Надмирность и Мир

Часть 1. Надмирность

Представьте себе, что вы едете в поезде. Конечно, вам захочется создать какое-то удобство, особенно если дорога длинная и ехать придётся долго. Вы удобно расположите сумки, одежду, чтобы всё необходимое было поближе, а все, в дороге ненужное, засунете подальше, чтобы не путалось под ногами и руками и не мешало комфортно ехать. Однако вы понимаете, что на всю жизнь вы здесь не останетесь. Поэтому, если какие-то неудобства неустранимы, вы не расстраиваетесь – дело временное и житейское.
Вот приблизительно так мы должны относиться к жизни земной. Полностью отречься от удобства, комфорта, сытости у обычных людей не получится. Мы не аскеты. Но посвятить свою жизнь исключительно земным удобствам, это всё равно, что начать строить в поезде дом. Вам ведь через несколько суток придётся поезд покинуть. Так и земная жизнь конечна. Поэтому совершенно бессмысленно тратить все силы исключительно на обустройство земного, на решение только земных проблем. Из этого «поезда» тоже придётся выйти лет через 70 – 90. А кому-то и раньше. Значит, нужно помнить о том, что у нас будет другое жилище, другая жизнь. И поэтому церковь не может быть посвящена только миру, решению житейских проблем. Церковь – мостик, на середине которого встречается время и вечность.
Увы, мы об этом думаем мало. Случившиеся события последних лет нам продемонстрировали очень ярко и наглядно: верующие практически не думают о вечности, их интересы полностью зациклены на временной земной жизни. Самое печальное, что этому пагубному поветрию подвержены не только миряне, не только священники, но и монашество, руководство церкви.
Чем был продиктован запрет допускать мирян во время коронавируса на службы? Исключительно земным попечением. И проявили в самой острой форме это земное попечение не миряне, а духовенство. Но помнят ли они о том, что без мирян литургия не служится?? Церковь составляют все вместе: миряне, белое и чёрное духовенство. И самостоятельно решить, что какая-то часть Тела Христова будет иссечена и изгнана из храма либо будет допускаться по «пропускам» или QR-коду, весьма самонадеянно для человеческого церковного сообщества.
Мы должны помнить всегда, что крест состоит из двух линий – вертикали и горизонтали. Но мы оставляем одну горизонталь: мирские проблемы, которые и призвана разрешить в нашей жизни церковь. Для того мы туда и идём! Чтобы «всё было хорошо» — никто не болел, безвременно не умирал, чтобы была работа и деньги… Но разве мы можем это взять с собой на небо? Где вертикаль нашей жизни?
Мы считаем, что главная наша задача – служить ближним. Кто с этим спорит? Но это лишь вспомогательное средство при нашем движении вверх.
Но если жить только земным, то непременно примешь антихриста за Христа, потому что нет того Духа, который увлекает нас к небу. Мы боимся числа 666. Но нисколько не боимся того, что оно обозначает. Столько золота в год получало государство царя Соломона – 666 талантов (таланов) золотых. И оцениваем мы людей именно этой меркой – 666. Достоинство человека меряется его обеспеченностью. И мера эта присутствует не только в мирской жизни, но и в духовной. Великолепие храма мы оцениваем не по его намоленности и надмирному духу, а потому, насколько он изукрашен. Служба восхищает нас красотою риз, букетами цветов, огромными паникадилами или хоросами. Проблема не нова. Вот слова свт. Филарета Московского: «Если бы надлежало объявить войну какой одежде, то, по моему мнению, не шляпам священнических жен, но великолепным рясам архиереев и священников. По крайней мере, это во-первых, но сие-то и было забыто. Священницы Твои, Господи, да облекутся правдою.…» http://lib.cerkov.ru/2688/18
Обмирщение церкви сравнивают с радиацией: нет ни запаха, ни цвета, ни неприятных болезненных ощущений. Меж тем, поражения зачастую необратимы и смертельны, вызывают полное, тотальное разложение живого тела.
Где прежняя, древняя скромность храмов, где строгость монастырей, где надмирные лики на иконах? Икона превратилась в картину, отменив обратную перспективу. Что значит обратная перспектива? Это значит, что из Верхней Жизни благодать изливается в мир. Мир получает лишь маленькую толику благодати. Но делая каждый новый шаг вверх, мы можем всё более погружаться в эту благодать и понять, что она – безбрежна. Картина с прямой перспективой означает, что мир земной широк и безбрежен…. А где-то там…далеко…. недосягаемо далеко есть другая жизнь. Но её фактически не видно. И потому она непонятна.
