Погост… Не так уж часто нынче употребляется это слово. И когда спрашиваешь православного человека: а что же это такое? – либо не получишь ответа, либо ответят так: погост означает — кладбище. Но это не правильно!
Ещё в языческой Руси были поделены крупные территории – типа нынешних края, области – на погосты: как бы районы, в современном понимании. Погост обычно был при дороге. Название происходит от слова «погостить». Там строилось нечто вроде гостиницы, гостевого двора. Проезжающие могли остановиться и заночевать. Погост, кроме того, что находился на дороге, был ещё и центром нескольких населённых пунктов. Приезжавший и останавливавшийся на погосте князь здесь собирал дань с близлежащих деревень.
Русь стала православной. Ну, а что надо прежде всего православному человеку? Чтобы было, где помолиться. Потому стали строить на погостах церкви. Поскольку церковь была одна на несколько деревень, старались её построить добротной. Строить в каждом крохотном поселении по храму – тяжело финансово, да и причт нечем кормить. А вот поставить один храм на несколько деревень в округе – по силам. Вокруг храма обычно селились на погосте только те, кто служил в церкви: священник с семьёй да семьи церковного причта. Если поселялись ещё и крестьяне, то погост уже переставал так именоваться, а назывался селом. А вот в деревне церкви не было вообще. Деревенские как раз и шли в погостовые церкви.
Если вокруг погостовой церкви строили ещё и других храмы, а вокруг населялись люди, которые однако же занимались не сельским хозяйством, а промыслами – такое поселение именовалось слободой.
Естественно, делать много мелких кладбищ под каждой деревней из пяти дворов – тоже неудобно. Как потом отпевать покойников священнику? Попробуй, доберись до каждой деревушки. Поэтому на погосте при церкви и было одно большое кладбище на все близлежащие деревни.
Погостовые церкви дали начало круглой планировке русских сёл. Это очень интересное построение: село имеет круглую форму. Центр этого круга – главный храм, колокольня и площадь вокруг. А от этой площади радиально, как лучи от солнца, отходят улицы. Обычно, каждая улица тоже заканчивалась маленькой церквушкой. Как-то, когда я гостила на Вологодчине, меня повезли в такое, сохранившееся село. Это было удивительно! Куда ни пойди – выйдешь к храму! Невольно круговая планировка поселения настраивает человека на особое душевное и духовное состояние. И даже природа становится роднее и ближе. Ощущаешь первозданное единство всего живого. И как близок Бог…
Когда после революции стали разрушать храмы, в первую очередь пострадали погостовые церкви. Оно и понятно: сложно закрыть храм в центре большого города. А вот затерянную в лесах-полях церковь на «ничейной» земле закрыть просто: никакого особого сопротивления ни от кого не получишь. Но кладбища оставались. На них продолжали хоронить. Вот отсюда у наших современников и пошло представление, что погост – это кладбище.
Погост – самое важное место территориальной единицы. На погосте был храм. Следовательно там крестились, венчались, там и отпевались, и упокоивались на прицерковном кладбище.
Сколько их, разрушенных погостов, по святой Руси!