Максим Грек. Ангел говорит только правду

Уроки веры №1 2018г
Преподобный Максим Грек
Преподобный Максим Грек

Максим Грек… Как скорбна была его жизнь… Приехал он на Русь – на мученическое житие.
Родился Михаил Триволис в семье аристократов в 1470 году. Селение, в котором он родился, по одним источником относилось к Албании, по другим – к Греции. Закончил школу на острове Корфу. Остров имел собственное управление, и в 20 лет от роду Михаил выставил свою кандидатуру на должность управителя островом. Но не победил на выборах. Уехал в Италию, где продолжил своё образование.
Италия в то время была покорена проповедями Джироламо Савонаролы. Сам Савонарола полностью отказался от богатства. Даже отказался от всех своих книг, оставив себе в собственность единственную книгу – Библию. По убеждениям он был республиканец. Однако считал, что не всякая республика полезна. Если республику создают безнравственные люди – такая республика ничем не будет отличаться от несправедливой королевской власти. Савонарола был убеждён: роскошь в церкви – недопустима. Получив власть во Флоренции он добивается принятия закона о сожжении содомитов-гомосексуалистов. Объявил, что единственным королём Флоренции может быть только Иисус Христос. Никто из людей не имеет права на королевскую, царскую власть. Флоренция, по обычаю того времени, была вверена в своём правлении Христу.
Иметь богатство, говорил проповедник – смертный грех. Это грех убийства. Поскольку кто-то из бедняков умер, не дождавшись куска хлеба. А этот кусок пролежал у тебя и испортился от ненужности. Богатый человек – убийца бедных. И за это нужно будет ответить на страшном суде: за все слёзы бедняков и их страдания от голода и холода.
Однако ж суровость Савонаролы не знала мер. Он осуждал науку, устраивал «костры тщеславия», в которых сжигали светские книги, музыкальные инструменты, духи. В конце-концов народ отвернулся от него. И Савонарола после страшных пыток в тюрьме был казнён, а его тело сожжено.
Проповеди Савонаролы оказали огромное влияние на Михаила. После казни проповедника Михаил уехал на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре с именем Максим.
Василию III нужен был переводчик богослужебной литературы. Он обратился с просьбой к грекам – прислать с Афона на Русь монаха Савву. Но монах Савва был очень немощен и стар. И братия решила послать молодого Максима. Максим по-русски не говорил. Всё же решили остановить свой выбор на нём – молодой, энергичный, образованный…
Так оказался Максим Грек далеко от родной земли.

Вначале встретили его на Руси с почётом. Брат Максим взялся за перевод Толковой Псалтири. Язык освоил быстро, да и другие иноки помогали. Василий III одобрил первый труд Максима Грека.
Чем более Максим Грек узнавал русскую жизнь, тем более приходил к неутешительному выводу: несправедливость русской жизни находится в прямой оппозиции христианству. Богатые утопали в роскоши. В то время как народ жил в ужасающей нищете. Церкви и монастыри владели огромной собственностью. Поражали роскошью. Зачем роскошь в Божьем доме? Процветало церковное ростовщичество. А с крестьян власти и церковь собирали непосильные налоги. Как тут не вспомнить пламенные проповеди Савонаролы?
