У Христа сколько жен — мироносиц…

Второе воскресение по Пасхе – день Жен-Мироносиц. Обычно поминают тех, кто непосредственно стоял у Креста Господня, кто отважился пойти ко Гробу… Но сколь у Христа было иных, других верных служительниц! Хотя бы немного о некоторых из них…

КАССИЯ, ЖЕНА-ГИМНОГРАФ, ПЕСНОПЕВИЦА.
Кассия была очень богата, очень красива, умна и талантлива. Император Византии Феофил устроил смотр невест. Он выбирал себе жену. Была приглашена и Кассия. Предание говорит о том, что девушка мечтала стать императрицей и тщательно готовилась к смотринам. И действительно… Феофил шёл, неся в руках золотое яблоко. Кому отдаст – ту выбрал в суженые. Кассия блистала среди всех, как яркая звезда. Феофил подошёл к ней и протянул на ладони яблоко. Но… то ли император был очень заносчив по характеру и не терпел превосходства, то ли Феофил почувствовал в Кассии очень сильный дух и ум… Кто знает. Но прежде, чем отдать яблоко, Феофил решил убедиться, что будущая жена будет покорна, нестроптива… как говорится, будет знать своё место. И потому язвительно сказал: «От жены произошло всё злое!» У Кассии были секунды на размышление. Смолчать? Дать унизить не только себя, но и всех женщин? Кассия уважала себя и считала женщин – Божьим творением, а потому – женщины достойны и равны мужчинам пред Богом. И не смолчала дева. С достоинством, громко сказала: «От жены произошло всё лучшее!» Конечно, Кассия имела в виду Христа и Богородицу. Феофил понял, что дуэль выиграла Кассия. Нет, такая жена не нужна! Феофил развернулся и отдал яблоко Феодоре.
Кассия тяжело переживала это событие. Но жалела ли она о своих словах? Нисколько! Да, она и сейчас готова сказать любому мужчине: женщина – творение Божие. Пережив душевную драму и расставшись с мечтой стать императрицей, Кассия решает расстаться и с богатством. Зачем оно? Ведь люди не ценят ум, достоинство, истину… Она будет служить Тому, Кто никого не обижает напрасно, Кто Сам есть Истина и Любовь – Христу. Кассия всё своё состояние истратила: часть раздала, а на оставшиеся средства построила монастырь, где стала, вместо того, чтобы быть императрицей, — игуменьей. И посвятила свою жизнь гимнографии. Она составляла песни, каноны, стихиры. Исследователи отмечали, что её ирмосы отличались удивительной краткостью, лёгкостью и глубиной мысли. Правда, и в церкви к ней отнеслись не очень справедливо. Творцами песнопений должны быть мужчины! Из Назарета что доброе может быть?! И песнопения Кассии стали заменять на песни, сложенные мужчинами. Но и до наших дней дошли творения Кассии и используются в службах. Даже с указанием имени: Кассино. Кассия – автор основной части канона Великой субботы «Волной морской», автор стихир Великой Среды, стихир на Рождество Христово… Ей принадлежат из дошедших до нас 2 канона и 49 тропарей.

