Верую в Троицу

Христианская догматика родилась не сразу. Первые времена христианство хранило радость и торжество Воскресения Христова. Были живы апостолы, их прямые ученики… Не было необходимости в догматах. Радость торжества Воскресения и схождения Духа Святаго, живая память об этих событиях исключали всякую ересь.
Однако прошли годы… Время утишило, умалило радость. Люди стали больше рассуждать: а так ли было? Из этих умствований и стали рождаться еретические мысли. Одна из ересей – арианство.
Арий по происхождению ливиец. Был известен, как очень строгий аскет в своём житии. Однако в своих мечтах он не был аскетом: мечтал о власти, мечтал стать епископом александрийским. Однако же епископом александрийским был избран не он, но пресвитер Александр, который сразу же после выборов стал восприниматься Арием, как недруг.
В обычае у епископа Александра было созывать пресвитеров для обсуждения дел, для совета. На одном из собраний пресвитеров Александр провозгласил: «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице». Вдруг Арий стал неожиданно резко возражать. То, что провозглашал Арий, не было новым: еретические мысли уже высказывались. Но Арий, в отличие от других, их высказывал на редкость агрессивно, с фанатизмом и необыкновенной претензией на исключительную истину. Епископ Александр немало сил потратил на то, чтобы вразумить Ария. Но тот ничего не желал слушать и настаивал только на своём. Он твердил, что Бог-Отец есть Монада, т.е. нечто целое и закрытое для всего, а Сын-Слово создан намного позже для посредничества между Богом и людьми. Бог усыновил Христа, и потому по природе Сын не может быть равносущен Отцу. Так же и Дух Святый – лишь посредник и не равен Отцу. И если бы апостол Пётр или Павел проявили бы такую же непреклонность ко злу, то Бог бы мог с таким же успехом усыновить и их. По мысли Ария, было время, когда Сына не было.
Епископ Александр предложил устроить диспут, дабы Арий посрамился и под влиянием авторитетов церкви вышел бы из своих заблуждений. Но не тут то было. Арий держался, как гонимый праведник, гордыня переполняла его. Покинув диспут, он решил проповедовать по-своему. Он издал книгу стихов. Книга была написана очень простым и ясным языком, чтобы вопросы богословия были понятны всем – каждому крестьянину и ремесленнику. Книга, а вместе с нею и ересь, вышла на улицу. Теперь стар и млад, на рынке и в бане, за столиком в пивной — говорил о сложных богословских темах, ёрничая: может ли быть сын, если он не рождён? Молодые повесы цеплялись на улицах к женщинам и с непристойными смешками, с дерзостью и наглостью задавали каверзные вопросы. Император Константин 1 справедливо увидел крах государства при таком кощунственном отношении к вере и Господу, при таком массовом опошлении умов и душ. Он повелел срочно собрать Вселенский собор для формулирования догматов. Все расходы епископов в пути он предложил взять на себя. Православных епископов возглавил епископ александрийский Александр.
Символ веры, предложенный Арием, был изодран в клочья. Евсевий Кессарийский предложил свою формулировку Символа Веры, но она была очень размытой и вполне могла бы подойти даже и арианцам, если бы последние оказались не столь фанатичными, как их предводитель. Потому он не удовлетворил императора. И Константин добился введения в Символ веры ключевых понятий, которые были сформулированы православными. Из этого Символа Веры и стала развиваться христианская догматика. День принятия Символа Веры стал днём рождения догматического богословия, которое определяло неизменные и главные понятия православия.
При утверждении Символа Веры была отвергнута и формулировка Савелия, который говорил о тождественности Отца и Сына, ибо тождественный – абсолютно одинаковый. Православные епископы избрали слово «единосущный».
Арий наотрез отказался принять православный символ веры. Его приговорили к низложению. Однако ересь на этом не исчезла. После кончины епископа Александра Арий быстро поднял голову. Сестра Константина Констанция стала одолевать брата выслушать Ария, утверждая, что он пострадал напрасно. В конце концов император согласился. Арий разговаривал с Константином очень расплывчато, умело обходя острые углы. И Константин, смягчившись, отослал его к епископу Афанасию, дабы помирились. Афанасия, искушённого в догматических спорах, провести было сложно. И выслушав Ария, Афанасий не увидел в нём раскаяния. Епископ Афанасий изложил свою точку зрения в отношении Ария императору. Однако Константина очень раздосадовало нестроение и он отослал Афанасию суровое послание с требованием помириться. Ведь самому Константину Арий сказал, что Никейский Символ Веры он, Арий, признаёт.
Арий чувствовал себя триумфатором. А Афанасий стал усердно молиться Богу, чтобы ситуация разрешилась. Он не желал вместе с Арием сослужить Литургию. И действительно ситуация была разрешена Самим Господом. Страшная кончина еретика должна на все времена стать уроком… Арий, гордый и торжествующий, шёл по площади. Внезапно он почувствовал дурноту в животе и спросил, где здесь есть отхожее место. Однако там ему сделалось совсем плохо, внутренности выпали из него, излилось много крови, и он скончался. Вот цена человеческой гордыни и самомнения. Человек, отвергшийся Господа, есть прах.
А православные и по сей день поют Символ веры и славят Троицу. И дай Бог, чтобы никогда не замутнялись ересью наши умы и сердца.