«И так, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).
Данная тема выбрана мной не случайно. В начале двухтысячных годов, мне посчастливилось, по окончании Православного Института и прохождении практики в г. Краснодаре, по воле случая оказаться в небольшом поселке Республики Адыгея под названием Гончарка. Первые два года в этом поселке я нес послушание псаломщика при новооткрытом приходе. По благословению владыки Пантелеимона, был направлен в стены Московской Духовной Семинарии. Спустя пять лет, по ее окончании, был рукоположен в сан иерея и направлен в пос. Гончарка, для прохождения своего служения Богу и людям. Придя в этот населенный пункт уже в качестве настоятеля, увидел тяжелую картину: храм был разорен, община находилась в состоянии конфликтного разделения. Как только приходское здание из барачного типа постепенно начало преображаться в храм, сразу пошли исковые заявления в суд, якобы, от граждан поселка. В них обвиняли настоятеля то в лишении их жилья, то в разорении имущества. Как стало известно позднее, все это подогревалось некими персонами, работавшими еще недавно в администрации сельского поселения. Все эти невзгоды стало возможным преодолеть только единением прихожан вокруг настоятеля храма — благодаря верующим этой общины, которые поддерживали и поддерживают сегодня меня в моем служении. Но не всё было легко…
Поселок Гончарка, в котором находится приход, принадлежал некогда к могущественному и богатому ЛЕКРАСПРОМовскому совхозу. В советском недавнем прошлом, этот поселок считался элитным и образцовым. Совхоз был богатым хозяйством по выращиванию лекарственных растений. Жители данного поселка жили, как было принято говорить, «при коммунизме». Большинство населения никогда не держало скот и не сажало огородов. Все трудились на полях совхоза и на перерабатывающем заводе при этом хозяйстве. Следствие этого — неприспособленность людей к условиям, пришедшим в начале 90-х годов XX в. В 2004 году совхоз целенаправленно обанкротили и разорили. Люди, трудившиеся на благо Родины, стали никому не нужными. Эта тенденция, как некая чума, прокатилась по всей нашей необъятной стране. Те, кто стояли у «руля» власти, не преминули воспользоваться старым лозунгом прошлого, как говорили революционеры и анархисты, разрушавшие Российскую империю: «грабь награбленное». Это правило стало основным кредо в жизни новых предпринимателей. Они распилили дорогостоящую технику на металлолом и за копейки распродавали. Все это в свое время приобреталось за большие деньги; не каждое хозяйство могло такое оборудование и технику себе позволить. В поселке была своя больница; не маленький фельдшерский пункт, а именно больница с медперсоналом. Новейшее здание в два этажа… теперь от него остались одни руины. Пустые окна зияют глазницами выбитых стекол в центре поселка.
Благо, что школа с детским садом остались не тронутыми. Да еще и Дом культуры сохранился и не подвергся опустошению. Он и школа остались единственным оплотом культуры и просвещения в этом населенном пункте. Увы, Гончарка — не единственный посёлок в России, судьба которого была так жестоко сокрушена временем, очередными революциями и перестройкой. Сказывается сие крушение на жителях сёл, прямо скажем, страшно: приводит к духовному обнищанию и опустошению, а затем — к прямому нравственному падению. Слава Богу, если находятся люди, которые до последнего стараются спасти культуру и нравственный облик односельчан. Это подвиг. При гончарском Доме культуры до сих пор функционирует множество кружков и разных творческих коллективов — благодаря директору Пустовой Татьяне Александровне этот «очаг» культуры не удалось разорить.
В середине 70-х годов директором совхоза Петром Васильевичем Букреевым в Гончарке был создан Дендрологический парк, который имел в свое время более пяти ста видов растений, привезенных со всего света. Сейчас это сокровище рукотворной природы «прозябает» в ином смысле слова: влачит жалкое существование и доживает свой век. Парк зарастает, растения потихоньку гибнут.
Поселок в бытность своего расцвета имел, помимо производства и переработки лекарственных растений, еще ряд собственных ферм: свиноферма, коровник, птичник и сеть прекрасных прудов, где для нужд жителей выращивалась рыба.
Как рассказывают старожилы, жители поселка Гончарка могли пользоваться всеми благами фактически даром, за сущие копейки. Продукты и другие товары брались под запись и в день зарплаты бухгалтер просто вычитал затраченные средства с того или иного работника совхоза.
