Тайна сия велика есть…

Уроки веры №6 2015

Цитата!

Человек – существо множественное. Господь сказал: сотворим человека… и сотворил их (см. Бытие). Как и о Себе, так и о человеке Господь говорит во множественном числе. Отныне и навсегда человек не бывает в единственном числе. Человек – это муж, жена, дети, семья. (Напомним, что монашество – стезя ангельская, а не человеческая) Человек до грехопадения создан Богом, как говорят богословы, в красоте духовного изящества, создан бессмертным и лишённым зла. Дух свободно устремлялся к Богу, дух, душа и тело были едины. Мы сейчас живём, непримирённые со Христом. И не потому, что Бог с нами не примирился, а потому что мы не примирились с Ним. Человек в первозданном виде наслаждался Богоявлением лицом к лицу. Мы можем иметь Богоявление через чудеса, то есть чаще всего опосредованно: через благодать воды, масла, церковных таинств, икон и молитв, чудеса святых.
Мы не можем сказать о человеке первом: он не мог грешить. Ведь человеческая безгрешность никогда не была абсолютной – человеку дана возможность выбора. Но человек добровольно не желал грешить. Встреча с сатаной так же не имела печати обречённости, фатума: сатана не навязал, не обязал, а предложил грех.
Что нас защищает от греха? Устремление к Богу и согласование своей воли с Божьей. Но с момента соблазнения пошло уклонение в сторону собственных помыслов. Человек, как писал Иустин Попович, отвергнул богочеловеческий порядок и повернулся к дьяволочеловеческому порядку. Вместо того, чтобы стать помощником Бога, человек стал пособником сатаны. При этом человек распался на части. А царство, помним, распавшееся на «ся» не устоит. Это проявилось двояко. Во первых, живут в разладе наши дух, душа и тело. Во вторых, стала распадаться семья. Мужи стали меньше интересоваться жёнами и детьми, появился конфликт «отцов и детей» — что само по себе противоестественно. Дети – плоть от плоти, кровь от крови родителей. И восставать плоти и крови на себя же саму (детям на родителей) – дело самоубийственное. Господь любит нас. В каком-то смысле икона «Благословение детей» — это икона, благословляющая всех нас – больших и маленьких Божьих чад. Ведь каждый из нас – дитя Бога.
Помнится, в советское время шли диспуты… И кто-то высказал мнение, что напрасно люди озабочены конфликтом поколений: археологи находят в раскопках немало письменных свидетельств о том, что конфликт детей и отцов был свойственен прошлым насельникам планеты: они так же знали эту проблему. И, мол, ничего страшного. На это Владимир Солоухин, советский писатель, заметил, что да… находят свидетельства о конфликте отцов и детей… И находят их, увы, на развалинах, занесённых пылью, а не в цветущих государствах.
В наше время конфликт человечества стал ещё глубже. Распадается весь человек: уже не старшие и младшие поколения семьи, а сама семья почти сдана в архив. Много неженатых мужчин, много брошенных женщин и детей. И фактически мы живём в полигамной стране. Что с того, что по закону у каждого мужчины одна жена? Ведь она по счёту уже 6 или 5! Одиночество берёт верх. А одинокий-то даже и не человек в глубоком смысле слова!
Что такое непослушание? Это состояние вечной смерти. Так говорит нам православие. Люди добровольно ушли от Бога и бытия и отправили себя в небытие, в состояние нежизнеспособное. И вот смерть в 50 лет – заурядное явление в России. Как мы понимаем смерть? Это когда душа отходит от тела. Но ТОЧНО ТАК ЖЕ смерть наступает тогда, когда дух отходит от души! Это первый этап смерти. А не замечаем мы его, потому что тело ещё живо за счёт второго звена. Знаете, как бывает, когда мозг и сердце живы, а всё тело обгорело… Такой человек ещё несколько суток будет мучиться в реанимации – пока умрёт. И он умрёт, потому что тело должно функционировать ВСЁ, а не только две его части – пусть даже главные: сердце и мозг. Так с отходом нашего духа от души душа уже в Бога не верует и жаждет греха, и вся наша земная жизнь превращается в реанимацию: мы пытаемся поддержать жизнь тела, а жизнь гаснет, потому что не может функционировать вся тройственная система организма человека: дух, душа, тело. Почему дьяволу так ненавистна семья – то есть человек в целом – тоже понятно. Именно семья удерживает современного человека в патриархальности (где патриарх не земной мужчина, а Господь Иисус Христос). Именно семья связывает распадающегося человека в одно целое и заставляет, пусть даже невольно, обращаться к Божественным ценностям: ведь брак и деторождение – это дары Бога людям изначально. Это райские Божьи подарки человеку. А кроме того, в семье человек сильнее ощущает свою зависимость от Бога и собственную уязвимость без Бога. Человек начинает невольно молиться, особенно при серьёзных изменениях в жизни: например, рождение собственного ребёнка или свадьба детей… Естественное стремление заботиться о своих детях несовместимо с дьявольской злобой. Человек в семье становится единым, как Троица. И именно этим семья отличается от бесов. Бес — каждый сам по себе. Даже объединённые люцифером, бесы не могут стать тройственными. А человек – не просто может, но в семье он и не будет иным — небожьим, нетройственным. Семья автоматически придаёт человеку статус тройственного божества. А всякая троица тянется к Богу – к своему извечному прообразу Тройственного союза.
