Покуда стоит Россия

Уроки веры №6 2012

 С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – земляки. По одним данным они брянские бояре, по другим данным – Родион (в миру) Андрей (в монашестве) Ослябя был родом из города Любутска, находящегося всё в том же Брянском княжестве. Оба рода – и Пересвета, и Осляби – княжеские. Воспитание молодых княжичей, да и вообще воспитание мальчиков на Руси было не таким как сейчас. С молоком матери внушалось: муж (мужик – это не воин, уменьшительный суффикс «ик» указывает на несколько уничижительное значение) – так вот, муж – это воин Царя Небесного. А смерть — всего лишь рождение в Жизнь Вечную. Потому смерти не боялись.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя уже были известными, прославленными воинами. Они были не молоды. У Осляби был сын Иаков, который вместе с отцом сражался в Куликовской битве. Оба – Александр и Андрей – радонежские иноки; незадолго до сражения сам игумен Сергий постриг их в схиму и сказал, что даёт ми, воинам, вместо тленного оружия – нетленное.
Витал миф, что татары владеют мистической силой и победить их в честном бою невозможно. Сейчас в интернете можно найти даже такие версии: Челубей или Темир-мурза (печенег) – принадлежал к древнейшей буддистской секте воинов – «бон-по», был в самой высокой степени посвящения. Так это или нет, но Темир-мурза – известнейший в то время поединщик. Из 300 боёв не проиграл ни одного. Знал ли он какие-то мистические тайны или нет, но мирским, земным он не пренебрегал однозначно: копьё у него было на целый метр длиннее. Так что обычно противник просто не мог нанести ему удар.
Перед боем Андрею Осляби было дано видение: в Куликовской битве погибнет его сын Иаков и его друг – инок Александр. Вероятно и сам Пересвет знал свою кончину. Перед битвой он долго молился в часовне Дмитрия Солунского и ушёл , оставив там свой яблоневый посох. Перед боем он простился со всеми и у всех попросил прощения. Все воины молились о Пересвете, поминая царя Давида, вступившего в поединок с Голиафом.

Молитва Пересвета перед поединком

После молитвы Александр снял доспехи и оставил на себе только схиму – нетленное оружие. Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра тоже был земной расчёт. Как потом скажет А.В.Суворов: «Удивил – победил». Увидев перед собою богатыря без доспехов, Челубей дрогнул духом. Если он действительно был монах, то он не мог не понимать, что значит выход поединщика в одежде схимника. Кроме того, когда воин был в доспехах, удар получался такой силы, что выбивал всадника из седла. Когда же копьё пробивает лишь мягкие ткани человеческого тела, есть шанс остаться в седле. На это у Пересвета и была надежда. В одной из летописей говорится кратко: поединщики ударили друг друга одновременно и скончались. Однако из-за разности в длине копий одновременного удара быть не могло. Летописец всего происходящего не видел. Предание же рассказывает то, что видели очевидцы. Александр Пересвет метнул своё копьё. Удар был смертельным. И вышиб одетого в доспехи Челубея. В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.
С самого начала боя монголы были деморализованы.
Так же существует предание о подвиге Осляби. Дмитрий Донской был ранен. Инок Ослябя подхватил раненого князя и отвёл в безопасное место, чтобы князю перевязали рану. Сам же немедленно переоделся в доспехи князя и возглавил бой, пока Дмитрий не мог командовать сражением. Эта подмена была недолгой, в ходе боя её никто не заметил. Если бы не этот подвиг Осляби, русские были бы в унынии, а боевой дух татар, естественно, окреп. Но ничего подобного не случилось. Князь Дмитрий после перевязки вернулся к командованию войсками. О судьбе Осляби достоверно неизвестно. По одной версии он погиб в бою. По другой – был жив, ещё потрудился во славу Отечества, как дипломат, и был похоронен рядом со своим боевым другом Александром Пересветом позже.
Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.
Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.
К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.
При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».
О судьбе мощей Пересвета и Осляби так же точно не известно. Одни утверждают, что мощи были уничтожены в 1920г. По другой версии мощи иноков, как и было предсказано, никогда не будут найдены.
Не раз становилось горько, когда искала в интернете материал об иноках- воинах. Пишут о том, что церковь «примазалась» к победе на Куликовом поле. Схимников Пересвета и Ослябю называют «язычниками». А о другом воине – Сергии, Радонежском игумене, сражавшимся оружием нетленным, молитвой – некоторые не вспоминают и вовсе. Бог всем судья. А нашим павшим героям – вечная память и слава.
Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.
Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.
«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.
Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.