Заповеди

Уроки веры №4-5 2014

Страшное начало.
Удивляются люди: что с миром творится?!
С каждым годом все хуже и хуже…
А что удивляться?
Ведь путь к аду начинается здесь, на Земле.
Монах Варнава(Санин).!

Первая и вторая заповеди

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
(Евангелие от Матфея 22:37-40)

Если расставлять приоритеты, и говорить о новозаветной Христовой церкви, есть заповеди, которые дал сам Господь, обращаясь к христианам первого века. Он говорил, что есть две главные заповеди, которые нужно соблюдать, чтобы наследовать Царствие Небесное: возлюби Бога своего всей душой и всем сердцем и возлюби ближнего как самого себя.
Эти заповеди перекликаются с ветхозаветными заповедями, теми, которые Господь дал Моисею, всему израильскому народу, и через него всему человечеству. Наверное, нет человека на земле, который не знал бы, что существуют 10 заповедей, данные Богом. Эти заповеди очень тесно перекликаются с нашим нравственным законом. По сути человек, даже не будучи христианином, невольно выполняет эти заповеди, следуя голосу своей совести.
Ведь совесть — это и есть голос Бога в душе человека. А вот как научиться исполнять две главные заповеди? Вопрос не простой. Как возлюбить Господа, Которого мы не видели и как нам кажется, которого мы не знаем? Действительно, из нас, ныне живущих, никто Бога не видел.
Видеть Христа посчастливилось только первым христианам. Но ведь каждый из нас ощущал благодатную помощь Божию, особенно, когда в безвыходной ситуации мы обращались к нему, чувствовали его помощь. Можно провести такую аналогию: ребенок, который находится под сердцем, в утробе, маму тоже не видит, но всем своим телом, всей своей душой ощущает заботу о нем, материнское попечение.
Ближнего своего мы видим. Его надо полюбить. Казалось бы, что проще? Отнюдь. Тем более, нужно правильно понимать, кто такой ближний. Мы сразу думаем о наших родственниках. Но Христос говорил о том, что ближний – это все люди вокруг. Это сосед или соседка, которые постоянно докучают нам, это и наш одноклассник, который почему-то все время норовит обидеть, это и хулиганы, которые живут в нашем дворе. И полюбить их без помощи Божией – невозможно. Сам Христос дает нам рецепт еще в Евангелии, в первую очередь делать добро тем, кто делает что-то неприятное. Отвечать добром на зло. Если человек желает тебе зла, желай ему добра, молись за него. А это будет уже доброе дело, первый шаг, чтобы полюбить своего ближнего.
Помоги нам Господи в исполнении этой заповеди!
Подготовила Елена Зарова.

Третья заповедь.

Мы говорили о наибольших заповедях, данных человеку Богом.
Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних.
Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, нередко впадают в грех. Как часто приходится слышать произношение имени Божиего всуе, к слову или с воздыханием. А третья заповедь гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». (Исх. 20,7.)
Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц.
Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?
Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.
Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.
В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил его присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: «Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?» Доктор отвечал: «Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной, благодаря ране, становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».
Вот, что говорит святитель Николай Сербский: «О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?
О, Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе».
Будем же и мы внимать себе, дабы не согрешать против третьей заповеди.

Четвертая заповедь гласит:

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. (Исх. 20; 8 -11)