Сам институт церкви был в первые христианские времена создан именно для помощи народу. Верующие жили общиной. Имущество было общее. За сокрытие имущества, помним Деяния Апостолов, наказание было суровым: грешники Ананий и Сапфира умерли по молитве апостола Петра (гл.5; 1-11). В церкви был введён сан дьякона. Для чего? Для того чтобы кто-то «пёкся о столах». В церквях собиралось большое имущество. Его нужно было справедливо распределить между христианами; особенно помочь малоимущим. Вот за этим и смотрел дьякон – отец всех бедняков. Дьяконы числом до 7 были при каждой церкви. В их обязанности входила и забота о самой церкви и церковном имуществе, и помощь бедноте, сиротам, вдовам, и справедливое распределение общинного имущества, и нравственное воспитание прихожан, членов общины. Дьяконы обязаны были побуждать христиан к щедрости и добрым делам. Дьяконы обходили дома тех, кто не пришёл на службу, узнавали причину. О болящих тут же сообщали епископу, чтобы больных причастили на дому. Дьяконы «собирали пост»: обходили в пост дома христиан с просьбой пожертвовать что-либо неимущим. Разрешалась даже непостная жертва. Самому нарушать пост – грех. А накормить голодного – дело не грешное, но богоугодное. Дьяконское служение должно быть образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся. Дьяконы – «ангелы епископов», раздатчики милостыни. Священники имели в церкви иные обязанности – служба Богу; но и их обязанности — это тоже попечение о нуждающихся. Они кормили прихожан Небесной пищей – Причастием. Они молились о прихожанах в нужде или горе. Они служили Литургию. Таким образом священник и дьякон – как Мария и Марфа – заботились о своих духовных чадах. Для каждого они были и братом, и отцом. Церкви должны быть прекрасны – ведь это Дом Божий. Но роскошь, золото, обилие украшений церкви неприличны. Христос родился в пещере пастухов, а не в царском дворце. И потому Самим Богом указано: Дом Божий на земле не может быть роскошным, утопающим в золоте.
На Руси таких же взглядов придерживался Нил Сорский и заволжские старцы. К ним-то и присоединился Максим Грек. Их назвали нестяжателями. Политическими оппонентами нестяжателей стали иосифляне – сторонники Иосифа Волоцкого, игумена весьма богатого монастыря. Максим Грек не мог смолчать. Он обращался к общественности через обличительные проповеди.
Кто знает, сколько бы терпели русские власти проповеди Максима Грека… Трагические события неожиданно приблизились… Василий III решил развестись с царицей Соломонией и жениться на Елене Глинской. Иерусалимский патриарх предсказал, что родится злое чадо: грех блуда рождает злых детей. Но Иерусалимский патриарх не жил рядом с Василием 3. А вот Максим Грек сказал царю, непосредственно предстоя перед ним: положение князя обязывает не покоряться животным страстям.
Официально Максим Грек был осуждён за умышленную порчу книг и еретические переводы. Да, грек не всегда мог отличить тонкости русского языка. Для него непонятна разница между глаголами, скажем, «несть» и «не будет»… Русские книги – служебники, духовная литература — несомненно нуждались в правке. Но во время правки были допущены ошибки. Не по умыслу. Где от невнимательности из-за усталости: тяжёлая ведь работа у переводчика, требует сил и неослабного внимания, но — дух бодр, а плоть немощна; где от незнания языка, где от несхожести взглядов… Не было цели у проповедника намеренно исказить богослужебную литературу. И по-христиански следовало бы с добром разобраться в ошибках и переделать работу правильно. Но кому же это нужно? Василий 3 решил свести счёты с неудобным монахом. Церковные власти, боявшиеся расстаться с богатством и сладким житием, тоже не хотели справедливого решения. Никому не было выгодно из властей, светских ли, церковных, справедливо поступить с переписчиком книг. Его отправили в тюрьму. Монахи Афона стали просить выслать Максима назад на Афон. Не отпустили. 6 лет страшной тюрьмы. Максим Грек пишет углём на стенах тюремной кельи канон Святому Духу. И Ангел Божий является утешать старца: «Терпи, старец»… Терпение было очень нужно. Ведь сослан был Максим Грек к политическому противнику – в монастырь Иосифа Волоцкого.
