Верую — значит живу

Что есть вера? Задавали ли вы себе такой вопрос? Если нет – то самое время себя спросить: а что для меня означает вера? Что это такое?
В одном из катехизисов (1913 года издания) дана очень точная и ёмкая формулировка. Вера – это уверенность в невидимом, как в видимом; это уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
Итак, если вы верите в невидимое так же твёрдо, как в то, что вы видите – вы человек верующий.
Знание изучает видимое. А вера изучает не только невидимое, но даже непостижимое. Ведь Бог Непостижим.
Несмотря на то, что вера по сравнению со знанием кажется многим эфемерной и призрачной, святые говорят: всё, что совершается в мире, совершается только верою, а не знанием. Приведём самые простые примеры. Парень и девушка женятся. Никто из них не знает, будут ли они хорошо и дружно жить, родятся ли у них дети, будут ли дети здоровы, будут ли дети талантливы… Однако парень и девушка во всё это ВЕРЯТ. А иначе они бы вообще не создавали семью. Они уверены в том, чего ещё нет, куда более сильно и прочно, нежели в то, что есть на данный момент в действительности. Вначале была вера!
Другой пример. Земледельцы каждый год обрабатывают поля и огороды, сады и виноградники. Никто не знает, какой будет урожай. Как часто бывало, что посевы заливало водой, или высушило солнцем, или выпал поздней весною снег, или налетела саранча… Но только вера в лучшее заставляет земледельцев всё же сажать зёрна на своих полях и огородах. Мореплаватели, лётчики, воины понимают, что у них опасная служба и от знаний она, порою, не зависит. Терпели крушения авиалайнеры, управляемые прекрасными лётчиками. Опытные мореходы, случалось, гибли в морской пучине. А о воинах и говорить нечего – не знаешь, где смерть найдёшь. И всё-таки каждый верит, что он вернётся к родному порогу. Мир держится верой. Благодаря вере человечество рождает детей. Вера в невидимое и непознанное, непостижимое будущее – оплот земного мира.
Адам хранил веру: он свято верил, что человечество спасётся и вернётся в райский сад. Веру хранили святые и пророки. Даже в самые тяжкие и порочные годы они веровали, что люди исправят путь рода человеческого.
Все истинно верующие составляют Церковь. Истинно верующие объединены православной верой, догматами православной церкви, Законом Божьим, священноначалием и таинствами. Да, Церковь – это все те люди, которые верят в непознанное и невидимое, как в реальность, непременное будущее. Во главе верующих людей, во главе Церкви стоит Христос. Церковь Бога всегда жива. И она есть столп и утверждение Истины. Вера – дверь жизни. Тот, кто не умеет верить – умирает бесследно и бесплодно. Тот, кто имеет веру — не умирает никогда.
Вера неотделима от дела. Если верую, то делаю! Потому и Христос передавал Своё учение через Слово и Дело. Он проповедовал и исцелял, воскрешал. Без дела вера будет мертва, поскольку не имеет себе подтверждения. Таким образом, вера в основном передана через Предание (Слово о делах), а не через Писание. Сама Литургия тоже изначально является церковным преданием – ученики делали так, как велел делать Христос.
Теперь разберёмся: что значит исповедовать веру? Исповедование веры – это когда ни мучения, ни смерть не могут нас заставить отказаться от истины. Если кто для сохранения земной жизни или земных благ отрёкся от веры, то показал, что веры не имеет.
Чем мы можем доказать, что верим? Никак иначе, кроме как продолжая дело Христа. А Христос на земле служил людям. Вот и всё, что должен делать человек на земле: служить другим людям.
Христос, будучи Главою всех и вся, омыл каждому ученику ноги. Служение другим – незаменимая черта веры. Яркий пример служения другим – Симон Киринеянин. Он принял на себя иго Христово, подняв Крест Господень и неся его на своих плечах.
О Симоне известно мало. На старых иконах его иной раз изображали чернокожим. Вполне может быть. Симон жил в Ливии в городе Кирены. Там была иудейская община. Потом по каким-то причинам он и его семья покинули Ливию и поселились недалеко от Иерусалима. Симон обрабатывал поля. Он шёл с поля, когда увидел страшную процессию: приговорённых к распятию гнали к месту казни. И каждый из смертников нёс на себе крест. Но силы Иисуса иссякли. И как Его ни избивали бичом – Он не мог больше нести тяжёлый крест. И вот тогда крест понёс Симон. Сам ли он его понёс, или заставили надсмотрщики – теперь сказать трудно. Но ни римлянин, ни иерусалимский еврей нести бы крест не стали. Там, на той дороге скорби и боли, Симон проникся духом Христа. Божья благодать служения другим осенила его под ношей Креста. Оба сына Симона – Александр и Руф – стали христианами: Александр – священномученик, а Руф – апостол от 70.
Распятие было не только позорной казнью, но и очень распространённой. Так казнили бунтовщиков. Но не надо представлять, что бунтовщиками считались только личности типа Спартака. Так известно, что был распят раб за то, что дерзнул поесть хозяйского супу. Глоток супа, попавший не в желудок хозяина, а в голодное чрево несчастного раба, был расценен римскими властями чуть не как революционный бунт. Христос, клеймивший фарисеев, расценивался властями, как бунтовщик. Потому и решили фарисеи: лучше одному человеку погибнуть — Христу, нежели всему народу (имелись в виду революционные настроения в массах).
Распятым на крестах обычно предлагали дурманящий, полу-наркотический напиток, притупляющий все чувства, сознание и боль. Однако Христос отказался от него и не вкусил. Христос дал понять, что выбор Его – сознателен. Он выбрал Свою дорогу. И выбрал Он её не ради одного народа, но ради спасения всего человечества.
Жизнь Иисуса Христа сознательна для нас только тогда, когда мы подражаем Христу.
Целостная, живая и здоровая душа сохраняет прежде всего покой, радость. Ведь мир был сотворён Богом в радости и для радости. Покой, созерцание, ликование – это те чувства, которые роднят нашу душу с Божественной душой. Разрушенная душа живёт в состоянии мрака, скорби, неуверенности. Она мятежна и не имеет покоя. После смерти души грешников попадают в ад. Ад – это вовсе не место мучений и горения в серном огне. И в то же время ад – мучителен. Чем? Ад – это безмолвная могила. В аду нет Слова, нет Света. Там вечный мрак. Это страна темноты и тления. Душа в аду не имеет силы. Человек как бы полуспит. Потому и говорили, что в аду нет ни работы, ни размышления, ни мудрости. Ад у нас часто путают с геенной огненной – неким местом мучения грешников. В аду нет огня. Ад мрачен. Не зря его называют «страна теней». А геенна – это огонь, в котором сгорят грешники после второго пришествия Христа.
Жизнь в Боге полностью противоположна аду. Жизнь с Богом, жизнь в раю полна света, ликования, радости, деятельной активности. Душа живёт полной жизнью. В рай и в жизнь с Богом нас может привести только вера. Человек, считающий, что он не может что-то сделать после смерти, не имеет веры.
Вера объединяет нас в Церковь, Тело Христово. Церковь заключает в себе верующих всех мест, всех времён и народов. Врата адовы Церковь не одолеют.
Где мы хотим пребывать после смерти? Это определит наша вера. И по вере нашей будет нам.