Господь имел меня началом пути

Уроки веры №5 2014

Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от пророков Твоих, ибо я раб Твой и сын рабы Твоей… С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим: ниспошли её от святых небес и от Престола славы Твоей ниспошли её, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою… ( Молитва Соломона; Прем. Сол. 9, 1-12)

Мы знаем, что есть храмы, посвящённые Святой Софии – Премудрости Божьей. В первую очередь важны для нас, конечно, Константинопольский храм и главный храм новгородского Детинца. «Где София – тут и Новгород», — говорили новгородцы. Свои новгородские земли они именовали Республикой Святой Софии. Политическая доктрина республики Софии проста и ясна… Господь Сам руководит Новгородом. (Это древний благочестивый обычай: вверять государство Богу, Богородице или святым. Так княжество Московское отдало свои земли Богородице: потому-то главным был в Москве Успенский собор. Кафедральный собор всегда посвящён тому, кому вручена земля). Собственница новгородских земель – София-Премудрость Божия, которая находится у Престола Господня. Жители республики – одновременно члены Церкви Христовой и граждане своего государства. Церковь от государства неотделима, ибо отделить Церковь от государства значило бы лишить государство верховного управления. Правитель государства может быть только на небе. На земле лишь те, кто проводит через себя волю Божию. Ни один город не мог сравниться с Новгородом по количеству церквей и монастырей. Пред иконой Софии-Премудрости Божией всегда горела «свеща негасимая…день и нощь по старине». Воля Божия являла себя через волю народа – Вече.
Новгородская республика была присоединена к Москве Иваном 3. Русь собирала земли в одно государство. В 1722 году образ святой Софии-Премудрости запретил Синод – иконы святой Софии Синод посчитал непонятными. Однако же главным собором Новгорода так и остался храм Святой Софии. Кто же такая Святая София, которой было посвящено древнее русское государство?
Литература о Святой Софии разноречива. Святую Софию отождествляют и с личностью Христа, и со Святым Духом, и с Богоматерью, и с женским началом в Боге. Меж тем, на иконах мы видим, что Богоматерь стоит рядом с Софией, восседающей на троне, а Иисус Христос благословляющий изображён над Софией сверху. Следовательно, по логике: Святая София не может быть ни Богом-Сыном, ни Богородицей. Однако же, многие тексты, особенно тексты канонов, акафистов, тропарей — говорят нам именно об этом. Образ Премудрости есть и в Ветхом Завете (книги Соломона, Иисуса Сирахова), и в Новом Завете, в словах апостолов. Так кто же такая Святая София?
Триипостасный Бог нисходит к людям от Престола Отца через Сына в Духе. Вот это нисхождение Бога к людям и вообще ко всей твари и есть Премудрость Божия Святая София. Она является домостроительной энергией Троицы. Именно потому Святая София может быть ипостасным образом и Христа, и Духа Святаго, и Богородицы. Не лишне вспомнить значение слова «ипостась». Ипостась – это сущность, лик, одна из форм проявления, качество, роль в каком-то деле, особенное проявление, способ бытия (т.е. способ существования). В зависимости от того, как, в какой роли, каким способом проявляет себя София, она может, как уже сказано, отождествляться и с печатью Духа Святаго, и с ипостасью Бога-Сына, и может соединяться с образом Девы Марии…
Рассмотрим одну из икон Святой Софии. Сразу делаю оговорку: икона написана канонически не вполне верно. А именно: на ней изображён Бог-Отец. Но в некотором роде это удобно для понимания. Мы здесь видим иерархическую лестницу явления Святой Софии людям. В самом верху иконы – Бог-Отец. На иконе, представленной в начале статьи, нет канонического нарушения. Бог-Отец не изображён. Но изображён Уготованный Престол – ЭТИМАСИЯ. Престол символизирует Бога-Отца, а так же Престол Иисуса Христа, уготованный для Второго пришествия. Незанятый Престол — символ незримого Божьего присутствия. Именно от него и исходит Святая Премудрость Божия. Это, так скажем, верховный ярус: «Всякая Премудрость от Господа и с Ним пребывает во веки», — так начинается книга Иисуса, сына Сирахова. «С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир…» (Прем. Сол.; 9; 9)
Во втором ярусе на иконе мы видим Предвечного Иисуса Христа: Воплощённое Слово. Сыну Отец отдал весь мир. Через Боговоплощение люди узнали Бога. «Источник Премудрости – Слово Бога Всевышнего». Христос, Господь не есть Премудрость, но является для неё началом, родником, источником. Кроме того, Премудрость восседает не на Божественном Престоле, а находится рядом с ним: «приседящая Престолу Твоему», как читаем в молитве Соломона. Кроме того, ясно сказано, что творил мир Бог. А Премудрость тому «пресуща была». Однако схождение Бога к людям само по себе так же именуется Премудростью Божией. Потому и именовали Христа – Премудрость Божия София.
