Кто ты, человек?

Уроки веры №4 2016

Человек – венец природы. Так нам объясняли место человека по теории Дарвина. Мир эволюционно развивался. И вот вершина развития – человек.
Встаёт вопрос: почему мир не стал развиваться дальше? Что явилось причиной прекращения эволюционного движения? На этот вопрос ответ так и не дали сторонники дарвинизма.
Возродилось неоязычество. Как оно оценивает человека? Ещё ниже! Человек – уже не венец, а лишь частичка природы. То есть, человек — такая же часть природы, как попугай, рыбёшка или цветок ромашки.
Какое место отводит человеку христианство? Какова цель человеческой жизни по Библии? Ответит нам Псалтирь, псалом 8.

С. Аверинцев
ПСАЛОМ 8.
Псалом Давидов.
… Господи наш,
как чудно имя Твое по всей земле!
И превыше небес —
слава Твоя.
Из детских, из младенческих уст
Ты уготовал хвалу —
твердыню на врагов Твоих,
дабы немирного низложить.
Увижу ли Твои небеса,
дело Твоих перстов,
увижу луну и звезды небес,
которые Ты утвердил —
что перед этим человек?
Но Ты помнишь его!
Что перед этим Адамов сын?
Но Ты посещаешь его!
Ненамного умалил Ты его
перед жителями небес,
славою и честию венчал его,
управителем поставил его
над делами рук Твоих.
Все положил Ты под ноги его —
малых и больших скотов
и с ними диких зверей,
птиц в небесах, и рыб в морях,
и все, что движется в безднах морей.
… Господи наш!
Как чудно имя Твое
по всей земле!

Вот роль человека, означенная Самим Богом: человек -«управитель» над Божьим Творением. Мало чем отличается человек от Ангелов-Небожителей. Ему предназначена Богом великая миссия: Господь в радости сотворил мир, планету Земля. Но над всем этим нужен управитель, заботливый хозяин, отец всему живому на планете. Для этого был сотворён человек – образ и подобие Божие. Вот почему нет продолжения «эволюции»! Человек – господин над Божьим творением.
Сотворён ли человек для горя? Ни в коем разе! Человеку изначально присущи радость и счастье. Возможно ли это счастье после случившегося грехопадения? Ответ найдём, опять же, в псалмах:
1. Бог — мой пастух, я не буду терпеть нужду.
2. [Он] уложит меня на травянистом месте, приведёт меня к тихим водам.
3. Освежит мою душу, поведёт по путям справедливости во имя Своё.
4. Даже если я пойду долиной мрака, не буду бояться дурного, ибо Ты со мною, Твой посох и Твоя трость будут мне в утешение.
5. Ты накрыл для меня стол на виду у моих врагов, щедро помазал маслом мою голову, моя чаша полна сверх краёв.
6. Лишь добро и милость будут мои спутники во все дни моей жизни, и я буду жить в доме Бога долгое время.
Это перевод 22 псалма Давида.
Царь Давид – земной реальный человек. 22 псалом был им написан, естественно, не после смерти, а при земной жизни. Псалом нам поёт о вечности: земная жизнь человека вечна, она не кончается. Жизнь на земле – вовсе не какая-то особенная полоса, период, но закономерная часть жизни человека, как дни и месяцы – часть года. Царь Давид твёрдо верит: во все дни жизни добро и милость будут ему спутниками. Человек не будет терпеть нужду… при каком условии? – если Господь будет человеку пастухом.
Итак, 22 псалом помог нам окончательно определить роль человека в вечности: Бог – затем человек – затем вся земля с её водами, лесами, горами, живностью… весь Дом Божий. Человек – заботливый садовник, управитель земли. Но над человеком-управителем стоит вышний Господин-хозяин – Господь Бог.
Что заповедал Господь человеку? Плодиться, размножаться, наследовать и беречь землю. Люди должны рождать детей, для того, чтобы Божий мир не остался без управителей-работников. Дети – это воистину будущее планеты. В их руки отцы передают планету Земля по заповеди Господней. Не будет детей – некому будет смотреть за садом Божьим. Человек – вечный садовник и украситель земли. Родителям должно объяснить и внушить детям их великое предназначение.
Почему многие псалмы полны веры в то, что Господь Своих непременно убережёт и жизнь людей на земле будет полна счастья? Эта вера проистекает из осознания: я живу по заповедям Божьим и потому я всегда с Господом и Господь всегда со мною.
Мы не имеем сейчас такой веры. Почему? Потому что главной заповеди мы не выполняем и предназначения своего не осознаём: быть добрым, заботливым хозяином земли мы не хотим. Некоторым из нас ближе роль «рвача»: главное – не уберечь землю для потомков, а захватить для себя сколь можно больше при земной жизни… А дальше – я в будущую жизнь не верю, «после меня хоть потоп». Это позиция атеиста. Он защищается своим лживым неверием ради того, чтобы жить лишь в своё удовольствие. Да, неверие атеистов лживо, потому что всем им страшно умирать. Они боятся смерти. Если бы они действительно не верили в жизнь за гробом, то и не боялись бы смерти. Почему же человек хочет быть атеистом? Этим он говорит: я, ради сиюминутной сытой жизни, готов поступиться даже вечностью. А какова позиция язычника? Я – частичка природы. А раз частичка – ни за что не отвечаю, ни о чём меня не спрашивайте, отвечать ни за что не буду. И в том, и в другом случае мы имеем дело с парадоксальной ленью и желанием снять с себя всю ответственность за происходящее на Земле, желанием избежать ответа перед Богом. Мы, как лукавый раб, не хотим отвечать за вверенное нам богатство и хотим «отсидеться» в тени. Моя хата с краю, ничего не знаю. Авось, спрячусь, как Адам в кустах, и не найдёт Господь меня и не спросит. Нелепый самообман! Как дёшево мы отдаём сою вечность!
Господь ясно, чётко и не в переносном, а в прямом смысле сказал, что Ему нужны делатели на Ниве Господней. Об этом нам говорит и Ветхий, и Новый Завет. Господь не изменил предназначения человека. Остаётся лишь надеяться на то, что люди, наконец, осознают свою роль на планете Земля. В противном случае… Хозяин выгонит нас, нерадивых работников, из Сада. И где тогда найдём себе место, если вокруг всё Божье?