Господь создал душу человека как дивную песнь во славу Свою – Бога и Творца. Грех разрушил ее гармонию. В исполнении евангельских Заповедей душа вновь находит себя, вновь обретает свою цельность, ее способности, чувства и силы, объединенные благодатью, вновь начинают звучать как небесная песнь. Поэтому только в жизни по Заповедям душа обретает полный покой, только через исполнение их устраняются внутренние противоречия. Нарушение Заповедей, жизнь по стихиям мира и его понятиям – это мучительные диссонансы человеческой души. Покой, который открыло Евангелие,– это гармония душевных сил и гармония самой души с Богом.
Евангельские Заповеди – словно окна, через которые вливается в душу небесный свет. С давних времен дошло до нас мудрое наставление православному христианину.
“А тебе, брат, полезно трудиться, а после трудов полезно отдыхать. Полезно трудиться, потому что Бог благословил труд, полезно отдыхать, потому что Бог благословил отдых после трудов. Труд твой да будет творчеством, так как ты чадо Творца, поэтому не разрушай, но созидай!”
В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: «Заботы мои лишь о том, чтобы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец».
Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние.
Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели.
Горько вздохнул отец и сказал: «Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло». И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: «Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство».
Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.
“В седьмой же день отдыхай! Как отдыхать? Знай, что отдых только от Бога и в Боге. Нигде больше праведного отдыха не найти в этом мире. Ибо этот мир неспокоен, как водоворот. Посвяти покой седьмого дня исключительно Богу, и тогда сможешь воистину отдохнуть и исполниться новых сил.
В седьмой день думай о Боге, говори о Боге, читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу.
Один безбожник не почитал Заповедь Божию о праздновании воскресного дня и продолжал субботние труды и в воскресенье. В воскресный день, в то время, когда все село отдыхало, он трудился на поле со своим скотом, которому также не давал отдыха. В среду следующей недели он совершенно обессилел, и скот его тоже выбился из сил. И теперь, когда все село трудилось в поле, он лежал дома в изнеможении, злобе и отчаянии.
Братья, не берите пример с этого безбожника, чтобы не сгубить свои силы, и здоровье, и душу. Посему шесть дней работайте с Богом для себя с любовью и наслаждением, усердием и почтением, а седьмой день в целости посвятите Богу. Истинно говорю вам из своего опыта, что правильный труд и правильное празднование воскресенья одухотворяют человека, молодят его и делают вновь сильным после понесенных трудов.”

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Заповеди Божии


От точного исполнения четвертой Заповеди, по мнению ветхозаветных учителей, зависела историческая судьба народа и пришествие Мессии Господа нашего Иисуса Христа.
Для христиан покой воскресенья – выход из круговорота повседневных дел в жизнь духа. Это время для посещения храма и домашней молитвы, время стяжания благодати.

Притча к пятой заповеди
Грустный повод.

Шел по селу старый монах. Увидел он, как ругается сын с отцом, как обзывает его всячески, а под конец еще и замахнулся на него, и только горько вздохнул.
Прошел дальше — а там дочь с матерью не ладят. Тоже ругаются. Мать на дочь, а та — на нее.
Еще горше вздохнул монах. А когда на кладбище за селом зашел — покойников помянуть — и вовсе прослезился.
Что ни могилка — то парень или девушка под крестом…
Но неудивительно было это монаху. Он ведь знал, что пятая Заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». И если внимательно прочитать ее, то ясно увидишь, что тот, кто не чтит отца и матерь, не говоря уж о том, что не слушает или злословит их, тот обрекает себя на всякие беды, болезни, а то и раннюю смерть.
Ведь у Бога неложно каждое слово!
Кто-кто, а старый монах хорошо знал это. И только имел сейчас лишний грустный повод убедиться в этом…
Монах Варнава (Санин)

Пятая заповедь.

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. (Исх.20:12)

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит:
Любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми «отсталыми,» а их понятия «отжившими.»
Бог сказал: «Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца» (Лев. 19:32).
Только в том случае, когда требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.