Потом Максима Грека перевели отбывать заключение в Тверь. Самое страшное для него: в 1525 году отлучили от причастия. А разрешили причащаться лишь 1541 году. Двадцать лет тюрьмы. Ещё и без Таинств Христовых. Наконец настоятелю Троицкой Лавры Артемию удалось испросить страдальца на покой в свой монастырь. Отпустили уже больного и немощного. И что же? Приехал в Лавру Иван Грозный. И посетил старца Максима. Сказал, что он, царь, дал-де обет богомолья. Вот теперь объезжает святые места, поклоняется святыням. Ответ Максима Грека: лучше бы тебе, царь, заменить обет богомолья на более богоугодный – помоги семьям воинов, погибших под Казанью, возьми над ними опеку. Как видим, ни годы, ни 20 лет тюрьмы, ни невыносимые страдания не изменили старца. Да и как поменяться? Ведь монах – это ангел в человеческой плоти. Божий Ангел говорит всегда правду и только правду и не ведает страха, кроме Божьего. В противном случае он станет бесом.
Скончался Максим Грек в Троице-Сергиевой Лавре в день своего небесного покровителя – Максима исповедника. Прославлен в лике святых в 1988 году.


Преподобный Максим Грек.

Слово 20. О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому при¬нести Создателю всего, после того, как сгорел соборный храм и весь двор его, со всем имуществом, также самый город Тверь, где сгорело множество иных храмов, обывательских домов и людей, казнимых гневом Божиим, что было 22 июля 1537 года, и какой боголепный ответ последовал бы ему от Господа; чему следует внимать со страхом и нелицемерною верою.
изд. Троице-Сергиева Лавра, 2008
Слово написано в стиле диалога: епископ Тверской вопрошает Бога и получает от Господа ответ.

Прости меня, будь милостив ко мне, Владыка, дерзающему высказать пред Твоим величеством слова печали и безумия, по причине великой скорби от обдержащих меня зол. Никогда не вознерадел я, – Ты мне свидетель, Владыка, – о божественных Твоих песнопениях и о благолепии Твоих служений, всегда совершая Твои духовные торжества с благогласным пением, со множеством благолепных священнослужителей, со звоном громогласных звучных колоколов, при курении различных благовонных ароматов; честныя Твои и Твоей Пречистой Матери иконы великолепно украшены мною золотом и серебром и драгоценными камнями. Но, чем я думал благоугодить Тебе, Царю, – оказалось, что этим я более Тебя прогневал; почему и испытал праведный гнев Твой. Будучи праведен и благ по естеству, несказанно щедр и человеколюбив, Ты никоим образом не истребил бы сразу всепоядающим огнем всю красоту и всю эту доброту, если бы мы сами не прогневали крайнейшую Твою благость преступлением Твоих заповедей. Поэтому, умоляем Тебя, рабы Твои: скажи нам, чем мы согрешили, чтобы мы могли достойным, соответственно своих согрешений, покаянием умилостивить Тебя, праведного и страшного Судию своего?
На это Господь и Создатель всего кротким гласом так ответил: зачем вы, о, человеки, неблагодарно и напрасно клевещете на праведный Мой суд? Тогда как вы должны бы были каяться предо Мной в том, в чем всегда бесстыдно согрешаете,- вы еще более прогневляете благость Мою, представляя Мне свои доброгласные пения и звон колоколов, многоценное украшение икон и курение различных благовоний, которые, если приносите их от законных приобретений и праведных ваших трудов, с праведным расположением, как древний Авель, то они Мне приятны, и Я призираю на них и воздаю вам Своими божественными дарованиями; ибо Я — праведный мздовоздаятель и не оставляю без мзды даже чашу студёной воды. Если же вы, о, человеки, приносите мне это от неправедных и богомерзких лихоимств и от приобретений, получаемых посредством похищения чужих имений, то это не только Мне ненавистно, как соединённое со слезами сирот и плачущих вдовиц и с кровью бедных, но ещё и возбуждает негодование Мое против вас, как приносящих Мне это с оскорблением Моей правды и Моего человеколюбия, и заставляет или истребить это сильным огнём, или отдать варварам в разграбление, как попущено Мною, по Моему праведному гневу, относительно других народов, несравненно лучших вас, которые подобно вам беззаконновали пьянством, гордостью, лихоимством и всяким развратом. Внезапная гибель великолепного и сильнейшего греческого царства постигшая его по праведному Моему гневу за несколько лет пред сим, пусть заставит вас отстать от прогневления Меня, если не хотите подвергнуться тому же. Вспомните, какое благолепное пение, и с каким благозвучным звоном колоколов и с какими благовонными курениями, обильно совершалось Мне там каждый день; сколько совершалось всенощных пений во дни церковных праздников и торжественных дней; какие воздвигались там Мне прекрасные, высокие и чудные храмы, и в них сколько хранилось апостольских мученических мощей, точащих обильные источники исцелений; какие хранились там сокровища высочайшей мудрости и всякого разума. И все это никакой не принесло им пользы, так как «вдовицу и сира умориша и пришельца убиша», как написано (Пс.93:6). Оставив упование на Мои щедроты, они приписали все звёздам: и здравие своё, и благополучие, и обилие плодов земных, и победы над врагами; будучи же побеждены златолюбием, возненавидели всякий закон правосудия, оправдывая за мзду всякого обидчика, также и в священные саны возводили не тех, которые сего достойны, но кто принесёт наибольшую мзду, того и ставили учителем над Моими людьми.