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ТАВИФА.
За давностию лет мы очень мало знаем о Тавифе Иоппийской. Одни исследователи утверждают, что она была одинока, не имела семьи. Другие утверждают, что у неё были муж и дети. Третьи настаивают на том, что Тавифа была вдовой. Кто теперь узнает об этом точно? Да это и не важно. Достоверно знаем, что Тавифа была простая труженица. Тавифа занималась рукоделием и продавала его, зарабатывая тем себе на жизнь. Сшитые ею одежды были прекрасны… Тавифа украшала сшитые платья вышивкой. Кроме того, что Тавифа зарабатывала себе на хлеб, она шила и отдавала одежду бесплатно самым нуждающимся – детям-сиротам, вдовам, нищим и беднякам. Каждому была готова подарить рубаху иль платье, чтобы человек прикрыл наготу, защитил себя от непогоды. Люди шли к Тавифе за помощью. Её любили за доброту, за неоскудевающую любовь к людям. Но случилось так, что Тавифа занемогла. Да так тяжко, что вскорости умерла. По ней восплакал весь город! Но не только плакали люди, но и решили действовать! Несправедливо, чтобы такая хорошая жена умерла столь рано! Такого быть не должно! Вдовы, бедные жены, девы и дети-сироты решили идти к апостолу Петру, который об ту пору оказался неподалёку, и попросили его пойти с ними. Привели в дом Тавифы. Показали умершую швею и стали протягивать апостолу все её рукоделия, которыми она одаривала людей. Вот это шила и дала нам Тавифа, и это, и это тоже! Так справедливо ли, что болезнь забрала такого дивного человека! Справедливо ли, что город лишился источника любви? Апостол Пётр всем велел выйти из комнаты и взмолился Богу: верни её людям, Господи! Господь услышал молитвы своего апостола и слёзы бедняков. И сказал Пётр: «Тавифа, встань!» И вывел её к людям. Можем только представить, как все ликовали! Бог вернул на землю доброе создание, чтобы ещё она дарила людям тепло своего сердца.
Много и долго жила после этого Тавифа, щедро неся в мир доброту и радость. Она же послужила и прославлению Церкви. Велика сила Церкви, созданной на земле Богом! Церковь может умерших людей возвращать к жизни!
Мы не знаем, была ли у Тавифы семья, но многие богословы говорят, что Тавифа стала иконой Христа. В акафисте праведной Тавифе так и говорится: ты — одушевлённая икона. Что это значит? Тавифа – милостивая. Но милость (милостыня) – это не просто что-то кому-то дать. Милость – это дар по любви, от всего тепла сердца. Милость согревает в мороз и в зной даёт прохладу. Милость должна быть присуща и мужчинам, и женщинам, поскольку и те, и другие – образ Божий. Но! В каждой ипостаси человека милость проявляет себя по-своему. Так вот Тавифа – символ высшего проявления женственности – материнства. Мы не знаем, были ли у неё дети. Но материнство – это не только родить своего ребёнка. Дар материнства – всеобъемлющ. Он обнимает весь мир. Он даёт женщине божественную силу каждого обнять, жалеть, баюкать, кормить и поить, вразумлять, терпеть… и в итоге – доводить человека до Отчего Дома – до жизни с Богом. Вот для чего живёт каждая женщина на земле. Тавифа не умерщвляла плоть, не подвизалась в столпничестве либо молчании, не обвивала себя железными веригами. В её руках просто всегда была иголка с ниткой. Дар, данный ей от Бога, она умножила сполна, отдала плоды дара людям – а значит Богу. Помните: Я был наг – и вы одели Меня… За то Тавифа была при жизни удостоена воскрешения и долгой жизни на земле! Зло вмешалось, казалось сломало добро… Но это торжество зла было совсем кратковременно, благодаря Божьей церкви на земле… И более того: временная победа зла послужила прославлению Бога, а смерть и болезнь посрамились.
Тавифе молятся о помощи в рукоделии, о помощи в домашних повседневных делах и проблемах; в народе стойка вера, что икона Тавифы помогает женщине сохранять уют в доме.
Житие Тавифы нам показывает: христианство – не отвлечённое богословие или философия. Христианство есть образ жизни. Живу, подражая Христу. Христианство есть образ повседневной обыденной жизни в этом земном мире. Почему Клеопа и Лука шли, удручённые после казни, домой? Когда Христа распяли, ученики сокрушились во всём. Их христианство, до схождения Духа Святаго было рассудочным: думаю, анализирую, вижу, что Бог – потому верю. Но как только умные рассуждения потеряли смысл: Бог умер… абсурд… Вот тогда и вера в уме учеников закончилась. Чтобы хоть как-то поддержать унывающих, Господь явился Луке и Клеопе по дороге домой. В житии Тавифы мы видим иную веру. Она не рассуждала о политике, о господстве царства Израильского над всем миром… Она просто делала своё дело, на которое была призвана Богом. И тем спаслась и в этой жизни, и в той. Живи, как Христос, там, где живёшь… Святость проста и смиренна. Святость милостива, добра.