Определение грехов по пятой Заповеди:
Любишь ли, почитаешь ли, слушаешь ли своих родителей? Не обходился ли с ними грубо, непочтительно, не обманывал ли их? Не бранил ли за глаза, не осуждал ли их и вообще не обижал ли их чем-либо?
Ежедневно ли утром и вечером молишься за родителей Богу, заботишься ли об их покое и доставлении им необходимых средств к жизни?
Почитаешь ли должным образом духовные и гражданские власти? Не порицаешь ли вышестоящих? Не согрешил ли ты ропотом, порицанием, пересуждением их действий?
Не позволял ли себе небрежности при исполнении своих обязанностей?
Любишь ли ты свое Отечество?
Не согрешил ли непочтительностью к архиереям, священникам и другому церковному клиру?
Не проявлял ли неблагодарность к своим учителям, воспитателям, благодетелям? Имеешь ли должную любовь к своим родственникам?
Не допустил ли ты когда-либо неуважительных слов или действий по отношению к пожилым людям?
Не раздражаешься ли, не гневаешься ли на детей своих и не отдаешь ли одному из них предпочтения?
Молишься ли за них Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощи тебе воспитать их в благочестии, страхе Божием, смирении?
Воспитываешь ли своих детей в христианском духе: внушаешь ли им любовь к Богу, Православной Церкви с ее установлениями и обрядами, а также любовь к ближним и ко всему доброму? Приучаешь ли их послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию?
Не относишься ли вообще беспечно к их обучению и воспитанию? Не поступаешь ли с ними жестоко, не бранишь ли их неприличными словами и не призываешь ли на них наказания Божия? Не потакаешь ли их шалостям и недостаткам и не подаешь ли им повода к худому или соблазна своим поведением и разговорами?
Значение Заповедей велико, как в земной жизни, так и в деле спасения души каждого из нас.
Очень часто главными разрушителями пятой заповеди становятся не строптивые дети, а любящие родители. Они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестёр. Они думают, что уменьшение количества детей улучшит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать погублением.
Мы видим себя в европейском доме. Но этот дом — дом престарелых. Во-первых, потому, что Европа уже не живёт, а почивает на «заслуженном» отдыхе. Во-вторых, культура Европы — это культура распавшихся семей. Это — культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат есть, сколько то, что развратничают, не краснея. Это культура, где юноши не имеют авторитетов, а старики — иных целей, кроме путешествий в тёплые края.
Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру.
Называя аборт прерыванием беременности, воровство — восстановлением справедливости, а разврат — уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога, но любит личину приличия.
Конечно, заповедь о почтении к родителям не осталась нетронутой. То, что должны выполнять по отношению к постаревшим родителям взрослые дети, выполняют теперь Пенсионный фонд и социальные службы. Молодая Европа “умыла руки” — пятой заповеди там больше нет.
Не повторить бы нам этой ошибки, воспитывая “маленькие индивидуальности” по европейскому образцу!
Высшие достижения Запада — это философия, наука и технологии. Высшие проявления Востока — это ценности не спеша живущего человека. Это ценности, связанные с семьёй: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое.
Технологии, оторванные от морали, поставили мир на грань выживания. Если миру суждено ещё пожить, то это зависит от лучших ценностей Востока. «Чти отца и мать» — одна из них, и не у Запада учиться её реализации.
Как известно, все мы родом из детства. Значит, в наших силах уже в детстве ребенка заложить правильное восприятие уважения и послушания по отношению к своим родителям.
На самом деле, стремление помочь, услужить — очень хорошее качество. Оно заложено в каждом ребенке.
Присмотритесь к детям. Поначалу маленький человек буквально рвется помочь, услужить взрослым. Хочет помочь матери накрыть на стол, вынести мусор вместе с отцом. Но он еще слаб, неловок, многое не умеет. Часто его инициатива вызывает нетерпение и раздражение у старших, которым вечно некогда. «Не лезь, не мешай». Постепенно ребенок смиряется и сам подавляет свою инициативу, чтобы лишний раз не нарваться на выговор.
Все мы любим своих детей и хотим, чтобы они жили долго и счастливо. Так давайте добиваться от них уважения к нам, их родителям. Ради их же блага. Ради них сами же.

Шестая заповедь: Не убий (Исх.20-13).