Другая, плачевная сторона этой медали заключается в том, что «гончарцы», как они сами себя называют, разучились жить и утратили свою способность к ведению личного подсобного хозяйства.
На сегодняшний день большая часть мужского населения спивается и неумолимо опускается на дно. Женщины тоже не отстают от мужчин, нецензурная брань у многих стала нормой. Морально-нравственные ценности считаются даже не второстепенными, а располагаются гораздо дальше, чем мы можем себе это представить. Шкала ценностей сбита напрочь.
Необходимо отметить тот факт, что поселок был основан в 1929 году и не имеет в себе, как бы то ни было, исторической памяти, которой могут похвалиться казачьи станицы Кубани и Республики Адыгея. Гончарка не имеет такой памяти. У нее нет старинных традиций, быта и уклада прошлых поколений. Этот населенный пункт – продукт советской эпохи. Эта эпоха явила пример неправильного пути, пути греховного, безрассудного, не имеющего основания, как домостроительство без фундамента на песчаной почве, которое обличает Христос Спаситель: «подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лук. 6, 49.)
Вот такова жизнь современного села. Она пугает! И когда заходит речь о том, чтобы священник вёл среди населения миссионерскую работу, приходит на ум мысль: не будет ли эта миссия — миссией в пустоте? Возможно ли ещё достучаться до опустошённых сердец, утративших всякий идеал и смысл в жизни? Можно ли поднять сей камень? И в то же время понимаешь: это нужно сделать. Нужно справиться с поставленной задачей, как ради конкретных жителей данного посёлка, так и ради России. Ведь Россия всегда жила селом! Нравственный, моральный, духовный облик жителей российских сёл и деревень чрезвычайно важен для судьбы нашего государства в целом.
Однако, не смотря на все трудности, жизнь продолжается, и время ставит для нас новые задачи. Вновь по всей России открываются храмы, строятся новые благолепные церкви и монастыри. Сегодня мы говорим о возрождении России и православной веры. Еще совсем недавно только за одно имя христианское можно было лишиться как работы, так и положения в обществе. Гонения, которые были повсеместны на протяжении почти всего советского периода, на сегодня ушли в прошлое. Уже целое поколение не знает, что такое гонение на церковь и веру православную. Уже четверть века, как открыты храмы и евангельская проповедь все шире и шире распространяется в обществе. Открываются все новые и новые учебные заведения Русской православной Церкви, как узкоспециализированные (духовные семинарии), так и институты, университеты и просто отдельные кафедры богословия при светских учебных заведениях различных городов нашей страны.
В нынешнее время проводится много работы по просвещению и миссионерской деятельности в городской среде. Но миссия в обществе — это не только в городе. Надо обратить свой взор и на село. Пришло время возрождать на селе христианские традиции и христианскую полноценную жизнь. Часто можно услышать мнение, что христианство всегда было верой горожан. Но хотелось бы оспорить это утверждение. Россия, в недавнем прошлом была, прежде всего, аграрной страной и большая часть общества проживала именно на селе. Село являлось оплотом и силой народного быта и культуры. Из деревень вышло много талантливых и образованных людей. К примеру: М. Ломоносов, С. Есенин, С. Лемешев и многие др. Русская земля богата талантами и сегодня.
Ныне мы видим упадок, как говорилось выше, и наша задача положить труд просвещения и религиозного воспитания во благо нашего народа, который живет в селах и деревнях. Многие стремятся по инерции в города. Покидают свои родные места. Многочисленные деревни и села пустеют. Следствием всего этого является опустошение душ, а затем — материальный и нравственный упадок. Печалит картина опустошенных деревень.
Сегодня, есть новое веяние, когда уже городские жители, уставшие, от шумной суеты города, спешат в деревню, в сельскую местность. В отличие от прежних жителей села, они не имеют опыта жизни в деревне, они оторваны от городского комфорта и удобств. Положительным можно считать в этом явлении то, что горожане полностью по-другому смотрят на жизнь в сельской реалии. Вырвавшись из шумного, суетливого города, они могут по достоинству оценить сельскую «глушь», глубинку. Именно бывшие горожане часто становятся новыми жителями потихоньку возрождающихся сельских поселений и ревностными прихожанами сельских храмов. Именно к этому положению дел мы должны присмотреться сегодня, так как это можно использовать в миссионерской работе. Жители города на современном этапе более религиозно воспитаны и образованны и имеют о вере православной порой смутные, но все же какие-то понятия. Опираясь на этих людей и параллельно работая с ними, обучая их основам православной веры и правилам ведения миссионерского дела, священник может использовать возможности просветительской работы по привлечению жителей села. Слово Писания здесь уместно подтверждает выше сказанное, где Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф 5, 16).