ПРИСЦИЛЛА И АКИЛЛА.
Присцилла (Прискилла) – знатная, богатая римлянка. В Риме она встретила свою любовь – пришедшего иудея-ремесленника Акиллу (Аквилу). Прискиллу стали осуждать родные и друзья. Но девушка считала: главное – это выйти замуж по любви. Не по расчёту, не за деньги, не за титул, а по любви. Свадьба состоялась. Семья жила счастливо. Но вот император Клавдий велел изгнать из города всех иудеев. Присцилла могла остаться в родном городе – ей дали право развода. Она отказалась и ушла с мужем. Вместе навсегда, при любых обстоятельствах.
Муж и жена должны заниматься одним делом. Таков был обычай того времени. Акилла шил палатки. Этим же стала заниматься и его жена. Так они зарабатывали на жизнь. Их везде гнали. И только в Коринфе не тронули. Коринф славился своей распущенностью. Жить там было невозможно. Но супругам некуда было деваться.
Об ту пору в Коринф пришёл апостол Павел. Где же ему было остановиться в городе, погрязшем в беспутстве? Конечно, в семье Акиллы и Пресциллы. Павел и сам умел хорошо шить палатки. И чтобы отблагодарить супругов за предоставленное жильё, стал помогать им в их рукоделии. А заодно – рассказывал о Христе. Супруги попросили апостола покрестить их, что Павел и совершил.
Муж и жена устроили в своём доме маленькую церковь. Стали созывать людей на молитву, проповедовали. Потом поняли, что не шитьё палаток должно стать главным делом в их жизни, но проповедь Христа. Что есть Спасение человека? Спасение есть избавление от вечной смерти и дарование человеку вечной святой жизни вместе с Богом, в общении с Богом. Спасение есть воссоединение человека с Богом, прерванное грехом. Божий Суд – это наше соединение с Истиной и Светом. Всё определит наше сердце: есть ли в нём любовь к Богу? или в нём живёт ненависть к Богу… или равнодушие? Наше сердце совершит суд себе и вынесет приговор самому себе. В любви – блаженство. В ненависти, равнодушии – мука, смятение, тревога, уныние, тоска… То есть ад.
Решили супруги: отныне жить, проповедуя Христа, чтобы помочь людям спастись. Аквила стал епископом и апостолом от 70-ти. Их убили язычники. Умерли они, как и жили – вместе.

ТАТИАНА ГРИМБЛИТ.
Сибирь… 20-е, 30-е годы.. Томск, Иркутск… Сюда ссылались ссыльные за веру Христову. Татьяна Николаевна решила: будет помогать заключённым. Ведь они в тюрьме – ради Господа, за веру пострадали. А раз так – страдает Сам Господь. Как Его не навестить в тюрьме? Себе оставляла минимум из заработанных денег. А всё остальное – это на продукты и одежду для заключённых. Просто приходила и спрашивала у тюремного начальства: кто не получает помощи? Тем заключённым и передавала. Но велика ли зарплата у женщины? Всех не накормить по тюрьмам. Стала Татьяна Николаевна собирать деньги на нужды узников. Её арестовали и посадили в тюрьму. Свою вину она не признала. Что такого она делает? Вы деньги тратите – на кино да на вино, — так говорила она следователям, — а я имею право на другое их потратить. В лагере обучилась фельдшерскому делу и стала лечить заключённых. А потом и в ссылке работала фельдшером. В 1937 году её расстреляли. Но по-другому она не могла: Господь в Евангелии учил: накорми голодного, навести страждущего в тюрьме иль в больнице… Христианство – дело повседневное и ежесекундное… Это не так, что вот иду в храм – я там одной жизнью живу два часа. А выйду – у меня уже мирские дела. Христиане – они всегда в храме. И не потому что не выходят из здания церкви и только молятся. Христиане всегда в храме, потому что они и в обыденной жизни всегда со Христом. Со Христом они остаются и после смерти. Господь Своих при Себе всегда держит.