Убить – значит уничтожить, лишить жизни.
По степени тяжести первым считается самоубийство, затем – цареубийство, после – братоубийство.
Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни — самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершенных против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягчен еще смертным грехом отчаяния, ропота и дерзкого восстания против Промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.
Грехом будут мысли о самоубийстве — данные греховные мысли всегда имеют своим источником родоначальника всего сущего зла — диавола. Поэтому даже одно только приятие их, пусть даже на короткое время, открывает душу для демонического воздействия, помрачает ум и сердце, удаляет от человека помощь Ангела- Хранителя.
Священникам на исповеди часто приходиться слышать: «Я не убивала! Против этой заповеди я не грешила.» При этом выясняется, что аборты в жизни женщина делала, и вовсе не осознает, что аборт и есть убийство. Повинен в этом страшном грехе и отец ребенка, если дал свое согласие или проявил равнодушие. Ни отец, ни мать не имеют права лишить жизни своих детей, ибо не родители дают жизнь ребенку, но Бог через родителей. Родители — это сосуд, в котором Бог замешивает жизнь, и подобие печи, в которой Бог печет Хлеб Жизни. Но родители не дают жизни, и поэтому, раз они не дают, значит, и не имеют права отнимать ее. Также повинны врачи, производящие аборт, и те, кто помогает в абортарии.
Грехом является и совет сделать аборт. Аборт по сути своей не отличается от убийства уже родившихся детей. Просто одним дали родиться, а потом убили, а других убили, даже не дав появиться на свет. И нет оправдания совершившим подобный грех. До конца жизни должны они нести эпитимию, безропотно принимая скорби и страдания, попущенные им в этой земной жизни за совершенный грех.
Предоставление убийце или самоубийце орудий для совершения преступлений. Так в церковных правилах сказано: «жен дающих врачевство, производящие недоношение во чреве, подвергаем эпитимии человекоубийцы» (дающих лекарства, которое способствует аборту, подвергать тому же наказанию, что и убийц) (VI Вселенский собор пр. 91).
Человек бывает повинен в грехе убийства и тогда, когда сам лично и не убивает, но способствует убийству, отдавая приказ, подталкивая, или просто не мешая другим в этом преступном деле. Например: судья, выносящий смертный приговор подсудимому, невиновность которого ему известна; всякий, кто пособничает другим в совершении убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием, или кто укрывает и оправдывает убийцу, чем способствует совершению новых преступлений; женщина, совершающая аборт, и те, кто подстрекает и поддерживает ее в этом греховном замысле; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем ускоряет их смерть; всякий, кто невоздержанием, пьянством, развратом, наркоманией и различными пороками сокращает собственную жизнь; кто не избавляет и не спасает ближнего своего от смерти, когда вполне мог бы это сделать.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, не оказывает помощи больным и бедным, живет с другими во вражде, питает в себе чувства зависти, злобы, ненависти, заводит с другими драки и ссоры, огорчает своих ближних.
Грешат против этой заповеди злые и сильные, которые обижают слабых, что особенно часто встречается в детской среде. Евангельский закон говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего (ближнего), есть человекоубийца» (1Ин. 3,15).
Всегда надо помнить, что преступное убийство и сражение на войне, пусть даже с большими человеческими жертвами, вещи совершенно разные. Война есть великое общественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, попускаемое Господом для вразумления и исправления народа. Подобно войне, попускаются эпидемии, голод, пожары и другие несчастья. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более что каждый воин готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих», для защиты веры и Отечества. Так, среди воинов было много святых, прославленных как при жизни, так и по смерти многими чудесами.
Другой вид убийства – это жестокость, которая может привести человека в духовное изнеможение от уныния и отчаяния, являющееся подобием смерти. Человеку может стать безразлично все, даже собственное спасение. В состоянии уныния и отчаяния он легко склоняется на грех, даже больше того: ищет его, чтобы забыться в нем, как в наркотике или вине. Здесь – словно два ножа одновременно ударили в грудь. Здесь – два убийцы одной души. Как часто брошенное нами слово причиняет человеку рану, которая не заживает много лет – и здесь мы убийцы! Как часто на нашем пути оказываются люди несчастные и беспомощные, а мы равнодушно проходим мимо них. «Это не наше дело»,– говорим мы и становимся убийцами. По слову Господа, сатана с самого начала – убийца и лжец.
