Звуки бомбардировки разнеслись по Майкопскому отделу, снаряды ударили в церковную колокольню. Отец Василий Болдинов, как и жители других станиц, отправился к Гиагинской, чтобы убедить бунтовщиков казачьего полка сдаться и предотвратить кровопролитие. Остаток дня и ночь белореченский священник исполнял долг пастыря, спасая души в эпицентре военного восстания.
С конца XIX века в Белореченской стояли три храма: Покровский православный, Покровский старообрядческий и Успенский единоверческий. Строительством последнего руководил местный житель, казак Василий Михайлович Болдинов.1 Настоятелем храма община выбрала Косьму Кожанова, и, оценив заслуги Болдинова, прихожане просили Епископа Ставропольского и Кубанского Агафодора рукоположить его диаконом в устроенный им приход.2 Восемь лет Кожанов и Болдинов плечом к плечу служили Богу и людям, несмотря на натянутые отношения, прежде чем Василия Михайловича перевели в единоверческий приход станицы Темижбекской.3
Спустя два года из Белореченской пришли вести о смерти отца Косьмы, и прихожане позвали отца Василия, уже рукоположенного в священники, на место настоятеля Успенского храма.4
Жилья в родной станице у Болдинова не было, и вместе с супругой Екатериной Поликарповной и детьми он снимал квартиру.5 К концу года отца Василия назначили заведующим школой при храме.6
Страна тем временем оказалась на пороге войны с Японией, затем последовала Первая русская революция. Казаков Майкопского отдела Кубанской области, из которых состоял 2-й Урупский конный полк, мобилизовали для отправки на Дальний Восток, но уже в Екатеринодаре вышел приказ оставаться для несения внутренней службы. Выполнять полицейские функции казаки отказались, удалили из полка офицеров, назначили новых командиров, покинули Екатеринодар и заняли станицу Гиагинскую.
Военное начальство собрало специальный отряд из четырёх сотен бойцов для подавления восстания. Гиагинская оказалась на осадном положении, был объявлен ультиматум: если урупцы не сдадутся, начнётся бомбардировка станицы.7 Грохот предупредительных выстрелов разнёсся по округе, и жители окрестных сёл и станиц во главе со священниками вышли на помощь гиагинцам.
«В тот же вечер к полку пришла толпа стариков, женщин и детей, под предводительством духовенства с иконами и певчими, и стала уговаривать урупцев скорее сдаться и этим спасти от разрушения хозяйство мирных жителей. Полк растерялся, и начали раздаваться голоса в пользу сдачи, подкрепляемые возможностью наступления в эту же ночь».8
Среди белореченцев был отец Василий Болдинов: «6-го вечером, в ночь на 7-е февраля 1906 года в ст. Гиагинская принимал горячее участие по склонению местных казаков 2-го Урупского полка к изъявлению покорности придержащей власти и возвращению на государственную службу».9
Нестроения на этом не кончились, обстановку усугубил указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядцы, наравне с православными, получили ряд привилегий и единоверие перестало нести объединяющую функцию, а в неформальной среде православного духовенства стали воспринимать единоверие несовершенством, ступенью к православию. Приход Успенского храма оказался между двух огней. Весной 1909 года возник вопрос о переименовании из единоверческого в православный, но с сохранением права служить по старому обряду. Отец Василий Болдинов выступал за переименование.