Старец Дарья – Досифей.

Все знают историю о том, как юноша Прохор – будущий Серафим Саровский – пошёл в Киево-Печерскую Лавру, чтобы получить благословение от старца Досифея. Старец благословил Прохора идти в Нижегородскую землю.
Будущий старец Досифей родилась в Рязанской земле – Дарья Тяпкина.
Мать с двухлетней Дашей навестила в Москве в Вознесенском монастыре Дашину бабушку – монахиню Порфирию. Этот монастырь основан супругой Дмитрия Донского княгиней Евдокией.
Бабушка попросила оставить двухлетнего младенца в монастыре. В 9 лет девочка вернулась домой. Но её поведение очень отличалось от поведения светских людей. Она почитала всех людей равными: ведь у Бога все люди равны. Потому она никогда не принимала помощи от слуг. Так бабушка наставляла: кто не любит человека, тот не может любить и Бога.
А в 15 лет она убежала из дома. Пошла с сёстрами в лес по ягоды-грибы и не вернулась. В мужском платье дошла до Троице-Сергиевой Лавры. И назвалась беглым крестьянином Досифеем. Но беглых боялись принимать в монахи. Потому в постриге отказали.. Однако изгнать отрока тоже не решились: Досифей отличался удивительной начитанностью и образованностью. Мать решилась искать дочь. Материнское сердце повело её в Троице-Сергиеву Лавру. Там она увидела на службе молодого послушника. Умолила монахов, чтобы встретиться с молодым человеком после Литургии. Но Досифей… ушёл из монастыря. Тайно. И отправился в Киево-Печерскую Лавру. Увы… принять постриг и тут была не судьба – отказали.
Дарья-Досифей поселилась в Китаевой пустыни. Мы знаем, что были такие города с именем Китай. Что это такое? Китаем на Руси называли крепость. От слова «киты» — укрепительные жерди. Вот в таком «китае» и поселилась Дарья-подвижница, вырыла там себе пещерку и ушла в затвор. В Великий пост лишь ночью покидала келью, чтобы найти мох – это была пища затворницы. Никогда святой Досифей не обогревал свою келью. Даже в лютые морозы. Подвижница согревалась молитвой. К старцу стали приходить за советом люди. Старец принимал всех, не выходя из кельи, общаясь с верующими через маленькое оконце.
Услышала о дивном старце императрица Елизавета Петровна. И посетила старца лично. Узнав, что Досифей даже не монах – велела постричь. И лично присутствовала на постриге. Перечить императрице монахи не стали. Так Досифей наконец-то дождался пострига.
Вышел Досифей из кельи лишь перед кончиной – чтобы попросить у братии прощения.
Удивительно, что два святых – Серафим Саровский и старец Досифей умерли одинаково: их обоих нашли уже умершими, но стоящими на молитве. В руке – молитвослов.
Перед кончиной Досифей указал идти на Соловки Феофану – будущему соловецкому подвижнику.
Самого Досифея хоронили по-особому: в келье нашли записку с просьбой не прикасаться к телу и похоронить, не обмывая. Монахи исполнили последнюю волю Досифея.
Открылась тайна монаха позже — когда приехала в Лавру сестра Досифея и увидела портрет святого.

Ефросиния Суздальская.

Её родители – Феофания и святой князь Михаил. У Феофании и Михаила долго не было детей. Ездили в Киево-Печерскую Лавру, чтобы вымолить дитя. Родилась дочь Феодулия – первый вымоленный в слезах ребёнок, а потом ещё четыре сына. Девочка с детства предпочитала постную пищу – питалась хлебом, солью, овощами и водою. Феодулия поражала всех грамотностью: читала Платона, Аристотеля, Гомера, Вергилия, Эскулапа, Галена…
Феодулию Михайловну сосватали за старшего брата Александра Невского. Но накануне свадьбы жених Фёдор Ярославович умер. И вместо радости – обратилось всё в плач.
Феодулия попросилась после несостоявшейся свадьбы уединиться в монастыре. А вскоре приняла постриг, став отныне Ефросинией Суздальской. После смерти настоятельницы она — игуменья.
В 1237-38 году Батый опустошил Суздаль. И вот диво: монастырь суздальский уцелел! Как? По молитве Ефросинии монастырь стал невидимым. И войска Батыя не смогли его найти.
Мы часто употребляем слова: сказание о граде Китеже… И так и воспринимаем: сказание… почти что сказка, небылица. Но вот второе свидетельство, когда материальное теряло свою материальность и исчезало из поля зрения людей — Суздальский монастырь. И свершилось это чудо по молитве святой Ефросинии.
Во времена нашествия татар как никогда пригодилось умение святой врачевать. Многих людей исцелила она благодаря своим медицинским познаниям. Святая Ефросиния – врач, летописец, учительница, игуменья монастыря.

