возгласов: «Со святыми именинами вас!» А если и поздравишь кого – никто не расцветает так, как в Татьянин день, скажем, или на Николая Угодника… Люди пропустят мимо ушей поздравление, никак не отреагируют на него… Жаль!
А в этот день славно было бы, если бы яблоку негде в храме упасть! Чтобы каждый пришёл почтить своего святого, укрепить себя Святыми Дарами… поздравить близких… Не надо трепетно ждать несколько лет, когда же день именин придётся на воскресенье. Этот день общих именин – всегда только в воскресенье! И в каждый год можно почтить своего святого.
Но беда не только в мирянах, но и в батюшках. «Церковным не подходить! Только тем можно причаститься, кто ещё не понимает, что это такое! А вы куда, церковники, после сплошной идёте? Поста же нет! Значит – причащаться нельзя!» В этой фразе столько моментов, не поддающихся никакой логике! Во-первых, почему тем, кто не понимает, что такое причастие, есть привилегия причаститься, а вот у тех, кто понимает, – такой привилегии нет? Чем незнание и непонимание может быть выгодней знания? С каких пор больше права на причастие имеют те, кто редко ходит в храм и редко причащается? И почему так? Какая связь между постом и причастием? Никакой! Связь есть между Литургией и Причастием! Божественная Литургия служится исключительно для Принятия Святых Даров и ни для чего больше. Литургия – это соединение нас со Христом через Святые дары. Пост вообще никакого отношения не имеет ко причащению. Более того: Господь сказал, что постятся тогда, когда Жених отнят. А пока Жених рядом – кто постится? То есть, Причастие – это пир, это радость. И причина у радости только одна: Господь с нами, а мы – в Нём. А в пост Жениха нет рядом – это дни скорби.
Нет такой Литургии, в которую верующим нельзя причащаться. Раз Литургия служится – Господь дарует Себя, как бескровную Жертву. Жертва должна быть принята кем-то. И не только одними младенцами. Если бы каноны церкви запрещали причащаться после сплошной или на сплошной седмице – Литургия бы просто не служилась. Если никому нельзя причащаться – нельзя и служить Литургию. Совершение Литургии предполагает причащение верующих. А верующими не могут быть в храме только малые дети. Верующие – это и взрослые. Литургию нельзя служить просто так: ни для кого. Как нельзя служить и для определённой возрастной категории. Конечно, сейчас в некоторых крупных городах практикуют детскую Литургию. Это для облегчения детям. Чтобы меньше были очереди на исповедь и причастие, чтобы малыши не уставали. Но если кто-то из взрослых зайдёт в храм на службу и пожелает причаститься – его ведь не прогонят: мол, уходи, не твой возраст!
Если в какие-то дни причащаться нельзя, то церковный устав эти дни оговаривает. И даже мирянин в календаре может прочитать: Литургии не положено! Например, на Сырной неделе в среду и пятницу. Или в Великую Пятницу на Страстной. Подумаем: раз написано, что на Сырной неделе в среду и пятницу литургию не служат и причащаться нельзя, то следовательно, в другие дни Сырной недели Литургию служат и причащаться, стало быть, можно!
Довод, что без поста мы не достойны Бога – это просто странно и несерьёзно. Неужели вы думаете, что если вы не съели сметаны или котлету, вы уж настолько улучшились, что стали достойны Бога? Неужто именно кусок мяса или кружка молока делает людей недостойными Бога, а их отсутствие делает нас достойными Господа? А в остальном, без молока, – мы само совершенство? Да нет же! Человек вообще никогда и ни при каких обстоятельствах не может стать достойным Бога, а тем паче – через кулинарию. Некоторые священники говорят: пост – это дух покаяния, на этом держится православие. Но не дух покаяния сделал апостолов и равноапостольных христианами! О, нет! Не покаяние овладело Марией Магдалиной, когда увидела она воскресшего Христа, но велия и ни с чем не сравнимая радость: Христос восстал! Вот он, дух христианства! Это вера – живая, ликующая, торжествующая. И именно сплошные седмицы и только они дают в полной мере вкусить эту чистейшую радость единения со Христом: Жених рядом, кто постится? Христос с нами! Христос восстал! Смерть побеждена навсегда! Ликуйте, люди! Ликуйте и соединяйтесь со Христом, причащайтесь Ему!
Мы не можем гордиться никакими своими подвигами – ни чтением молитв, ни постами… Всё это – ничто по сравнению с Богом и Его величием. Покаяние? Да, конечно! Духом покаяния и недостоинства проникнута исповедь. На исповеди мы каемся в своих грехах и в том, что мы действительно недостойны Бога. И мы это осознаём. И знаем, что никогда человек не будет достоин Бога. Но мы взираем на Бога. И стремимся к причастию. Хоть в пост, хоть в скоромную седмицу – мы идём на Литургию всё с тем же духом недостоинства. Тем более нам бесконечно дорого и радостно, что с нами рядом — Бог. И не просто рядом, а: «Пребудьте во Мне и Я в вас». Даже если мы будем с утра до вечера молиться и всю жизнь поститься – это не сделает нас достойными Бога. Нам и в этом случае невозможно будет даже раз в год причаститься достойно! Ожидая своей достойности, мы НИКОГДА не причастимся!