Любовь к просмотру кровавых зрелищ типа боев без правил, боевиков изобилующих убийствами и драками, собачьих боев и прочих. Подобные зрелища являются прототипами гладиаторских боев, когда на потеху толпе люди убивали друг друга. Здесь также можно говорить о соучастии в убийстве, причем убийстве ради развлечения, ради острых ощущений.
Не куришь ли табак?
Насколько ты радеешь о деле своего спасения?
Не считаешь ли грехом лечиться?
Каждый бесцельно прожитый день – убийство дня, каждый сознательно совершенный грех – «убийство» благодати в своем сердце.
Чтобы соблюсти шестую заповедь во всей ее полноте, христианину следует помогать бедным, ухаживать за больными, утешать печальных, как возможно помогать несчастным, со всеми обходиться кротко, смиренно и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, творить добро врагам. Сострадание и любовь к ближнему, заповеди, данные Богом, не развиваются в душах любителей кровавых зрелищ, но холодная дьявольская жестокость, равнодушие и агрессия возрастают в сердцах, любящих чужие страдания. При подобных увеселениях человек развращает себя, открывает душу для дьявольского воздействия, удаляется от Бога.
Есть еще один вид убийства. Порой, когда нас оскорбят, мы будто бы не мстим, но стараемся изгнать из своей души даже воспоминание о нанесшем нам обиду человеке, говоря: «Он умер для меня». А между тем мы просто-напросто отомстили ему, вычеркнув его из своей жизни, выбросив из нее, как выбрасывают за ворота сор. Даже молиться о том, кто нас обидел, нам трудно и неприятно, точно нести на плечах тяжелую и неудобную ношу. Мы молимся за него не от сердца, а как бы вскользь, ради формы, как бы даже не желая, чтобы наша молитва исполнилась. Если с ним случится несчастье, то где-то в глубине души мы обрадуемся этому и скажем: «Получил, что заслужил, так по твоим делам тебе и надо». Так что под видимым равнодушием скрывается оледеневшая ненависть.
Святые отцы заповедали нам ничего не говорить во время гнева – ни хорошего, ни худого, а лишь плотно сомкнуть губы, как плотно закрывают крышку банки, в которой копошатся ядовитые гады, пытаясь найти щель, чтобы вылезти через нее наружу. После гнева обычно приходит раскаяние, человек видит, как он был несправедлив, и потому делается вдруг мягким, как воск. Но это – только на время: свойство страсти гнева таково, что подобные вспышки часто повторяются.
Раздражительность и ярость, которые сокращают дни нашей жизни. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30,26). Раздражительность, гнев, досада, злопамятство, злоба, вражда — все это несколько разные страсти, хотя и имеющие сродство между собою.
Нанесение вреда ближнему своей собакой или другим животным. Некоторые люди по легкомыслию гуляют с собакой без намордника и поводка. Тем самым зачастую наносят эмоциональные травмы, проходящим мимо людям. А ведь известно, что дети, напуганные собакой могут остаться заиками. Есть и такие, которые ради собственного греховного желания натравливают одну собаку на другую и развлекаются возникшей дракой. Собака же, оставаясь по своему существу зверем, может неожиданно напасть и искусать незнакомого.
Продажа или даренье в пищу чего-либо вредящего здоровью.
Грешат те, кто кормит некачественной едой, например, в кафе, продает тухлую замороженную рыбу, испорченное вино или поддельную водку. Кто дарит другим или приносит в церковь продукты, которыми брезгует по их несвежести или испорченности. Здесь получается как в народной пословице: «На тебе, Боже, что нам негоже». Господь заповедовал любить ближнего как самого себя и не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Из этого и надо исходить, когда думаешь подарить кому что-либо негодное.
Кто производит и продает продукты питания с вредными для здоровья консервантами и травит ими, ради наживы, ничего не подозревающих покупателей.
Согрешают и те, кто получают испорченную, просроченную или заведомо вредную гуманитарную помощь, и с видом благодетеля раздают или по дешевке продают ее людям.
Крайнее изнурение на работе самого себя. «Бдительность над богатством изнуряет тело» (Сир. 31, 1). Когда человек постоянно напряжен и не дает себе ни малейшего отдыха, отказывает себе в прогулке и сне, плохо и нерегулярно питается, тогда он неизбежно укорачивает свою жизнь. Поэтому неумеренность в служебном рвении, в занятиях ремеслом или торговлей — просто преступна. Нужно помнить, что здоровье — это тоже богатство, данное изначально нам Богом, и, растратив его бездумно, ни за какие уже деньги его не приобретешь.