Убойтесь же этого примера, перестаньте беззаконновать, и постарайтесь ниневитским деятельным покаянием утолить праведную ярость Мою, ибо «Я, Бог, не хотяй беззакония» (Пс.5:5), и ненавижу от души всех творящих оное, и имя их от земли потреблю; праведных же люблю, и защищаю их в настоящем веке, и в будущем прославлю. Каким же служением вы можете благоугодить Мне? Видя Меня изображённым на иконе, вы украшаете изображение Моё золотым венцом, а Самого Меня, живущего среди вас, оставляете гибнуть голодом и холодом, тогда как сами всегда вкусно питаетесь и упиваетесь и украшаете себя различными одеждами. Снабди Меня тем, в чем Я нуждаюсь! Не прошу у тебя золотого венца; ибо Моё золотое украшение и кованный Мне венец – это то, чтобы посещать нищих, сирот и вдовиц, и доставлять им достаточное пропитание, как и напротив, их скудость в необходимом составляет для Меня досаду с вашей стороны и крайнее бесчестие, хотя бы вы бесчисленным множеством голосов и прекрасным пением гремели в Моих храмах; ибо не жертвы хочу Я, но милости. Какую же радость может доставить Мне ваше сладкогласное пение, соединённое с рыданиями и воздыханиями вопиющих ко Мне, по причине сильного голода, нищих Моих? Я – Судия вдовиц и Отец сирот и называюсь защитником жалких нищих. Подражайте же Мне и словом и делом, и заботьтесь о них, как Я забочусь, и не презирайте их, видя, что они терпят крайнюю нужду от голода и холода, но, как братьям своим, дайте им потребное щедрой рукой. И тогда Я кротким лицем и милостивым оком воззрю на вас и защищу вас в настоящей жизни и в будущей прославлю.
