Родить Бога

Рис. Рафаэллы Бланк
Уроки веры №1 2015

Ребенок, свернутый в клубок спит, прижавшись к своей матери. Его маленькая открытая ручка, упирающаяся во чрево той, которая его держит, его рот, слегка приоткрытый и спокойно дышащий, свидетельствуют о его глубоком сне. Что бы ни происходило вокруг — шум рельсов, скрипящий под колесами поезда или резкий голос, до его уха доносится только стук материнского сердца. Ничего не может нарушить его спокойствия, из-за абсолютного доверия к той, которая прикрывает его своей рукой. Именно от матери, от ее дыхания, от запаха ее кожи, в которую упираются ноздри ребенка, излучается это безмолвное послание: «Ты мой самый маленький, зрачок моих глаз, мой самый дорогой.»
Этот спящий ребенок, — это человек. А через внимательную мать, с сердцем, переполняющимся нежностью при виде своего создания, действует Господь. Писания непрестанно свидетельствуют о порыве любви, который Господь испытывает к человеку. Чувства, которые мать питает к своему ребенку, это и есть отражение Божией любви к нам, даже если они и несовершенные: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною.» (Исая 49, 15-16) «Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.» Исая 66, 12-13. «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.»( Книга пророка Осии, 11 , 4).

Господь идет еще дальше. Потому как человек отворачивается от Того, кто ему дарует жизнь, потому что он пренебрегает этой любовью Божией, которая является все-таки самим источником его существования, Господь нарушает порядок и принимает человеческую природу: новорожденный слабо держащий голову, упирающуюся в материнскую грудь, это Он. Он пришел посреди нас, чтобы проявить Свою любовь, но не через обещания и пророчества, а из-за Своего присутствия в центре мира, мира который предпочитает Его игнорировать. Его стремление к человеку настолько сильно, что Он не колеблется стать самым смиренным среди нас: хрупкий младенец с незавидной судьбой; плотник, над проповедями Которого смеялось огромное количество людей и Который закончил тем, что был распят на кресте. В этом заключается высший парадокс воплощения Иисуса: Совершенно Иной, Тот, который нас бесконечно превосходит, становится самым маленьким, самым хрупким в лоне Своего собственного создания и при этом прислуживает каждому из нас.
Рожденный Богородицей, Христос дает нам возможность войти в наше сердце. Каждый раз, когда мы отзываемся на Господню любовь, в малейшем жесте, которые мы совершаем в соответствии с Его волей, Господь воплощается и растет посреди нас. Наступает момент, когда мы настолько чувствуем Его присутствие, что восстанавливается первоначальная связь: пришло время отдать в Его руки наши планы, наши заботы, наши тревоги, как это делает младенец, проявляющий полное доверие к своим родителям.
Мы можем таким образом чувствовать, как на нас непрестанно взирает всевидящее око Божие, и что Господь внимателен к малейшей нашей скорби. Человек достигает своей совершенной зрелости только тогда, когда он осознает, что он Божье чадо, которое находится на пути к дому Господню.

Перевод Ольги Цвиркун, коррекция перевода Вероники Лосской.