Посмотрите на икону, написанную по принципу обратной перспективы. На ней более далекие детали выглядят крупнее. Это значит, что тот, надмирный мир, он безмерно велик, огромен. Икона строга. Она исполнена аскетизма, потому что только через аскезу можно соприкоснуться с горним миром.
Иконы 18-19 века, многие современные иконы написаны, как картины. Очень много внимания уделено деталям, украшениям. Ближние предметы прописаны крупно. Перспектива уходит в даль – в труднопостижимое «прекрасное далёко».
Обмирщение переносит центр нашего сознания не на Христа и жизнь вечную, а на земную жизнь, на человека и его проблемы. Мы думаем, что если мы спустим церковь вниз, поместим её в мир, то мир вылечится. Меж тем, получаем только обратное: церковь начинает заражаться и разлагаться. А мир – остаётся таким, каковым и был. Задача православия подвигнуть людей если не подняться на ступеньку выше к небу, то хотя бы оторвать от земли их взгляд и обратить его в высь. Но происходит обратное: церковь опускает глаза долу.
Обмирщение явственно не требует: отрекись от Христа! Поэтому не выглядит, как отказ от Христа. Но обмирщение ядовито и тихо шепчет: Христос никуда не денется, ты лучше пока попекись о том, что необходимо тебе на земле! И человек забывает о главной цели: о своей вечной жизни на небесах и общении с Господом.
Внешне ничего не меняется. Никто не покушается на догматы. Они остаются прежними. Прежней остаётся вся оболочка церкви. Вот только внутреннее её содержание наполнено иным.
Обмирщённые христиане вдруг начинают объявлять врагами церкви тех, кого не принял мир. Так и оказывались несломленные миром люди узниками церкви – например, многострадальный Максим Грек.
Как понять и принять запрет в 2020-21 году мирянам сослужить Пасхальную службу? Только обмирщённое сознание могло порекомендовать людям вместо посещения храма смотреть трансляцию Пасхальной службы по телевизору. До нашего времени служба по телевизору была уделом болящих людей, которые не имеют возможности посетить храм. Для них трансляция Красной Пасхи была радостью. И вдруг здоровым людям, которые до этого беспрепятственно ходили по магазинам, рынкам, супермаркетам, ездили в поездах и автобусах дальнего следования говорят: «Не ходите в храм на Пасху! Берегите себя и своих близких!» До этого могло додуматься только предельно обмирщённое сознание.
Нам становится не нужной соборность. Нам нужны только собственные проблемы и их разрешение посредством волшебной палочки церкви. А потом люди потоком уходят из храма, возмущаясь: молился, и Бог не помог! А цель была одна: чтобы Бог помог в земной нужде. И если не получил просимого, то взгляд выше уже не поднимется.
О чём мы прочно забыли? О том, что церковь есть богочеловеческий организм. Каждый человек – вместилище Духа Святаго. Надмирность церкви – первородство и драгоценность. Негоже её продавать за чечевичную похлёбку, коей является мирская, земная часть нашей жизни. Ведь жизнь наша не заканчивается со смертью, но продолжится. И продолжится в том русле, в каком мы её начинали на земле. А если на земле мы посвятили себя только земным делам и проблемам, то как нам её продолжить там, где мирских дел нет?

Часть 2. Мир

Удивительно при обмирщении то, что мы не можем решать и мирские вопросы так, как решали их раньше наши предки, обмирщение лишает нас понимания: Бог может разрешить все сложности. Поэтому, когда мы можем повлиять на проблему, мы стараемся сделать всё САМИ, а на Бога только обижаемся, если У НАС ничего не получается. А если на проблему мы воздействовать не можем вообще, это выше человеческих сил, то мы просто унываем и опять обижаемся на Бога: зачем так дал нам?
Обратимся к самой насущной проблеме: например, погода. Начнём с того, что по свидетельству летописей и людей погода улучшается там, где правят хорошие правители. Так, например, при царице Саломее –Александре в Иудее даже дожди шли по субботам, когда евреям нельзя работать. Или Нектарий Эгинский…Говорят, что при его жизни на острове Эгина всегда была хорошая погода, климат стал мягче, дожди шли вовремя, солнышко светило тоже вовремя. Люди могли организовать жизнь других людей, привести её и к земному, и к духовному порядку. Природа сразу же реагировала на это улучшением климата. Если мы внимательно прочитаем или послушаем текст Литургии, мы увидим, что даже такая надмирная служба, как Евхаристия, молит Бога и о чисто земных благах для людей. Просто нужно, чтобы на первом месте было главное, а не второстепенное. В храм идут, чтобы подняться вверх и соединиться с Господом. А попутно – решаются и другие проблемы, земные. Мы же часто идём в храм из житейских побуждений.