Необходимо объединить людей, пришедших на село, вокруг приходов и заняться укреплением приходской общины. Знания и опыт городских людей могли бы сослужить добрую службу, так как многие из них имеют неплохое образование, которое можно применять на благо миссионерской работы.
На селе люди обычно знают друг друга, и это — второй положительный момент. Порой достаточно поговорить с двумя или тремя людьми, живущими в том или ином сельском населенном пункте, как уже весь поселок оповещен! Однако, это имеет и свои опасности, если священник или кто-то из церковнослужителей допускает промах или совершает ошибку, пусть даже не значительную. Это так же становится известным каждому жителю. Поэтому необходимо помнить как о плюсах, так и о минусах, связанных с работой в деле проповеди и просвещения людей, живущих на селе. Надобно помнить и о ложных слухах, кои часто имеют место быть на селе и мешают деятельности священника или его помощников. Так же надо помнить о том, что «светильник ставится на подсвечник и светит всем» (Мф.5,15).
Помимо этих проблем есть еще и сектантство, которое одолевает людей с разных сторон. Этот вопрос имеет отдельный разговор. Однако его никак нельзя упускать из вида. Общины, к примеру, Баптистов или Свидетелей Иегова набирают своих адептов из незащищенных, не грамотных людей, не имеющих «религиозного иммунитета» по отношению к сектантским организациям. Помимо сект христианского направления появилось множество сект неоязыческого и исламистского направлений. Есть большая опасность того, что многие деревни, села, не имеющие хороших и сильных православных приходов — сколоченных общин, могут сегодня-завтра стать почти полностью захваченными сектантами различного толка и направлений. Нельзя терять времени. Нельзя терять деревню!
Беда в том, что часто приходские священники загружены различными делами, связанными с хозяйственно-административной деятельностью. Из-за этих трудов пастыри не имеют возможности заниматься целиком и полностью пастырским деланием. Очень много хозяйственных забот ложится на плечи одного батюшки. «Дух бодр, а плоть немощна». Ко всему прочему, между приходами нет тесного общения. А общение с церковнослужителями из других населённых пунктов если и есть, то часто носит формальный характер. Все это служит препятствием в деле миссионерства. Как говорит русская поговорка: «Один в поле не воин». Многие думают, что они способны в одиночку поднять приход. Это часто связанно с финансами, доступ к которым тот или иной настоятель получает от своих спонсоров. Вместо того, чтобы общими усилиями заняться работой над воспитанием и созиданием храмов душ человеческих, мы заняты созиданием и украшением стен наших каменных храмов. Каждый себе… Хорошо, когда храм украшен или построен и все дела в нем совершены (но этого обычно ни когда не бывает)У таких приходов есть хоть какая-то возможность заняться созиданием нивы Господней. Но чаще мы видим другое положение дел.
Не стоит понимать рассуждения эти, как критику чьих-либо действий. Все мы знаем эти проблемы изнутри. Это скорее крик души, нежели критика или рассуждение, носящее осуждающий оттенок. В то время, когда батюшка занят проведением работ, связанных с газификацией, электрификацией, обиванием порогов различных ведомств и организаций, сектанты в это время ведут огромную прозелитическую деятельность. И миссия православного батюшки может опять оказаться миссией в пустоте: пока проводили газ иди скитались по судам — половина посёлка уже обращена сектантами, и умонастроения их далеки от православия. Но ведь и хозяйственные нужды нельзя игнорировать — мы ещё не небожители, тепло и уют в храме нужны не только для священника, но и для прихожан! А где найти сил на всё обыкновенному земному пастырю, который при сельской церкви всегда один?!
