Чем занимается церковь? Проблемой смерти. А если точнее – преобразованием (через Божьи Таинства) смерти в жизнь вечную. Смерть, грех – это духовная болезнь. А святость, обоженость – духовное здоровье. Церковь призвана лечить людей и приводить их в здоровое духовное состояние.
Смерть – область таинственная. О ней мы очень мало знаем, как мало знаем о рае и аде. Так, например, в Святоотеческом предании можно встретить самые противоположные точки зрения об аде, рае, мытарствах. Спорить на Богословские темы – не наша мера. Но порассуждать об интересующей нас теме может любой православный человек. В своих рассуждениях мы можем использовать только те или иные труды святых отцов.
Итак, в общих чертах… Что такое рай, ад и мытарства…
Есть две разные точки зрения на эти три понятия. Одна из концепций – рай и ад, а так же мытарства – достаточно материальны. Многие определяют местоположения ада и рая – конкретно. Ад расположен однозначно под землёй. В самом сердце земли. И по Воскресении Своём Христос сходил в это точное место, где и сокрушил врата адовы. Рай же – напротив, выше воздушного пространства. Если опустить его проекцию с небес, то на земле это место – Междуречье, Месопотамия… где реки Тигр и Ефрат. Люди раньше могли перемещаться из рая на землю и обратно.
Однако многие святые считают, что нельзя воспринимать ад и рай, как материальные, тварные места. Есть только Бог. А ада и рая, как таковых, нет. Почему? Бог есть Любовь. Что такое Любовь? Это нетварная энергия Бога, которая может проявлять себя и материально. Адом и раем для людей является Сам Бог. Любовь Божия распространяется на каждого человека, пусть трижды грешного. Но не каждый человек хочет её принимать. Человек принимает внутрь себя энергию Бога в той мере, в какой способен её принять, вместить себя. Это ступени и нашего рая, и нашего ада. Если человек при жизни не любил Бога, не тянулся сердцем к Нему, выйдя из своего земного умершего тела, человек столкнётся с явно ощущаемой им Божьей Любовью: одни примут её с радостью и благодарением, а другие будут мучиться ею… Кому-то она будет неприятна и неприемлема – он всю жизнь гнал от себя Бога и ожесточился. А кто-то только теперь увидит истину: Бог есть, а он всю жизнь прожил без Него! Это вызывает страшное огорчение и уныние у человека. Таким образом одна и та же Божественная любовь одних радует, а других мучает. Чтобы было понятней, святые приводят разные образы: вот ярко светит солнце… Что будет на солнце с воском? Он растает… Что будет с глиной? Она затвердеет, как камень… Положите разные продукты питания на солнечный жар… Какая-нибудь консерва прокиснет. А чистый сыр расплавится и станет ещё приятнее и вкуснее. Как воспринимают наши глаза солнечный свет? Когда они здоровы, мы радуемся солнышку. Но когда наши глаза больны, солнце вызывает мучительные боли и слезотечение. Виной столь разным явлениям вовсе не солнце, а предметы, которые испытывают солнечные свет и жар. Так и Божественная Любовь, Божественная энергия вызывает в здоровой душе чувство радости и безбрежного счастья, а в душе больной – ужас и боль, отчаяние или тоску, ненависть обиженной гордости. Таким образом и рай, и ад – внутри Бога. Всё зависит от нашего восприятия Бога. Почему и говорят святые, что неверующему, каким бы добрым и порядочным он ни был, не попасть в рай: он не любит Бога. Божественная энергия его сжигает.
Таким образом, Божий гнев – это наша человеческая выдумка. Бог постоянен. И ни на кого из нас не гневается. Бог — не враг ни одному человеку. Ему вообще не свойственны гнев, мстительность, изобретательство наказаний. Но вот человек может, не любя Бога, видеть в Нём врага. Таким образом, Божий гнев – это лишь наши неправедные ощущения. Мы видим таким Бога лишь потому, что не любим Его сами и Его Любовь обременительна, а то и мучительна для нас.
Ад – это мучения одинокой души, отвергнувшей Бога. По молитвам родственников, друзей участь бедной души, узревшей истину, но не имеющей силы что-то поправить, может поменяться. Человек начнёт понемногу общаться с Богом. А вот после Второго пришествия все, кто Бога отвергал, будут уже навсегда лишены личного общения с Богом.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1Ин.4:18).
Итак, адские мучения – это страх, уныние от собственной ошибки, невозможность теперь что-то исправить… или же открытая вражда к Богу и гордость. А райские блаженства – это Любовь, принимаемая человеком от Господа. В Псалмах святой Давид ясно говорит: куда я от Тебя денусь, Господи? В ад сойду – Ты там еси… Рай и ад существуют с точки зрения человека, но не Бога. То есть , Сам Бог есть рай для праведников и ад для грешников. Суть лишь в одном: человек находится в состоянии вражды или примирения с Богом. А как мы можем примириться с Богом? Только через Иисуса Христа, Богочеловека. И в аду люди не лишены Божественной любви. Но они мучаются от неё.