В следующем ярусе мы видим саму ипостась Бога Софию — творческое начало, способное рождать любой замысел Божий — в собственном, личностном виде: Огнеликий, Огнезрачный Ангел. «Он произвёл её и излил её на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его». Рядом с Софией, как в деисусном чине, предстоят Богородица с Христом во чреве (через Неё Бог сойдет в земной мир) и Иоанн Креститель – предстатели за род человеческий и олицетворение всей Церкви. «Премудрость есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом».
В предпоследнем ярусе – Богородица, собравшая вокруг себя земную Церковь, напоённую Божественной энергией. «Любовь ко Господу – славная Премудрость». Богородица стала Домом Христа-Премудрости Божьей.
И наконец, последний ярус – Евхаристия, пир Премудрости. Премудрость-Христос Богочеловек кормит пришедших к Нему людей.
София-Премудрость присутствует везде, на всех духовных «этажах», ибо она – творческая Сила Пресвятой Троицы, домостроительная энергия Бога. Каждое проявление Божества происходит через неё. «Я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю».
Икона Премудрости празднуется на праздники Рождества и Успения Богородицы. Но не потому, что София – это только Богородица, а потому что именно через Богородицу Господь установил особую связь с людьми. Богоматерь в Своей земной жизни повторяет свойства Софии – рождать и соединять людей с Богом, через Неё воплотился замысел Всевышнего о приходе Господа в мир. Так и через Софию некогда воплотил Бог замысел о домостроительстве мира – ангельского и земного. Кроме того, помним, что праздник Успения – парафраз Рождеству Христову. Как вокруг яселек в Вифлеемской пещере собрались все: ангелы, люди, звери… Все были вокруг Бога, рядом с Богом… Так и в Успение вокруг одра Богородицы собирается вся Вселенская церковь: Сам Господь, ангелы, люди. Матерь Божия, как Евхаристический престол, объединяет всю Церковь – земную и Небесную. Все едины. Премудрость Божия так же устанавливает согласие и соборность. Что считает Святая София радостью для Себя и Своим лучшим украшением в нашей человеческой жизни? «Единомыслие между братьями… любовь между ближними…жена и муж, согласно живущие меж собою». Иными словами: Премудрость там, где люди живут в любви, едины, соборны, как Пресвятая Троица.
Наши предки строили свою жизнь по Божественным законам. Они мыслили: конечная цель государства — свести Небесный Иерусалим на землю, дабы вся жизнь земная была освящена, напитана Божественным Духом, молитвами и благословениями. Можно, конечно, подобные мысли назвать утопией… Однако ж, когда люди мыслили о небесном и земном Иеруслиме – государства процветали. «Любовь ко Господу – славная Премудрость»! Новгородская республика даже на серебряных монетках чеканила изображение святой Софии. Этим новгородцы как бы говорили: Бог сотворил весь мир через Премудрость, и присутствие Бога во всех делах человеческих осуществляется через неё же. Для единения с Богом у нас один посредник – Премудрость. Человечество должно черпать энергию лишь в Боге, в Его творческой Силе и только на этом строить свою земную жизнь. Путеводная звезда в земной жизни — София: именно Святая София, читаем в книге Премудрости Соломона (10; 15-20) вывела еврейский народ из плена: «днём была им покровом, а ночью – звёздным светом. Она провела их через Чермное море и провела их сквозь большую воду…»
«Господь имел Меня началом Пути Своего прежде созданий Своих…» То есть Бог всегда, искони имел творческую энергию, способную творить мир. Бог пожелал сотворить мир. Желание Бог осуществил через свойство Бога-Троицы – через Софию-Премудрость. Богу было угодно дать Ей и личностное начало, свой собственный облик – огнеликого Ангела. «Любящий Её любит жизнь». И овладеть ею нельзя иначе, как если только дарует Бог… Соломон просил Бога даровать ему прежде всего Премудрость.
Одно из преданий о создании собора Святой Софии в Константинополе таково. Императору Юстиниану, продолжателю дела императора Константина, приснился сон: он должен построить храм в честь Той, через кого Господь сотворил мир – храм во имя Софии-Премудрости. Юстиниан видел во сне женское лицо; потому и решил, что речь идёт о некоей богине, не имеющей ничего общего с Богом Истинным. Но София олицетворяет женское начало, заключённое в Боге – всё рождающую творческую домостроительную энергию. Потому Ветхий Завет говорит о Софии исключительно в женском роде. Юстиниан принял сон за недоразумение. Тогда к нему вторично явился ангел с тем же требованием: главным православным храмом должен стать храм в честь творческой Силы Бога — храм Софии Огнезрачной… Именно этот храм посетили послы князя Владимира и решили, что быть Руси Православной.