А как вы хвалитесь тем, что торжественно чествуете Меня разными благовониями и благозвучием колоколов, то внимательно и с усердием послушайте это Моё спасительное поучение и твёрдо сохраняйте его в сердцах своих. Не в доброзвучных колоколах и песнопениях и в драгоценных ароматах нуждаясь, о, человеки, сошёл Я на землю, облёкся в ваш вид, претерпел тяжкие страдания, досаждения и тридневное погребение. «Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс.49:12), по божественному изречению. Я наполняю небо и землю всякими благами и всяким благоуханием, «отверзаю руку Мою и исполняю всякое животно благоволения», как написано (Пс.144:16); прекрасным пением и дивными похвалами вокруг престола Моего непрестанно гремит бесчисленное множество бесплотных песнопевцев. Но, сильно желая Вашего спасения, честнее которого нет ничего для Меня из всего существующего, Я с любовью претерпел все те страдания, чтобы избавить вас от бесовского порабощения и всякого зла, и посредством чистой и непогрешительной веры, достохвального жития и равноангельных нравов привести вас к Единому истинному, присносущному, всепремудрому и нетленному Богу. Для этого Я повелел вписать в книги Свои спасительные заповеди, поучения и наказания, чтобы вы знали, как следует вам благоугождать Мне. Вы же книгу Моих словес внутри и снаружи обильно украшаете серебром и золотом, а силы написанных в ней Моих повелений не принимаете и исполнять не хотите, а, напротив своими поступками показываете, что признаете все ложным и пустым.\ … \Достойно же великих рыданий то, что вы, дерзая на такие душепагубные и богомерзкие поступки, пребываете всегда без покаяния, надеясь оправдаться предо Мной холодным раскаянием при самом последнем вашем издыхании. Приемлю и это ваше приношение, если оно будет запечатлено Моею заповедью, то есть, если отнятое разбойнически и немилосердно, возвратите обиженному; если очистите свою душу тёплыми слезами с воздыханием из глубины сердца, чистосердечным исповеданием своих скверных дел и милостынями нищим; если, оставив пьянство и всякие скверные дела, возлюбите целомудренную жизнь. Покаяние же, лишённое сих добрых дел, есть не покаяние, а поругание от бесов, усиливающихся этою душепагубною сетью низвести вас вместе с собою в преисподния земли. И опять: Мною заповедано вам не скрывать себе на земле сокровищ золота и серебра; также чрез Пророка Своего Я завещал вам: «богатство аще течетъ» обильным потоком, «не прилагайте» к нему «сердца» своего и «не уповайте на неправду» пагубную, и о расхищении чужих имений не радоваться — «на восхищение не желайте» (Пс.61:11): всю же любовь и весь разум иметь всегда устремлёнными горе — к небу; вы же убогих и сирот и вдовиц беспощадно и немилосердно расхищаете (как будто Я не имею о них никакого попечения), обижаете и убиваете их различными способами богомерзкого лихоимства. Я, устами Пророка строго угрожаю, говоря: «страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну» (Пс.11:5), чтобы отомстить за них; вы же ко всякой Моей угрозе и ко всякой заповеди остаётесь глухими, как аспид глухой, обижаете их и грабите ненасытно, нисколько не стыдясь и не боясь Меня, и не только от богатства, почитаемого вами своим, не подаёте им, видя, что они сильно страдают от голода, холода и всяких невзгод, но беззаконно лишаете их вполне и самой той части, которая определена на них храмом Моим, как полученная от благоверных князей на прокормление бедных, убогих, сирот и вдовиц; вы же употребляете её на различные свои удовольствия, на украшение себя ризами, на роскошные пиршества и богатые подарки знатным сановникам и богатым вельможам. Особенно строго и повелительно Я заповедал вам не звать на пир ни богатых соседей, ни сродников своих, ни друзей, но звать слепых, маломощных, хромых, убогих и, вообще, всех нищих (Лук.14:12.13); и эту Мою заповедь попрали, и с богачами всегда совершаете роскошные и дорого стоющие пиршества, и щедро одаряете их подарками из имения убогих и сирот, а Меня, истаявающего от голода и холода, стоящего у вас за воротами и горько плачущего по причине своей скудости, вы, осыпав сначала тяжкою бранью, отгоняете, бросив кусок гнилого хлеба; сами же