Каждый из нас много раз повторял и слышал: Царство Божие внутри нас. Почему и каким образом? И почему не причащают священники против воли человека? Да вот именно потому: Царствие Божие уже должно быть внутри человека. Извне его невозможно в человека принести. Почему мы тогда просим Царствия Небесного, если оно уже есть внутри нас? Постараемся подумать о таких основных понятиях, как грех, покаяние, любовь… И естественно, идти будем не через свои разумения, а через те поучительные размышления, которые нам оставили святые.
На чём мы в нашей повседневной жизни боле всего сосредоточены? На грехе или на любви? Допустим, есть у нас соблазн совершить грех. Но мы себя смогли остановить. Грех не совершён. И слава Богу! Но почему мы его не совершили? Обычно мы отвечаем так: это грешно, это плохо, это лишит нас Царствия Небесного, не пройдём мытарства, не получим от Бога венец, получим наказания, у греха будут горькие последствия, надо будет каяться перед священником, а мне будет стыдно, надо будет давать ответ на Страшном Суде…. И т.д. Вариантов ответа может быть очень много. Но заметим, что все наши варианты ответов идут от плохого, построены на негативе: мы сосредоточены на грехе и на борьбе с ним. И редко кто скажет, исходя из положительного: я не совершил грех, потому что люблю Бога.
Собственно говоря, на этом можно бы уже и остановиться. И более ничего не говорить. Ибо эти слова – я не грешу, потому что люблю Бога – главные у христианина. Но именно в силу того, что мы стараемся не грешить, больше ориентируясь на «минус», а не на «плюс», продолжу эту статью.
Итак, чтобы не грешить, мы сосредотачиваемся на самом грехе или на любви? Если центр нашего средоточия – грех, то Бог представляется нам не Отцом, а карающей силой. И тогда мы понимаем, что спастись вообще нельзя. Потому что человек слаб. Потому что много соблазнов. Потому что много сложных ситуаций, когда мы как бы вынуждены были согрешить, когда мы не выдерживаем жизненных обстоятельств и поступаем против совести. Каждый человек знает за собою неправду, грехи и по отношению к людям, и по отношению к Богу. А поскольку ничто нечистое в рай не входит, и мы это знаем, отсюда истекает: помиловать нас нельзя. Но в нас живёт судорожная надежда: а может Бог пожалеет нас? А вдруг нет? А может, всё-таки, да? И так человек и живёт в мучениях.
Когда человек ориентируется на любовь, он верит: Господь оставит именно ради него 99 овец. И пойдёт за ним. Именно за ним! И принесёт на руках. Так ребёнок, даже много прегрешивший и обидевший мать, знает, что мама не бросит, она придёт за ним – и пойдёт и в дождь, и в снег, и темень… Но придёт и выручит из беды. В будущем осознание любви поможет ребёнку больше не грешить и не обижать мать. К сожалению, в нашей личной вере в Господа желание не грешить исходит большей частью не из чувства любви, а из чувства страха перед наказанием. Мы забываем, что Бог пришёл на землю и принял смерть Крестную не из-за какого-то избранного десятка людей, не ради даже Богородицы, не ради апостолов, не ради только города Иерусалима или земли Галилейской…Он пришёл ради всех нас. А значит и любит каждого из всех нас. Не стоит больше грех между Богом и человеком: «Кто много любит – тому много прощается».
Таким образом, мы можем сказать по примеру Евангельской притчи: я не грешу, ибо знаю, что ты, Господин, суров и жесток, и жнёшь там, где не сеял… Не грешу, потому что знаю: Ты накажешь меня и лишишь райских обителей… А можем сказать и мыслить по-другому: Господи! Не грешу, стараюсь побороть грех, потому что люблю Тебя! Потому что страшусь обидеть Тебя… Потому что верю, знаю, что Ты меня любишь и, согрешив, сильно я Тебя огорчу…
Можно сделать добро ближнему, потому что Бог спросит с меня: был рядом и не помог? Значит грешен! И я получу наказание. А можно помочь ближнему, любить ближнего от того, что я люблю кому-то подарить радость… люблю этого человека… А можно ещё помочь ближнему, потому что люблю Христа! Делаю ближнему – делаю Христу. Был болен – и посетили Меня в темнице, был наг – и одели Меня, алкал и жаждал – накормили и напоили Меня! Почему Господа? Да потому, что каждый из нас – Его дитя. И в каждом из нас присутствует Господь. Мучаемся мы – мучается Он о нас. И вот в таком случае уже для нас не будет существовать ни угроз, ни насилия, ни препятствий, ни силы обстоятельств. Человек ничего не боится. Он делает добро, потому что Любит Бога. Почему? – потому что верит Богу. Как говорят: верят в Бога и бесы, а христианин верит Богу.