Что важно при жизни? «Острота всяческого устремления». То есть важно не то, сколько раз мы пали и поднялись, а куда в конечном итоге направлена наша душа. Потому продажа индульгенций у католиков и постройка храмов и отлив колоколов за награбленные деньги у нас в России – это человеческий мираж. Мы воспринимаем всё по земным меркам. Потому пытаемся подкупить Бога. Но ни Бога, ни собственную душу подкупить просто невозможно! И когда мы отбираем последнюю краюху хлеба у бедняка и дарим золотую икону в храм, наша душа точно знает: ничего общего с Любовью Бога у нас в душе нет! На том свете осознает это и наш рассудок. Но поздно!
Что же, можно грешить как угодно и гарантировано быть с Богом лишь потому, что любишь Его? Нет! Куда устремляется человек – только это важно. Если к Богу – он сам будет ограничивать себя в своих грехах, боясь быть недостойным Бога. Истинно любящий Бога не грешит! Важно наше устремление в жизни. Курс, так скажем.
Все люди неизбежно встретятся с Богом лицом к Лицу. И от того, как пройдёт эта наша встреча, зависит наше будущее. Но Христос идёт к каждому из нас. Вопрос в одном: захотим ли мы идти к нему навстречу? Ад – это не отсутствие Бога, но напротив – Его явное присутствие!
Второе пришествие для каждого из нас очень важно. Итог его для каждого человека есть следствие НЫНЕШНЕГО общения человека с Богом. Когда люди вновь соединяться со своими телами, состояние блаженства или мучений будут ещё более выражены.
Интересен один из переводов слова « ад». Буквально означает « подрезка ветвей». Если мы взрастили много бесплодных ветвей – их нам же придётся резать по-живому!
Что касается мытарств, то и тут можно встретить самые разные точки зрения святых отцов. Одни убеждены, что мытарства существуют. При чём многие их видят именно в том образе, который нам оставила блаженная Феодора. Другие уверены, что мытарств нет. Просто человек пытается передать неземное земными понятиями. Но большинство склоняются вот к чему… Всё воздушное пространство заполнено демонами. Подобное притягивает подобное. Если душа имеет грехи, демоны немедленно устремляются к ней. Они буквально вцепливаются в тонкое тело человека. Но его крепко держат Ангелы. Бывает так, что демоны человека пугают. А бывает иначе – человека искушают, соблазняют… Душа привыкла к телесным грехам. Но поскольку тела нет – греховные потребности удовлетворить невозможно. Душа очень страдает. И вдруг демоны рисуют душе соблазнительные картины: здесь ты можешь утолить свои страсти! Демоны разжигают привычные страсти для конкретного человека. И душа сама ринется к ним. Дальше – западня, капкан.
Кто причастился в тот же день, что и умер – в них Христос. И к такому человеку бесы не приблизятся. Душа его прямо восходит в рай, минуя бесовские заставы. У обоженного человека душа так же проходить мытарства не будет. Бесы к ней не приблизятся, а душа твёрдо знает, куда ей идти. А многим на помощь, по молитве собственной или по молитве близких, выходит Сам Христос или Богородица. И разлетаются все вражьи заставы. Именно на это советует уповать Антоний Сурожский: Христос каждого встретит, а не будет наблюдать, как грешную душу мучают бесы. Ведь для Бога главное «острота всяческого устремления».
Ад является уничтожением жизни при сохранении жизни. Это страшный парадокс. До конца здесь, на земле, его не понять. Но приблизительное состояние – во время каких-нибудь мучений. Когда человек тяжко болен или находится в заключении… Он жив. Но парадоксально утверждает: «Я не живу, а существую! Нет мне жизни!» Для нормального человека не жить, но существовать – мука.
Мытарства – это последняя попытка искушения человека нечистыми силами.
Кто же прав из святых отцов? Есть ли места конкретного помещения ада и рая или нет? Есть ли мытарства с их мучениями или нет? То, что душа будет подвергаться нападению демонов при пути наверх – это однозначно. Но у нас есть защита: наши добрые дела… А когда их не станет – наша любовь к Богу! А на вопрос, где располагается ад, Иоанн Златоуст ответил так: нам всё равно не дано до своей смерти всё точно узнать о мире потустороннем. Потому куда полезнее думать не о том, где ад, а как бы нам туда не угодить! А об этом позаботиться можно лишь при земной жизни! Для этого она нам и дана!