посредством скверных и беззаконных прибытков и лихоимств, скопляете себе серебро к серебру и золото к золоту, возлагая на это, более чем на Бога, своё упование и хвалясь сим, чем обличаете сами себя \…\ Я ублажаю миротворцев и называю их сынами Божиими; вы же друг другу завидуете, друг друга ревнуете, и, как дикие звери, восстаёте друг против друга яростью и бесконечною враждою, да ещё поступают так те, которые нарицаются Моими священниками, наставниками Моего нового Израиля, которые должны бы своею примерною жизнью быть светом, а учением своим быть солью, и должны быть образцом целомудренной жизни как для верующих, так и для неверных. Вы же ныне, – о, какой невыразимый стыд! – соделались наставниками всякого нечестия, преткновением и предметом соблазна для верных и неверных, ибо наравне с простыми и невежественными людьми и объедаетесь, и упиваетесь без всякого воздержания, и с великою яростью досаждаете друг другу, когда от многого винопития возникнет между вами спор, который и приводит вас в сильное бешенство. И это происходит у вас во дни Моих божественных праздников, когда следовало бы трезвиться, жить благочинно, и других примером своей трезвенной жизни привлекать к спасительному соревнованию вам. Вы же установленные Моим повелением, во славу и в честь Мою, а вам во освящение и к исправлению доброго жития – праздники, сделали себе поводом к пьянству и разгулу, крайне неприлично бесчинствуя в эти дни. Так ли воздаёте Мне за Моё к вам благоутробие, за смерть Мою и тридневное погребение, которые Я подъял ради вашего спасения? Так ли стараетесь достойно прославить и почтить Меня, прославившего вас божественною Моею славою? Воистину, вы постоянно оказываетесь неблагодарными Мне и весьма противящимися, не радя о божественной Моей славе. Вы у всех славны и честны, и всякими благими обогатились в изобилии; вера же Моя и божественная слава обращаются в большой смех у язычников, видящих ваши нравы и ваше житие направленными не по Моим заповедям, а, напротив, сообразными их беззаконным нравам и наполненными всякими пороками: пьянством, гордостью, лихоиманием, развратом, «ихже ради», как написано, «грядет гневъ» Мой на вас и не перестанет идти, пока окончательно не истребит из вас всякое зло. Если угодно вам всегда получать биения и всякие раны от Меня, праведного Судии, то продолжайте пребывать в обычных ваших беззакониях; если же, подвергаясь биению, чувствуете боль, то перестаньте беззаконствовать. Ибо любя вас, как отец своих детей, наказываю немного, чтобы вы получили вечную радость: слышали ведь, что Господь, «его же любить, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлетъ» (Притч.3:12). А Я не в притче, но явственно взываю: «аще не обратитеся и будете якоже дети» незлобивые, «не внидите в небесное Мое царство» (Mф.18,3). Вы же и этою страшною угрозою пренебрегли, и стараетесь друг друга превзойти сладкопитанием, честью и скоропреходящею славою, также ризным украшением и множеством слуг, и, всею душою желая всего этого, стараетесь всегда достигнуть больших степеней, – и это не того, чтобы больше прославить Меня вашею похвальною жизнью и славою, и чтобы обратить людей к исполнению Моих заповедей, но чтобы скопить себе побольше сокровищ и от людей получить большую славу. И все это вы дозволяете себе, не взирая на то, что слышите Мое ясное слово о богаче, питавшемся невоздержно и облачавшемся в порфиру и виссон, что он за своё бесчеловечие горит в огне и не сподобляется даже капли воды; а об убогом Лазаре, что он за мужественное терпение, с благодарением, крайней нищеты и страшного недуга, водворен в недрах Авраама! Сколько и теперь таких, которые также, как и этот убогий терпят холод и голод и разные недуги и, презираемые вами, лежат на улицах, а вы, подобно тому ненавистнику нищих, красуетесь и разнообразно питаетесь за счёт имения нищих и сирот, не трепеща и нисколько не обращая внимания на Мою угрозу – рассечь пополам и осудить в неугасимый огонь лукавого раба, который бьёт своих клеврет, то есть, убогих и сирот, оставляя их терпеть скудость в житейских потребностях! Какой против всего этого можете дать ответ, когда предстанете нагими и трепещущими предо Мною, когда