Боясь Суда Божьего, человек отдаляется от Бога. А где нет Любви – там появляется вражда, борьба, попытка самому добиться своего, потому что нет веры в помощь, нет веры в то, что любят нас. И мы уже не можем сказать: «Господь мой и Бог мой!» Когда же человек ощущает Бога Отцом своим – он стремится к Богу, на Его зов…Между человеком и Богом устанавливается единение, нравственный союз, союз по обоюдной любви. Страх перед карающим Богом уничтожает любовь и порождает дерзновение. А страх огорчить любимого Отца рождает веру, что Бог, ещё издали, увидев нас в беде, выйдет Сам навстречу. Истинная любовь не позволяет нам обижать и огорчать Того, Кого мы любим. На смену страху перед Богом, смешанным с дерзновением, гордостью, приходит иной страх: страх огорчить Отца, страх не покаяться перед Отцом в случае греха, страх удалиться от Отца, страх потерять Его Любовь. Здесь тоже страх Божий, но он иной по качеству, он проистекает совсем из иного источника. Обрести такой страх Божий, уверовать Христу, уверовать в Его Любовь можно лишь при отречении от своей воли. Своей воли не иметь – вот что важно. Но тогда возникает вопрос: а как же дарованная Богом свобода? И та же воля? Это противоречие лишь кажущееся. И мы можем легко понять всё на примере земного родительства. Поначалу мы настаиваем, чтобы ребёнок своей воли не имел. Хочет малыш потрогать горячую печку или утюг, а мы говорим: нельзя! И насильно убираем ручку. Проявляем ли мы насилие? Нет! Проявляем любовь!
Второй этап: младенец подрос и уже не младенец, но отрок. И мы ему пытаемся втолковать, что можно, что нельзя. И будем много запрещать: например, пропускать в школе уроки и т.д.. Но вот и вовсе вырос наш ребёнок. Уехал далеко от родителей. Мы можем лишь уповать на то, что он помнит о наших родительских наставлениях. Но водить за ручку и дальше — мы его уже не сможем. Мы надеемся, что он правильно поймёт свою свободу, а родительские уроки эту свободу правильно ограничат.
Так и Бог даровал нам свободу. Но эта свобода в норме – в рамках Божьих наставлений, заветов, Божьих уроков. Как и мы хотим увидеть, что наши дети нас любят и потому сохранят верность нашим наставлениям и просьбам, так и Господь желает видеть, что мы Его любим и потому не согрешим! Чем больше человек любит Бога, тем он внимательнее ежедневно выверяет свою жизнь. Любовь к Богу становится для человека основным законом жизни.
Наконец должно прийти осознание: мы не совершаем грех не столько от того, что нам страшно быть наказанными, сколько от того, что мы любим Бога. Как видим, состояние праведности тоже может быть очень разным по своему качеству. Главным становится не избегнуть погибели и наказания, а не потерять Любви Христа ко мне. И чем более мы будем бояться отпасть от Бога, тем более наша воля будет входить внутрь Божественной воли и быть с нею согласной. Наша воля не будет выходить за рамки, ограниченные законом Господа, не потому, что выйти — опасно, и мы это осознаём, а потому что что мы хотим исполнять волю Того, Кого любим. Воля человеческая начинает совпадать с волей Божией, перестаёт противоречить воле Христа, становится Божьей волей. Потому и говорят, что верующий человек своей воли не имеет. У такого человека нет неразберихи и путаницы: этого хочу я или этого хочет от меня Господь? Напротив, человек, который не любит Бога, часто ошибается, принимая свою собственную волю за волю Божию.
Самый обыкновенный пример. Во время Великой Отечественной войны мы были совершенно уверены, что Господь и Матерь Божия нам помогут и мы победим. «Наше дело правое»,,, Однако, на ремнях фашистской формы тоже было написано: «С нами Бог…» А кроме того, были и третьи, которые не желали воевать, потому что считали нападение Германии карой Божьей Советскому Союзу за атеизм. И потому эту кару от Господа нужно принять безропотно и не воевать, а так же считали, что верующему человеку нельзя брать в руки оружие. Так где же в таком случае на самом деле воля Божия?.
В таких случаях святые ориентируются на жизненную правду. «Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче» (пс. 84) Сергий Радонежский благословил воевать не только князя Димитрия, но и монахов – Пересвета и Андрея Ослябю. Святому Сергию было ясно видно и правду, и истину. Житейская правда была внутри Божьей. Воля Господа и воля людей совпадала. Человеческих правд может быть много – у каждого своя. И каждый будет доказывать, что так пожелал и так дал для него Сам Бог. Но чем теснее союз Бога и человека, тем тоньше чувствует человек истинную Божью волю и не смешивает её с человеческими. Согласная с Богом совесть помогает совершить верный поступок и не ошибиться в выборе.