Однако такая трактовка образа Святой Софии не единственная. Есть и другие объяснения. Храм Софии построен в честь Иисуса Христа, ибо лишь второе лицо Троицы имело имя София. Есть и третье мнение: храм Софии, построенный Константином, а затем Юстинианом, был построен в честь всей Пресвятой Троицы без разделения Её на лица. В подтверждение этой версии говорят древние иконы, где Святая София изображалась либо в виде одного Ангела, либо в виде трёх ангелов – по типу иконы Рублёва. Таким образом, имя Софии всегда связано с Троицей. А именно: 1 – это образ всей Пресвятой Троицы; 2 – образ свойства Пресвятой Троицы: образ домостроительной энергии Бога, Его творческой Силы и Славы ; 3 – образ Христа, Которому Отец вверил сотворённый мир. Иконописцы и зодчие каждый по-своему понимали образ Софии, но они не выходил за рамки этих трёх представлений. Кроме того существовала иконография, где слились образы Софии и Богородицы в знак того, что через Богородицу Бог явил себя людям и когда Богочеловек Христос крестился – явилась вся Пресвятая Троица на земле. Ещё раз обобщим: образ Софии всегда так или иначе связан с Троицей.
Какова же София по текстам Ветхого Завета? Каковы свойства домостроительной энергии Троицы? Как уже было сказано, она всегда говорит о себе в женском роде: «Я была при Нём Художницею и была радостью всякий день. И радость Моя была с сынами человеческими». Премудрость есть «дыхание Силы Божьей, чистое излияние Славы Вседержителя». Ничто осквернённое или нерадостное не войдёт в неё. Она всегда радостна, она всё обновляет. Она переходит из рода в род в святые души. Она приуготовляет пророков и друзей Божьих, Божьих людей. Она всё устрояет только на пользу. Она быстро простирается от одного конца к другому, она стремительна. София — дух единородный, тонкий, удобоподвижный, святый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, твёрдый, непоколебимый, спокойный, человеколюбивый, безпечальный, всевидящий, всепроникющий… (Прем. Сол.; 7, 21-30; 8,1) София светла и неувядюща. В честь этого любящего, радостного, творческого духа, истекающего от Пресвятой Троицы, и строились храмы, писались иконы.
Апостол Пётр (1 Петр.; 2, 4-5) призывает нас: «Устрояйте из себя Дом духовный, священство святое…» Это невозможно без Софии. Трудно ли Её найти? «С раннего утра ищущий её не утомится, ибо найдёт её сидящей у дверей своих». Главное, учат нас святые отцы, нужно постоянно призывать Премудрость. И она принесёт каждому из нас Божьи Дары.
Апостолы, жившие со Христом, Премудростью Божией именовали Иисуса Христа. Премудрость есть Христос. Ведь Сам Бог пришёл и жил на земле. Никогда ещё Господь не был настолько близок к людям, возлюбив людей до конца. То что, ранее открывалось людям через посредников – ангелов, пророков, теперь можно было услышать из уст Самого Бога. Можно было прикоснуться к Его одежде, к Его спасительной Руке.. Не было необходимости в посредниках – Господь жил с людьми. Для каждого внимающего Его словам и верящего Ему человека Он был Премудростью. Господь, как Он нам Сам объясняет, сказал людям всё. Потому утвердилось: единственная Премудрость – Иисус Христос!
Говоря о Святой Софии, нельзя не коснуться горькой страницы нашей русской философии, когда перед революцией течение софология приняло в умах людей искажённые формы. Огромная часть русской интеллигенции: русские философы, поэты и даже некоторые священники — пытались отыскать в своих современницах воплотившуюся Софию, которую они именовали Вечной Женою, впадая, как тогда говорили, в «духовные обмороки». Женщина-избранница в их фантазиях удостаивалась едва не языческого поклонения. Ничего общего с христианством это, конечно, не имеет. Некоторые из софологов заканчивали свою жизнь трагически – в умопомешательстве. Мистические игры никогда не могут быть безвредными. Христианство ничего общего с культами и волшебством не имеет. Свойство Троицы не может подменить Саму Троицу. Свойство, лишённое своего источника, в умах людей, приняло фантастический, далёкий от истины облик.
Господь прислал Утешителя – Духа Святого. Дары Духа Святого очень разны. Но все они имеют общее начало — это свойство Ангела Софии: радостная любовь. Любовь пребывает вечно, ибо Сам Господь есть Любовь. Премудрость несовместима со злом и холодным равнодушием. Апостол Павел учит нас, что если бы мы горами двигали и делали это без любви – всё будет ничто…
В заключении хочется процитировать стихотворение Александра Мельхера:

«Без любви всё – ничто»
1-е Коринфянам,гл.13:»…а не имею любви,-то я ничто.»

Божье слово ориентиром дано,
oно говорит:без любви, всё-ничто!
Без любви, ты как птица без крыльев
И как раб, от работы бессильный.

Человек без любви-физиология,
Как дистрофия для тела-патология.
Без любви мы не сможем понять,
Истины те,что Бог хочет сказать:

Честь без любви-есть высокомерие.
Приветливость без любви- лицемерие.
Богатство без любви делает человека жадным, скупым.
Ум без любви делает его хитрым, тупым.
Справедливость без любви делает человека жестоким,
А правда без любви рождает критику и склоки.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Воспитание без любви делает человека беспардонным.
Вера без любви порождает фанатизм.
Власть без любви- насилие, садизм.

Благодать умирает,
Когда без любви мы друг против друга
И Бог убирает от нас свою руку.
Худо на свете жить без любви-
Это значит ползти, не идти.

Благодать умирает, когда без любви
Мы в гости по графику приглашены.
Когда без любви гимны Богу поём ,
Когда без любви ближним помощь даём.
Благодать умирает и Господь наш вдали,
Когда изменяем нашей любви.

Это значит:мы Богу ритуально верны.
Это значит, что мы не горим,
А потихоньку без ветра чадим;
Лишь раздражаем мы ближних и дальних,
Дым ведь не греет, а разьедает,
Да жгучие слёзы у людей вызывает-
Не слёзы прощенья и покаянья,
А угнетённого состояния.

Всё не так просто в этом мире страстей,
Но в великом и малом понять ты сумей:
Что без любви красоту не узреть,
Что без любви ты не человек.
А просто телесное ты существо,
Что от небесного отключено.

Холод царит в таком сердце бесстрастном,
Молитвы свои произносишь напрасно.
Благодать умирает,когда непослушны,
Когда без любви наши замкнуты души.
Гордыню лелея, себя возвышаем,
Грехи умножая,любовь распинаем.

Источник: Стихи.ру

Продолжайте читать

НазадЕлей любвиДалееЗаповеди