«Не для того мы присоединились к православной грекороссийской церкви и не того ожидали, что видим на лицо в настоящее время. Мы искали спасительного единения духа в союзе мира и любви, как одно тело и один дух, ожидали полного взаимообщения с православною церковью и народом, но нас, напротив, встретило со стороны православного общества враждебное отношение и даже разделение церковное… — писал в Епархию от имени прихожан отец Василий. — И если православный пошёл бы в единоверческую церковь, или пожелал бы стать членом ее, то уже, по их мнению, изменил православию и сделал шаг к расколу, что и внушают простому народу. Такое мнение и толкование со стороны пастырей для наших религиозных чувств является крайне оскорбительным и обидным, а самое главное, в деле спасения наших душ совершенно сомнительным».10
До того, как составили приговор в пользу переименования, община поделилась на два лагеря — приход покинул первый староста Успенского храма и миссионер Терентий Иванович Касилов, уклонившийся в раскол.11
Прошение разбирали до конца года и в итоге отклонили, потому что не все единоверцы дали согласие на переименование, и Святейший Синод к тому моменту не давал распоряжений по поводу постановлений о единоверческих церквях и приходах.12
В то же время благочинный единоверческих церквей Терентий Уколов поручил отцу Василию Болдинову достроить церковь в городе Майкопе.13 Строительство было окончено за полтора года, и 22 октября 1910 года единоверческий храм освятил епископ Ейский Иоанн (Левицкий) в честь Вознесения Господня.14
В 1912 году на отца Василия было заведено два следственных дела. В первом — группа прихожан обвинила священника в «неисправном ведении церковного хозяйства», а во втором — псаломщик Георгий Колышкин утверждал, что Болдинов повенчал несовершеннолетних, имея уговор с родителями новобрачных.15
Десять месяцев длилось разбирательство, но, не дожидаясь приговора, отец Василий подал прошение о перемещение по службе в станицу Гиагинскую к единоверческому храму Рождества Пресвятой Богородицы. Решением Епархиального начальства в марте 1913 года Болдинов был отправлен на епитимью в монастырь и запрещён в священнослужении, рясо- и крестоношении сроком на один год четыре месяца и 21 день.16
Когда истёк срок наказания, отец Василий в течение трёх лет служил в Троицкой единоверческой церкви станицы Темижбекской17 и вновь вернулся в родной Успенский храм в Белореченской в феврале 1918 года, сменив отца Василия Сапрыкина.18
Успенский храм знал трёх настоятелей в дореволюционный период. До поры до времени были известны только их имена, позже стали появляться факты, за ними — упоминания и свидетельства, и, как в ветхозаветном пророчестве, кости обрастают плотью, из глубин истории восстаёт человек. Забытый казак-старообрядец в коротких документальных записях обретает фактуру, проявляет характер и личность пастыря, и через зафиксированные ошибки, трудности, преодоления и победы мы можем познакомиться не только с отцом Василием, но и со всеми служителями Успенского храма.
Примечание.
- При сличении с помощью онлайн-сервисов современной карты Белореченска с Картой РККА окрестностей Краснодара, составленной в 1935 году, можно предположить, что здание Успенского храма в станице Белореченской располагалось по нынешнему адресу: улица Комсомольская, 185.
- В семье Василия Болдинова было пятеро детей:
Зотик — 30 декабря 1884 года рождения. Женат. Состоял на службе инженером.
Зинаида — 25 сентября 1887 года рождения. Замужем.
Анна — 3 февраля 1895 года рождения. Замужем.
Евдокия — 2 марта 1897 года рождения. Евдокия и Анна воспитывались на высших женских курсах в Петрограде.
Таисия — 10 мая 1901 года рождения воспитывалась в Епархиальном женском училище.
(Сведения на 1912 год). - Построенный Болдиновым в городе Майкопе храм не сохранился. По непроверенным сведениям, в начале 1947 г., здание Вознесенской церкви власти передали общине баптистов, однако вскоре по просьбе епископа Флавиана (Иванова) храм вновь вернули православному приходу.
- Государственный архив Ставропольского
края Ф.135, Оп.50, Д.301, Л. 4 - Там же Л. 14
- Ставропольские епархиальные
ведомости 1901, №10, стр. 487 - СЕВ 1903, № 9, стр. 5; Архивный отдел г.
Белореченска Ф. 323, Д. 177 - ГАСК Ф.135, Оп.61, Д.462, Л. 59
- ГАСК Ф.135, Оп.74, Д.1028, Л. 36 об
- Л. Ильин — Восстание 2-го Урупского казачьего полка в 1905 году
- Там же, стр. 49
- ГАСК Ф.135, Оп.74, Д.1028, Л. 37
- ГАСК Ф.135. Оп.67. Д.912, Л.4
- Там же Л.5 об
- Там же
- ГАСК Ф.135, Оп.74, Д.1028, Л. 37 об
- СЕВ 1910, №46, стр. 1519
- ГАСК Ф.135, Оп.70, Д.2638, Л.5
- Там же Л.54
- СЕВ 1915, №1, стр. 4
- Архивный отдел г. Белореченска.