В суете человек не замечает расстройства души. Но первые признаки болезни дают о себе знать. Например, мы не можем отличить злого от доброго. Или не знаем, как поступить в той или иной ситуации. Это болезненный разлад души. Этот разлад напоминает разлад в земном житии после грехопадения. Так звери перестали видеть в человеке господина. Стали видеть в нём врага. Вот и наша душа перестаёт видеть господина в совести. И старается вырваться на свободу, не связав себя с духом. Не в этом ли суть превращения человека в зверя? Не в этом ли суть называния именем зверя антихриста? Зверь тот, кто одичал. Кто один и никого не любит, не жалеет, ни о ком не заботится. Зверь тот, кто разорвёт чужую жизнь, погубит чужую душу ради себя дорогого или просто ради инстинкта убивать. Зверь ощущает дикую волю и защищает свою необузданную волю изо всех сил. Воля отличается от свободы. Свобода – это в рамках чего-то… Однокоренное слово – свитый, то есть как-то ограниченный, чем-то свит, а отсюда и свЯт!. А воля… Не зря говорят: вольному воля, невольному рай…
После грехопадения мы были лишены бессмертия по необходимости. Согрешивший человек мог впасть в состояние парадоксальной бессмертной смерти: бессмертного, вечного состояния разлада с совестью. Это вечная мука. В этом плане безбожная смерть стала орудием спасения божественной человеческой вечности: душа, обретая свободу от тела, наконец-то соединяется с духом. И этот союз много сильнее, нежели союз души и тела.
Учение римско-католической церкви не принято в православии и объявлено ересью. Римское учение все грехи относит к телу: человек согрешил, Бог отнял благодать, дух подчинился телу, а тело греховно. И все наши грехи от плоти. Наше учение гласит, что человек сам отошёл от Бога и перестал слушать Бога, следовательно согрешил духом и душою. Но Бог не лишил человека милости и помощи, не лишил человека Богоявления – то есть проявления явной Божественной силы. Злые духи плоти вовсе не имеют, а грешны больше человека, безвозвратно отпав от добра. Одно из свойств первородного греха – это греховная склонность и отдаление от Бога. Каждый человек и поныне часто склоняется ко греху. И вот настал последний момент проявления первородного греха. Надо сказать, что наступал он не однажды в истории человечества. Потому не следует понимать статью, как «апокалипсис». Этот последний момент, «последние времена» — момент распада семьи. Семья — то есть человек весь в своём троичном богоподобии — являлась мишенью для злых духов не однажды. Особенно это сильно проявилось во времена революций. И всё же институт семьи выстоял. Даже безбожное Советское государство прочно и долго покоилось на этом «ките» — семья, прочь измену и разводы. Хотя поначалу советская власть отмела семью, как «архаизм»… Но потом вернула семейные ценности, поняв, что иначе – не устоит. И вот теперь в очередной раз семья испытывает атаку со стороны тёмных сил. Эта атака замаскирована и полита «сладким соусом» псевдоискусства и псевдонауки. Чего не предлагает медицина, чтобы избавить человека от детей, а блуд сделать «безопасным» и «простым, как стакан воды».
Тело человека-христианина имеет прямую связь с Телом Иисуса Христа. Мы – члены Тела Христова. Грешащий человек пытается сделать тело Христа телом блудницы. Но это никогда невозможно. И эти части, то есть эти люди, будут отторгнуты Христом от Своего Тела. Вот почему грех не даёт человеку приблизиться к Богу и быть с Богом. Человек блудный и не имеющий в себе троийственного союза – находка для бесов. Блудные бесы входят в человека и употребляют его для услаждения в извращениях. Человек становится вещью, которую использует бес. То же происходит и с восставшими на родителей детьми. Дети так ожесточают свои сердца, что отпадают от Бога. Ведь не любить отца – богопротивно. Происходит попрание человека, как образа Божьего и человек становится дьявольской образиной. Грех и злость становятся в ней ненасытными. То же происходит в кровной мести. Грех не прекращается, злость не пресекается. Грех поглощает всё новые жертвоприношения — человеческие. Блудный бес толкает человека на детоубийство – уничтожение человеком самого себя. И этот грех тоже ненасытен: человек, не останавливаясь, блудит, принося кровавую жертву сатане: не родившихся младенцев, частицы своей же плоти и крови.. А о чём нас предупреждает Псалтирь? Псалом 105; 36-41: и принесли в жертву сыновей своих и дочерей истуканам ханаанским, и была убита земля их кровью… и разгневаля яростью Господь на люди своя и мерзки они Ему стали…
Как говорит православие, святые, богословы о браке? «Таинственное соединение людей в браке, по мысли Творца, должно простираться до единения их в плоть едину» (православный энциклопедический словарь), брак — это место, где рознь кончается, брак – это икона святого небесного единства. Адам, рождённый от земли и дыхания Божьего, Ева, рождённая от Адама и дети – нерасторжимое единое целое. Разорвать это целое значит разорвать на части жизнь. А разорванная жизнь – это смерть.
Если человечество в очередной раз устоит и сохранит семейные ценности, которые включают в себя любовь супругов и любовь разных поколений друг ко другу, — человечество сохранит в себе дыхание жизни. И дай-то Бог!