Заповедь Седьмая:
Не прелюбодействуй.(Исх.20,14.)

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
А это значит: не можешь иметь незаконную связь с женщиной. Воистину, этой заповеди более послушны животные, нежели многие люди.
Ибо животные вступают в связь между собой в точности в то самое время и точно так, как им предопределил Творец. А многие люди не признают ни времени, ни порядка в связях. Разум их притупился от блуда, так что они не отличают законную связь с женщиной от незаконной.
Поэтому часто можно услышать от прелюбодея оправдание своего греха, потому что им совершенно все равно, своя ли жена или чужая, подходящее время или неподходящее.
Так, если бы больной человек сказал, когда ему положат в рот сначала соль, потом перец и сахар: «Это все одинаково вкусно. Это все одно и тоже». Если бы было все равно, как жить – законно или беззаконно, не дал бы тогда Бог через Моисея народу израильскому такой Заповеди – «Не прелюбодействуй».
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе, как радости, так и горести. Поэтому этой Заповедью, Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены характеры и вкусы разные, – они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой Заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Прелюбодейство разрушает человека телесно и душевно. Прелюбодеи обычно прежде старости заканчивают свою жизнь в ранах, муках и умопомрачении. Страшнейшие и наимерзостнейшие болезни, которые знает наука, есть болезни, которые во множестве разносятся человеческим прелюбодеянием. Тело прелюбодея постоянно находится в болезнях, как смрадная лужа, от которой всяк бежит с зажатым носом и великим омерзением.
Но если бы зло заканчивалось на тех, кто это зло учинил… Становится действительно страшно, когда подумаешь, что дети прелюбодеев наследуют их духовные болезни: сыновья и дочери, внуки и правнуки, будут искушаемы этим недугом. Болезни от прелюбодейства — это бич для людей. Более всего от этих болезней, чем от каких-либо других, человечество приходит в упадок, и деградирует.
Если Ветхий Завет сурово карал за прелюбодеяние, то Новый Завет требует от нас также чистоты помыслов и желаний.
Грех блуда многолик и многообразен. Вожделение в сердце: словно взгляд одного человека облил другого липкой, зловонной грязью. Блуд может обнаруживать себя в звучании голоса: иногда человек говорит по-видимому о чистом или даже святом, но в самом голосе и дыхании его слышится скрытое сладострастие. Порой движение головы или улыбка человека служат безмолвным знаком, что он внутренне готов к блуду.
Ни один грех, кроме гордости, не умерщвляет сердце так, как блуд. Молитва – это голубь чистоты, который не может найти для себя места в оскверненном сердце.
Телевизор превратил дома сначала в театры, а затем в блудилища. Рыба, заглатывая крючок, не может избавиться от него, и человек, растливший себя у телевизора, уже принадлежит ему. Они настолько привыкают к этому визуальному разврату, что начинают считать такие отношения нормальными.
Самым же страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь между лицами одного пола. В наши дни на Западе уже регистрируют такого рода «семьи». А мы же будем помнить, что за этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру.(Библия гл. 19). Когда в этих городах уже не могло найтись и десяти праведных и чистых людей, Бог послал на них огненный град с серой, так что оба города вместе были замурованы, как в гробу.
В Южной Италии и теперь еще есть место, называемое Помпея, — некогда богатый и роскошный город, а ныне жалкие развалины. Видя их, люди воздыхают в страхе и ужасе. История Помпеи, была проста: богатство довело этот город до такой безнравственной и блудной жизни, какой с сотворения мира не вспомнить. И сошло на него нежданно наказание Божие. В один день разверзлась гора Везувий близ Помпеи и забил оттуда вулкан, и огненная лава с пеплом и камнями засыпала город со всеми его жителями, как в могилах засыпают землей умерших.
Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний, быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях.
Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: сквернословия, бесстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святого.»
Пусть же вам, братья и сестры, Бог Всемогущий поможет не заблудиться и не встать на скользкий и опасный путь прелюбодеяния.
Пусть ваш Ангел хранитель поможет сохранить мир и любовь в доме вашем.
Пусть Матерь Божия научит ваших сыновей и дочерей Своему Божественному целомудрию, чтобы тела и души их были не запачканы грехом, но чисты и светлы, дабы был с ними Дух Святый, наставляющий их и обогащающий только тем, что есть Божественно, что от Бога.