И смерть многие люди принимали не устрашаясь. Они знали одно: они не могут предать волю Бога. Они исполняют эту Божественную волю. Потому им … что жить – со Христом быть, что умереть – со Христом быть. Они как были с Господом, так и остаются. И тогда мы видим, что не Бог забрал у человека земную жизнь, а сам человек её отдал, чтобы остаться с Божьей правдой и не выпасть из Божественной воли. Человек всё меньше терзается: как мне поступить? Где же она, Божья воля? Чего хочет от меня Господь? Если при жизненных испытаниях человек ропщет и скорбит, но при этом смиряет себя и говорит: «Так дал мне Бог», — значит что-то неверно в наших мыслях. Никто из мучеников, принимая мучения, не роптал. Ропот есть первый признак того, что человек истинной воли Божьей не видит и поступает неверно. А если человек и вовсе потерял веру, утратил веру в будущую жизнь, для него всё становится вообще не имеющим смысла, а значит напрасной выглядит и вся земная жизнь. Она пуста для него.
Любовь ко Христу является тем елем, который горит в нашем светильнике: в нашем сердце. И тогда этот светильник освящает всю нашу жизнь. И мы не ходим во тьме. Именно любовь ко Христу, а не добрые дела, как иной раз говорят. Добрые дела можно делать по-фарисейски, любуясь, какой же я хороший. В нашем спасении такое доброе дело не играет никакой роли. Светильник веры горит лишь тогда, когда он наполнен елеем Любви. А «фитилёк» — наше свободное личное желание и устремление.
Мы помним в Евангелии: когда Христос укорял: видели Меня алчущим и не накормили», — грешники возражают: когда же это было? Возражение с последующим оправданием есть черта грешника: не делал, потому что… а как я мог иначе поступить? Совет же от святых: принять замечание без этого моментального возражения и подумать. Принять сМИРенно – то есть с МИРом. С миром в душе. В противном случае, при моментальном возражении человек сразу же ставит себя, как силу, противную Богу: Бог, в нашем понимании, как бы подыскивает грехи. И конечно, найдёт. И мы становимся противниками Бога, богоборцами: оправдываясь любой ценой, мы разделяем себя и Бога.
Вообще, подчинение Богу, послушание не есть зло или рабство. Это естественная зависимость тех, кто не имеет в самом себе причины своего бытия, кто не может жить вне Бога (даже если человеку так кажется, даже если он Бога отрицает) Быть вне Бога – быть вне жизни. Так младенец не выживет сам. Из этого вовсе не следует, что дитя – раб своей матери. Мать — любит дитя больше себя самой.
Отсечение своей воли – вопрос очень серьёзный и сложный. Это необходимое условие нашего спасения, хотим мы того или нет, осознаём это или нет. Если бы Христос не отсёк свою волю, человечество не спаслось бы, — напоминают нам святые.
Сущность спасения не в подвигах, как таковых. А Вечное Блаженство — это не награда, не премия. Царствие Божие – это Милость, которая даётся ДАРОМ. Потому что вряд ли какой человек его заслужит, если судить строго: грешен – негрешен. Подвиги, труды, добрые дела, молитва и пост нужны как средства. И само смирение не есть основа. Оно лишь подножие Любви. Ведь смирить себя внешне, сдержаться, а внутри всё кипит – толку мало. Истинное смирение возможно лишь в любви.
Человек, который любит Христа, всегда видит перед собой открытую дорогу к Богу и стремится всегда идти только по ней, а ежели отступил в сторону – вернуться непременно. Чем жила душа при жизни – тем буде жить и после смерти. Если люди при земной жизни не любили Христа и сторонились его – они просто не смогут победить в себе сопротивление Христу и принять Его и в жизни иной. Они останутся богоборцами, не смогут принять благодать Христову. Этим и страшна жизнь атеистов. Господь принял в рай того разбойника, который, несмотря на свои преступления, возлюбил Христа, пожалел Его. Но не попал в рай тот разбойник, который любви ко Христу не имел в своём сердце. Слова благоразумного разбойника выражали смирение: мы заслужили то, что имеем. Но Человека невинного — разбойнику стало жаль, и он возлюбил Христа за напрасные страдания.
Любовь решает всё. И в этой жизни, и в той. Возлюби Бога и ближнего своего – самое главное, что мы должны стараться пронести через нашу жизнь. Любовь – та драгоценная ниточка, которая приводит души грешников в Царствие Небесное.