Святая княгиня Анна Всеволодовна.

Всем она была известна в Киеве, как Янка. Да, вот с таким озорным, лёгким именем вошла она в историю: сама по натуре – бурная, весёлая, энергичная…
О монашестве внучка Ярослава Мудрого и не помышляла. Она была предназначена в жёны константинопольскому принцу. С нетерпением ждала свадьбы. Но увы… Политическим интригам незнакома жалость. Зачинщики интриг не беспокоят себя человеческими судьбами. Принца Константина схватили и насильно постригли прямо перед свадьбой в монахи. А княжне Янке пришлось ни с чем возвращаться на Русь. Как пережить этот позор, унижение, как не впасть в уныние? Но нет! Всё это не для Янки! Молоденькая девушка решилась постричься в монахини добровольно. По уму и образованию она ни в чём не уступала своему брату Владимиру Мономаху. И вот в голове юной монахини появилась удивительная идея: построить в Киеве первый женский монастырь, а при нём первую школу для девочек. Так и сталось. Янка учила девочек грамоте, пению, женскому рукоделию, прививала любовь к чтению, делилась своими познаниями в «медицинских хитростях и премудростях». Отец Всеволод Ярославич во всём усердно помогал дочери. Так возник в Киеве Андреевский женский монастырь. Стоит заметить, что святой Андрей, как считается в православном предании, помогает удачно девушкам выйти замуж – чтобы брак был счастливый и долгий. Янка, обделённая женским счастьем из-за злых людей, молилась об этом счастье для других девушек.
Но не только замужество, врачевание и вышивание заботило Янку. Она видела, что византийский митрополит, поставленный в Киев греками, вмешивается в политическую жизнь Киевской Руси, мешает объединению государства, старается спровоцировать ссоры с язычниками. Вообще русские летописи отзываются о митрополите-греке несладко: « был не книжен, умом прост и просто речью». Быть «некнижным» и просторечным – это фактически приговор в образованной и просвещённой древней Руси. Такие люди не в почёте навсегда! Янке, прекрасно знающей греческий язык, и была поручена дипломатическая миссия: привезти на Русь иного митрополита – такого, чтобы был он полезен Руси, такого, чтобы нёс мир, а не войну и ссоры. С этой задачей Янка Всеволодовна справилась блестяще. Она вернулась из Византии на Русь с митрополитом Иоанном 3, который был особо любим православными за свой дух: дух молитвенника и аскета.

Много таких жен-мироносиц, равноапостольных просветительниц знает православие. Так случилось, что две равные половинки потеряли своё равновесие. Господь замыслил брак, как нерасторжимую печать любви, которую нельзя сломать. Жена – это помощница в делах мужчины. Но времена шли. При горделивости одних (мужчин), росло равнодушие к человеческому обществу у других (женщин) Устроить свою судьбу для женщины стало значить одно: посвятить свою жизнь другим (мужу, жене), полностью растворив свою личную судьбу в чужой. При этом бесценный дар личной жизни ускользал из рук затворниц. И всё же находились те, которые служили миру. Иногда счастье, иногда великое горе наставляло женщин на путь служения обществу, человечеству, ближнему, а в конечном итоге – на путь служения Богу. Немало пользы они принесли родине и вообще человечеству. Память им из рода в род.