Восьмая заповедь Закона Божия: Не кради ( Исх. 20, 15).

Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим.
Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или же небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой), ростовщичество (когда даешь деньги в долг с процентами) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана.
Являются так же воровством те случаи, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника.
Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах.
Грешит против этой заповеди и тот, кто берет с работы домой канцелярские товары, пользуется множительной техникой для личных целей, не получив разрешения руководства.
Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам.
В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» (Еф. 4:28).
Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание и отречение от всякой собственности. Это предлагается тем, кто стремится к совершенству: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах,» — сказал Господь богатому юноше (Мт. 19:21).
Такому евангельскому идеалу следовали многие подвижники, например, святые Антоний Великий и Павел Фивейский, св. Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская и многие другие.
Вот к чему приводит человека преступление Восьмой Заповеди. Расскажем две истории.
В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов.
За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больны, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.
Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо.
Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям.
Дошла очередь до семьи Исмаила, и он видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы.
Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: «Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию».
Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры. А дети его выздоровели.
И еще один удивительный случай из жизни.
Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: «Мы не твои; ты — вор».
Господь Бог знает, что кража делает обоих несчастными. И того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, Его дети, не были несчастны, Премудрый Господь и дал эту заповедь: НЕ УКРАДИ.


Девятая заповедь Закона Божия: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20,16).

Прямое значение заповеди: «Не произноси сознательно ложь с целью опорочить человека, не лги на суде, не распространяй тайно ложных слухов, не превращай свой язык в уязвляющее людей змеиное жало».
Но если змея поражает одну только свою жертву, в кровь которой выпускает яд, то клеветник отравляет многих, отравляет души тех, кто слушает его и общается с ним.
Клевета похожа на заразную болезнь, которая передается от одного больного к другому. Поэтому царь Давид сказал в назидание нам: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню. Святые отцы говорили: «Не стыдись прервать клеветника. Слушая его, ты соучаствуешь в клевете».
Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды является согрешением против Девятой Заповеди.
Люди, сами будучи поражены грехом, судят о других по себе, поэтому они охотно верят клевете.
Кроме того, два порока, присущие нам,– гордость и зависть – тайно желают унижения и позора другим людям, чтобы человек мог услаждаться мыслью, будто он лучше прочих. Поэтому человек обычно ухватывается за клевету, как за лакомую пищу.
Вот как Бог обличает ложное свидетельство против ближнего.
В одном селе жили два соседа, Лука и Илия.
Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй.
Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя.
Илия защищался, как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: «Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня». Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой.
Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А рано утром пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.
Господь заповедал: Не судите.
В каждом осуждении человека содержится клевета. Мы ставим человеку оценку, как учитель на экзамене – ученику, выносим ему приговор, как судья – преступнику, говорим о нем так, словно видим самую сокровенность его души или словно вся жизнь его раскрыта перед нами.
Свои домыслы о человеке, неверные и шаткие, основанные не столько на фактах, сколько на нашем личном отношении к нему, симпатии или антипатии, мы утверждаем как действительность. В глубине души считая себя безошибочными аналитиками чужих достоинств и недостатков, мы описываем личность другого человека, как ученый – инфузорию, которую он рассматривает под микроскопом.
Осуждение – одно из проявлений гордыни, это страсть, которая дает возможность, очерняя других, любоваться собой.
Часто люди собираются вместе именно ради осуждения. Как оживляются их лица, каким восторгом горят их глаза, когда они говорят о человеческих слабостях или пороках! С каким торжеством они приносят новости о своих соседях, точно добычу на общий стол!
Почти всегда, осуждая и клевеща на других, они оправдывают себя тем, что «борются за правду». Но на самом деле здесь не осуждение порока, а патологическая внутренняя скверна самих судей-клеветников. Такие люди похожи на мух, ползающих по прилавку, на котором лежит мясо, или на червей, поедающих труп.
Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «дьявол» значит «клеветник.”
Наше дело – исполнять заповеди, а не судить. Мы сами осуждены (собственными грехами) и нуждаемся в помиловании.
Премудрый пишет: При многословии не миновать греха, потому святые отцы, словно на весах, взвешивали каждое свое слово.
Как же бороться с клеветой и осуждением – этим желанием самоутверждаться в своих собственных глазах за счет уничижения и очернения других?
Прежде всего клевета и осуждение – это дефицит любви. Поэтому если человек действительно хочет бороться со страстью осуждения, он должен тайно делать ближним добро и молиться за тех, кого в душе желал бы осудить.
За тем деланием своим ему постоянно нужно иметь Иисусову молитву, в свете которой сердце познает всю низость и мерзость нашей обыденной клеветы.
Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним.
Ап. Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу» (Еф. 4:25).
Относительно осуждения Спаситель определенно говорит: «Не судите, да не судимы будете!»
Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия.
Ведь слово — это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию.
Относительно пустословия Иисус Христос учил так: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мт. 12:36-37).