Вообще, в причастии Святыми Дарами сразу несколько тайн. Мы знаем, что мы принимаем Самого Господа. Но вся вселенная, наша земля – всё это находится внутри Бога. Мы на Литургии пребываем внутри Бога, и в то же время принимаем Бога в себя. То же откровение мы читаем в Евангелии и о Самой Пресвятой Троице: Я в Отце и Отец во Мне. И на Божественной Литургии мы, так же подобно, внутри Христа, а Христос в нас.
Молитвы Литургии верных читаются от лица тех, кто желает причаститься. Мы просим Тайной Жертвы. Именно поэтому на Литургии нельзя находиться тем, кто только оглашен – они не могут причащаться. Следовательно, должны покинуть Литургию так же, как и мы, если не причащаемся. Потому что просить Великой Жертвы и потом, отвернувшись, уйти от Чаши – это просто невозможная дерзость пред Богом.
Посты определены: четыре больших поста в году ( плюс, конечно, среда с пятницей). Это установление никоим образом не влияет на совершение Божественной Литургии. Посты сами по себе. А Литургия, если она служится: хоть в пост, хоть не в пост — не может быть без причастников или только с причастниками по возрастной категории или по состоянию здоровья: болен – служим тебе Литургию, а коль здоров,– проходи мимо,– это абсурд.
Канонических ограничений к причастию не существует, кроме одного: нельзя причащаться дважды в одни сутки. Те, кто не причащался три воскресенья подряд, считался отлучённым от церковного общения. Как же теперь осмыслить требование некоторых священников: причащайтесь на крайний случай – раз в месяц и не чаще? Это чтобы мы окончательно не отпали от церкви? Но подобное причащение — всё равно, что давать человеку еды только чтобы не помер. Слова о том, что раньше были люди более достойные Христа, не выдерживают никакой критики, потому что даже Иуду Господь причастил первым. И ждал его у подножия Своего Креста, надеясь, что придёт Его падший апостол со слезами покаяния и просьбой о прощении. Ведь не здоровые нуждаются во враче, а больные! Как самого болящего духом и душою его и причастил Иисус первым.
А вот в царской России накануне революции причащаться было принято редко. Некоторые старательно говели и причащались раз в год. Может, потому и совершилась революция? Может потому и оказалось в стране столько безбожников? Они ведь выросли в той же самой дореволюционной России! Их не забросили с другой планеты. И выросли они не вдруг – как грибы в лесу…
Нашими «подвигами» не дай нам Бог гордиться: я постился, я молился, я достоин… Не дай нам Бог подходить с такими мыслями к Чаше. Бог лучше нас ведает, что мы – слабые создания, но мы – жаждем Его. Самочинства священников – не допускать к Тайнам, или самочинства мирян – самим отвергать дни общецерковной радости и поститься в праздник, будто говоря, Христос где-то, но не со мной, все ликуют, а я – плачу, скорблю и каюсь – это недопустимо. Мы знаем, что на Светлой Неделе даже облегчается подготовка к Причастию: не читаются три канона и акафист, а лишь правило ко Божественному Причащению: скорбные строки канонов, долгие молитвы не сочетаются с духом ликования, духом праздника.
Храм – небо на земле. В день Всех Святых дай нам Бог небесной радости: исполниться духа ликования, почувствовав единение с Господом в святом Причастии, и, молитвенно общаясь с Богом и своим святым покровителем, испрошать их о помощи и снисхождении к нам, грешным. Троицкие праздники и пост Петра и Павла считаются днём рождения Православной церкви. Потому и поминаются все святые, потому у всего православного люда — день именин. Каждый человек молится своему святому и соединяется через Евхаристию с Богом. Вся церковь — земная и небесная — в этот особый день единения ликует.
Простите ради Христа, если кто из священников почувствовал обиду. Да, я – мирянин. Но я собрал в данной статье не свои умствования, а слова, мысли святых отцов и современных батюшек, которые пытаются нам, мирянам, донести до сердца истину церковной жизни. Да, у нас нет единого правила ко причастию, нет канонов о посте для мирян. Но один канон есть у нас, один –единственный: если служат Литургию – должен священник причащать тех, кто остался на Литургии верных. Это правило главное и единственное по важности. Литургия не служится просто так, ни для кого. И значит, нет никаких канонических препятствий ко причащению всех верующих в день святых именин, в день всех святых. Да, мы – всегда недостойны соединиться с Богом. Но наше сердце Ликует: с нами Бог, и мой святой – тоже со мной рядом; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! И этого уже вполне достаточно, чтобы мы, грешные, дерзнули подойти к Чаше.