Но раньше было на Руси иначе…Так мне, например, многие старики рассказывали: каждые две недели шёл крестный ход вокруг села. Это было рядовое действо. И не было ни засух, ни наводнений. А жизнь у людей текла размеренно и спокойно.
Сейчас мы не будем тратить время на то, чтобы прийти в храм просто так, да ещё каждые две недели обходить село или город крестным ходом. А когда станет совсем невмоготу, тогда начинаем молиться. Заодно отчаиваемся и обижаемся, что Бог не оказывает нам помощь. Так нам, во всяком случае, кажется.
Мы не строим много церквей, чтобы, как раньше, каждая улица выходила на церковь, а колокольный звон должен был покрывать всё пространство. Даже меряли расстояние колокольнями. От одной колокольни до другой расстояние должно быть таким, чтобы колокольный звон был слышен: если на одной звонят, то на другой слышно. Почему мы отказались от этой традиции? Да опять же та самая проблема, о коей говорили выше. Такое количество церквей нереально одеть в сусальное золото и дорогие иконостасы. То есть, мы готовы поступиться своим благополучием, даже житейскими проблемами, с которыми мы так носимся, своим здоровьем и жизнью — ведь уже известный и подтверждённый учеными факт: колокольный звон обеззараживает воздух, уничтожает вирусы, бактерии, микробы, — но отказаться от роскоши и великолепия…. нет, это выше наших сил. В короновирусную “эпопею” был странный запрет на колокольный звон. Ну, а вот Александр Васильевич Суворов, наоборот, во время эпидемий чумы, холеры, которые пострашнее нынешнего вируса, заводил свою армию в монастырь и велел звонить в колокола беспрерывно. Если у монахов не было на это сил и времени, то на колокольню поднимались солдаты, сменяя друг друга, как в карауле. И никто из солдат, а заодно и монахов, и мирян, живших в монастырской округе, не болел.
Была и такая традиция. Например, в Византии: нереально содержать большой штат священства и клира, имея очень много церквей в городе. Решение было простым: верующие, духовенство и миряне, собирались вместе и шли в ту или иную церковь для служения Литургии. Так освящалось всё пространство города или поселения, становилось намоленным.
А практика часовен?! Ведь часовни были везде. И в населённых пунктах, и вдоль дороги, и за околицей… Часовни без алтаря часто вообще не запирались, чтобы в любой момент проезжий человек мог помолиться. У нас сейчас, может быть, это невозможно: часовни могут осквернить, если они будут без присмотра. Но всё же количество их не мешало бы увеличить и периодически служить то в одной, то в другой часы. Ведь часовня — для того, чтобы служить часы и освящать молитвой город или село, а не для того, чтобы торговать свечками. Достаточно одного — трёх чтецов на город, которые будут по очереди молиться то в одной, то в другой части поселения. Сутками человеку невозможно молиться. Поэтому и нужны два или три человека, чтобы сменять друг друга. Сегодня вычитали полный круг часов в одной часовне, завтра в другой.
Пробовали ли мы вместе сообща молиться, чтобы Господь вовремя посылал дождь и солнце? О том, чтобы прекратились моровые болезни? Не так, что батюшка читает, а все просто стоят, а молиться соборно, сообща? Молиться о выборах, об избрании достойного человека на руководящий пост… Соборно молиться регулярно даже когда всё хорошо, чтобы поблагодарить Бога за спокойную и мирную жизнь в государстве.
Правильно, когда в затруднительных обстоятельствах люди первым делом спешат в храм, а не пытаются решить проблемы сами.
Если в семье трудные времена, спешим ли мы в храм всей семьёй на молебен?
В наше время очень было много серьёзных разногласий в церкви: прививки, маски — носить не носить… Лжицы — окунать, не окунать… Проповеди священников и епископов, диаметрально противоположных взглядов… А если не спорить, а собраться для соборной молитвы?
Допустим, пригласить врачей, вирусологов, эпидемиологов… Пусть высказывают свои, противоположные точки зрения. А во время этих выступлений – всем соборно молиться о принятии церковью верного решения! Не просто организовать прения, дебаты, а соборно молиться с просьбой: Боже, дай утвердиться в истине! Помоги нам, Господи!
А ведь раньше и церковные избрания проходили по жеребьёвке, при соборной неотступной молитве. Так, например, был избран патриарх Тихон.
Соборная молитва поможет во всех случаях жизни. Просто нужно не лениться и не полагаться на свои человеческие силы.
И конечно, сообща и своевременно благодарить.