10-я Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Мы подошли к последней Заповеди Закона Божьего. Что она означает? Как только человек пожелал, так уже впал во грех. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.
Один праведный человек, по имени Ловро, оставил свое село и поселился в горах, где жил уединенно. Он старался искоренить из своей души все лишние желания. Несколько лет Ловро думал лишь о Боге, молился Богу и постился. Когда он снова вернулся в село, все односельчане дивились сиянию святости Ловры. И все его почитали за праведного человека Божия. И был в том селе некто по имени Тадия, и позавидовал Тадия Ловру. И сказал он своим односельчанам, что и он может стать таким же, как Ловро. И удалился Тадия в горы, и начал свой самочинный подвиг в одиночестве. Через месяц вернулся Тадия в свое село. И когда односельчане спросили его: «Что ты делал в течение месяца?», он сказал: «Убивал, крал, лгал, нападал на людей, хвалился, прелюбодействовал, чинил всевозможные беззакония». «Как же так, ведь ты был там один?» — «Да, телом я был один, но душой и сердцем был я среди людей непрестанно, и что не мог делать руками и ногами, и языком, и телом своим, все это творил в душе и сердце своем».
Таким образом, человек может грешить и вдали от людей, в одиночестве. Потому как если человек оставит человеческое общество, его самого не оставят его грешные желания, душевная мерзость и нечистые мысли. Помочь может покаяние. Однако тяжелее всего истинное покаяние для тех, кто занимался прежде магией и оккультизмом. Какие страшные и неожиданные искушения воздвигает против них сатана! Но Господь говорит нам: мужайтесь: Я победил мир. Потеря надежды – это духовная смерть. Чтобы исполнить десятую заповедь, надо стараться стяжать непрестанную Иисусову молитву: благодаря ей постепенно просветляются глубины сердца человека .Постепенно имя Иисуса Христа сойдет в глубину сердца, и тогда человек испытает радость духовной чистоты – единственную истинную радость.
Поэтому помолимся Богу, пусть Он поможет нам исполнить и эту последнюю заповедь Его. Помоги нам, Господи, да научимся всем словам Твоего Закона.
Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Псал. 1:1-3).
На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!» (Мт. 19:16-22).
Суммируя их, мы видели, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая — запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья — учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая — посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая — учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.
Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. Жизнь показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.
Господь Иисус Христос раскрыл глубокий смысл всех заповедей, объяснив, что по сути они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим, а ближнего своего возлюби, как самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мт. 22:37-40). В свете такого глубокого их понимания значение Десяти Заповедей заключается в том, что они ясно и точно определяют, в чем должна выражаться наша любовь, и что любви противоречит.
Помощи Божией нам всем!

Притча к заключению.

Знакомая история.

Позвали добродетели человека на прогулку.
Но у того сто причин нашлось для отказа. И времени нет, и ноги болят, и вообще смертельно устал после работы!
— Нет, не могу, даже и не просите!
Ушли добродетели.
И — тут как тут злые привычки и грехи:
— Пошли с нами гулять!
И что же?
Сразу и время нашлось, и ноги перестали болеть, и усталость куда только девалась!
Словом, не раздумывая, пошел с ними человек. Хорошо еще, если эта прогулки была временная, а не вечная!

Монах Варнава (Санин).