Третье отрицательное явление, с которым сталкивается каждый священнослужитель, служащий в сельском приходе – нехватка финансов, а точнее, их полное отсутствие. Это тоже важный фактор в деле миссионерства. Финансовая составляющая является важным и необходимым подспорьем. Простой пример: необходимо приобрести учебную литературу, хоть простейшие, пусть даже совсем скромные подарки людям, особенно нуждающимся… и вообще, чтобы добраться в то или иное место, тоже нужны средства. Если городской приход имеет надёжную финансовую базу, то приход сельский — это практически всегда нищий приход. Иной раз на службу могут прийти две-три бабули и положить в церковную кружку по рублю. Как на такие доходы прожить храму? Как выжить многодетной семье священника? Как оплатить труд церковнослужителей? Конечно, нужно, очень нужно многое делать в жизни просто во славу Божию. Но мы, опять же, ещё не небожители. И потому, допустим, хор может не прийти на службу — жителям села, поющим в хоре, нужно заработать копейку, чтобы купить хоть самый минимум продуктов для семьи или купить тёплую одежду ребёнку, потому что на улице уже снег, а сынок — всё ещё ходит в тонких осенних ботиночках. А тут выгодная работа подвернулась. И как ни проповедует батюшка, как ни старается донести до прихожан, что нужно прийти в храм, но слова его могут опять оказаться миссией в пустоте. В русских сёлах, в подавляющем большинстве, идёт тотальное обнищание народа до недопустимого предела.
Что делать, видя такую картину сельской жизни? Ответ напрашивается сам по себе: нельзя опускать руки. Как говорили древние: молись и трудись. Да и что ещё остается делать в такой ситуации? Лишь возносить горячие молитвы и прилагать усилия в благом деле.
Как известно, любое дело, прежде чем начать, необходимо обдумать, взвесить все за и против. Подготовить материальную базу. Изучить имеющийся опыт других. И только после этого мы можем начинать миссионерскую деятельность.
Основой может послужить принятая «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Опираясь на опыт Церкви, основанный на евангельском и святоотеческом предании, мы можем смело вести работу в деле миссии. Сегодня, как ни странно, миссионерская работа заключается не в несении истин христианства к внешним и не знающим Бога. а как раз именно к тем, чьи предки были православными. Тут сбываются слова Христа Господа нашего, который говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12, 43). Наш народ, прежде просвещенный Духом Святым, отступив от Бога, погружается во мрак с огромной скоростью.
В селе и деревне, нет возможности создать миссионерскую организацию, как бы этого хотелось и как это, хоть со скрипом, но осуществляется городскими приходами. Село — это совсем иной мир, непривычный нам, горожанам. Каждая деревня, село, станица имеют свои особенности, как быта, так и традиций. Множество суеверий и поверий часто окружают сельскую действительность и очень мешают священнику. Да, к сожалению, суеверия — наследие не только 19 века, но и нашего 21! Это все надо преодолевать. Хорошо, если священник живо входит в общение с местным населением. Но при этом, священник не должен впадать в крайности чрезмерно близких отношений, субординация должна охраняться, как невидимая грань. Не может и не имеет права священник вступать с прихожанами в панибратские отношения. Все это чревато опасностями, связанными, прежде всего, с утратой священнического и пастырского авторитета в глазах прихожан. Другая крайность, когда пастырь или кто-то из его помощников принимает на себя горделивый образ. Люди, а особенно живущие в селе, чувствуют на глубинном уровне подсознания, где фальшь, а где правда и истина. Пастырь и любой человек, носящий имя христианина, является миссионером по своему духовному призванию в несении истин Слова Божия в этот мир. Как говорит апостол Павел: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16).
Касательно мирян Концепция Миссионерской деятельности РПЦ, говорит: «Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению». Там же говорится: «Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).»2
Является ли миссия в современной сельской действительности миссией в пустоте, решать нам. Именно от нас зависит сегодня и сейчас: будет звучать слово Христа в пустоте или в полных храмах, — как это мы можем видеть в городских приходах. Вот и несется слово проповеди в нашем поселке Гончарка, медленно, но верно, находя своих слушателей. Много надо иметь терпения, много сил для того, чтобы слово Христа упало, как семя, на благодатную почву по слову Евангелия, где Господь Иисус Христос говорит: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13, 38-39). Нам важно следить за тем, чтобы именно доброе семя сеялось, дабы не оказаться среди тех, кто в День Господень будет осуждён за сеяние злого семени. Мы на современном этапе не имеем права размышлять о плодах и тем более о мзде за труд. Наша задача — сеять Слово Божие и открывать людям прекрасный мир Церкви и вечного Царства Христа.