Я буду вас судить и крепко испытывать во всем, в чем вы погрешили? Или надеетесь оправдаться верою в Меня, или крещением, или этими черными рубищами, которые вы возлагаете на себя при последнем издыхании? Вспомните, что написано Моими учениками, и постарайтесь отстать от всякого зла: ибо суд Мой божественный и страшный, «без милости» применяется к «несотворшим милости» (Иак.2:13); и «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи», как вы слышали, «внидет в царство небесное» вместе с мудрыми девами, но только тот, кто исполняет волю Отца Моего (Mф.7,21), то есть, кто соблюдает Мои заповеди. Поэтому, к вере вашей и чёрной одежде, постарайтесь приобрести и богоугодные дела. Кто не имеет добрых и спасительных дел, тому вера и чёрные рубища не помогут, ибо Судия зрит не на тленные ризы, но на украшающие душу добродетели. Устрашитесь посечения неплодной смоковницы, которой не доставило никакой пользы то, что она была насаждена в винограднике, когда не принесла плодов добродетелей своему хозяину (Лук.13:6). Бойтесь также примера изгнанного из чертога духовных браков за то, что не приобрёл ризы, соответствующей сим бракам. Под ризою же, достойной божественных браков, разумей благодать спасительного крещения, которую вы, великим своим безумием и разленением, и преслушанием Моих к вам словес, оскверняете и всякими мерзкими похотями плоти соделываете мерзкою и непотребною. Бойтесь страшного Моего судилища, которое даже девства и творящего чудеса не оправдывает, если они в сосудах своих не стяжали елея, то есть, не попеклись об убогих, страдающих от голода, холода и всякой нужды; ибо правая вера и добрые дела, будучи лишены одно другого, в отдельности не приносят никакой пользы.
Вот, вы слышали в коротких словах причины праведного Моего на вас гнева: постарайтесь же отстать от них, если искренно желаете на будущее время пребывать без вреда и всегда сподобляться Моего заступления. Если же, по великому своему неразумно и по непокорству, вы отвратитесь от этого Моего спасительного и исполненного щедрот поучения и с бесчувствием будете пребывать в своих пороках, грехах и разврате, то и Я отвращу лице Свое от вас, как отвратил от других Моих народов, подобно вам прогневавших Меня пьянством, развратом и всякими неправдами, и покрывающую вас от многих бед десницу Мою отыму от вас. И тогда узнаете на деле, каких зол и бедствий служит причиною прогневление Бога. Насколько Я щедр и человеколюбив по естеству, настолько же и страшный Судия, взирающий не на лица и не на ризы, а на искреннее обращение души и на ненависть, с какою она возненавидела свои пороки. Я – Бог, не погубляющий, а спасающий и сожалеющий о согрешениях тех, которые обращаются ко Мне прежде своей кончины и показывают плоды, достойные покаяния. А которые по причине великого бесстыдства добровольно попирают честные Мои заповеди, надеясь чрез последнее своё холодное исповедание грехов избавиться Моего осуждения – тех и в этой жизни не перестану бить, пока окончательно не истреблю их злобу, и в будущем не перестану от сего, если не отстанут от богомерзкой мысли и злого своего нрава. Раз навсегда сказано Мною, что «раб, знающий волю господина своего и не сотворив по воли его», в будущем «биен будет много; неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало» (Лук.12:47,48). Вы же, знающие Мою волю, и бесстыдно весьма беззаконно согрешая, как надеетесь избежать Моих испытаний, которыми и всякий праведник сильно истязуется и «едва спасается», как написано (1Петр. 4:18)? Вникните же и ужаснитесь, о, несмысленные, и потщитесь отступить от своей прелести! Ибо если живущий праведно и преподобно едва спасается от преисподних вечных мук, то вы, исполненные всегда всяких скверн и мерзких беззаконных дел, как надеетесь получить спасение, не сотворив плодов, достойных сего? Или не слышали вы и не знаете проповедника, вопиющего, что «всяко древо, не творящее плода добра», с корнем «посекается и во огнь вмешается» (Лук.3:9)? Постарайтесь же прежде исхода своего принести плоды, достойные покаяния, дабы вы оказались как цветущий «финикс, насажденный в дому» Моем, как «кедр, иже в Ливане», умножились во дворах Моих (Пс.91:13.14).