ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

Уроки веры №3 2017

Таинство исповеди или покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом еще при Его земной жизни.
Святая Церковь с первейших времен считала Таинство Исповеди своего рода вторым крещением, хотя это условное или образное выражение. Мы видим, что Таинство именуется двумя словами: 1) Покаяние и 2) Исповедь. Давайте рассмотрим внимательнее эти два понятия. Покаяние – это раскаяние и осознание своих неправд и греховных поступков, а также мыслей и намерений. История человечества начинает свой отсчет, собственно говоря, с момента грехопадения первых людей. Бог Всемилостивый дал одну из самых простых заповедей первым людям: не прикасаться и не вкушать плодов от древа «Познания». Ну, как известно, любопытство не порок…, но именно оно и привело людей к опасной черте — противостоянию воле Божией. Адам и Ева, преступив заповедь и нарушив Божие повеление, впали в грех, а за грехом последовала смерть. Из этого плена греха и смерти человечество не могло самостоятельно выбраться, как только посредством помощи Божией. Бог говорит первым людям о том, что Он Сам обещает их спасти и выведет из этого тяжкого плена. Пророчества о семени жены является основным и краеугольным в деле спасения человека и его потомков. Сам Спаситель, принеся Себя в жертву, смог вывести людей из их плачевного состояния. Давая заповедь приходить к Нему всем труждающимся и обремененным, тем самым указал на то, что Он принимает всех пришедших к Нему и облегчает несение их бремени — тяжести груза житейских проблем и тяжести креста, который несет каждый человек, живущий на этой земле. Но Господь Иисус Христос говорит о необходимости несения другого ига и бремени, называя его легким. Подтверждая эту мысль, мы находим в Евангелии слова Господа, где Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.». Мф. 11: 28-30. Это бремя и иго можно понимать, как исполнение заповедей и соблюдение Закона через благодатную помощь, изливаемую, как елей, на сердца и души всех, пришедших ко Господу с надеждой и упованием на спасение. Можно увидеть, что Творец прощает грехи и просто по милости, говоря: «Иди и больше не греши» Ин. 8: 11. В другом месте Писания мы находим места, где Он проводит аналогию греха с болезнью, говоря: «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Ин. 5:14.
Еще во время земной жизни Спасителя мы видим прощение, дарованное Им апостолу Петру, где Господь троекратно прощает предательство и отпадение апостола. Господь наш Иисус Христос трижды спрашивает апостола Петра, любишь ли ты меня? Ин. 21: 15–25. После чего ждет исповедания, то есть оглашения любви ко Господу. Тем самым, Покаяние имеет теснейшую связь с исповеданием, то есть свидетельствованием своего раскаяния и оглашения при свидетелях своих намерений на исправление и исполнения Заповеди Любви к Богу. Как известно, любящий человек не может причинить боль и печаль тому, кого он любит. Видя это, мы смело можем сказать о том, что раскаяние тесно связано с исповеданием согрешений, и в нашем сознании сформировано такое синонимичное понятие, как покаяние и исповедь.
В периоды гонений на Церковь были люди, которые отпадали из-за страха и опасностей от Церкви. По завершении гонений начиная с 313г. со времени Миланского эдикта в среде христиан возникло мнение, что тех, кто отпал от Христова учения, нельзя принимать в общение. Бытовало мнение, что таким вообще нет прощения. Но голос Церкви прозвучал в пользу прощения и любви.
Был период, когда на раннем этапе своего бытия в первохристианских общинах практиковалось исповедание грехов перед всеми собравшимися в храме людьми. Покаянная дисциплина была строга и имела несколько этапов. Человек, совершивший грех, должен был принести достойный плод покаяния. Были периоды, когда эти дисциплины смягчались. Было время, когда вновь Церковь прибегала к большей строгости в отношении покаянного чина.
Сегодня после почти векового отрезка истории, когда разрушались все традиции, связанные с христианской жизнью и обычаями, говорить о строгости покаянной дисциплины не имеет никакого смысла. В настоящее время нужна долгая и кропотливая работа по научению и воспитанию людей в духе христианской традиции. Мы видим сегодня разрушенные храмы, но ведь известно: храм — это материальное воплощение нашего духовного состояния. Разрушенные храмы, это разрушенные души и умы людей.
Ныне ведется обширная работа по восстановлению и реставрации храмов и монастырей. Однако необходимо работать над возрождением, прежде всего, душ, сердец и умов людей, которые горели бы, как светильники веры христианской и становились своего рода духовными маяками тем, кто еще не пришел в лоно Святой Церкви. Только после того, как сформируется у человека целостное понимание картины мира, как духовного, так и земного, можно говорить о требованиях дисциплины покаяния. Не подумают пусть те, кто придерживается иной позиции в данном вопросе, что мысль о дисциплине и строгости предлагается упразднить. Нет, ни в коем случае не упразднить, а прежде всего, научить людей жить по заповедям Божиим, жить по любви Христовой, чтобы не огорчить своего Спасителя и Господа неправедной жизнью и греховными наклонностями.
Нужно разобрать понятие о трех степенях отношений человека с Богом:
Рабское, это когда человек боится наказания и гнева, как неключимый раб, но при этом не имеющий понятия о страхе Божием;
Торгашеское – отношение к Богу, как у торговца: Ты мне то-то и то-то, а я за это то-то и то-то. Если первое состояние бывает в человеке от невежества духовного, то второе возникает у людей, которые уже мало-мальски, что-то смыслят и понимают в религиозных вопросах;
Третье состояние наивысшее – состояние высшей сыновней любви и верности Богу. Это состояние, когда человек боится не наказания, но своими грехами нанести Богу оскорбление или огорчение.
Вот третий пункт и должен стать сегодня своего рода девизом в воспитании нового христианского поколения, поколения тех людей, которые в силу своего молодого возраста не застали безбожного периода и века атеизма.
Сегодня, когда мы хотим что-либо узнать о Таинстве покаяния или о других Таинствах Православной Церкви, мы обращаемся сразу к истории и чинопоследованию. Однако хотелось бы поговорить не о механическом, а живом опыте.
Я говорю о наших внутрицерковных проблемах… Но не нужно понимать их, как критику священнослужителей. Хочется сказать и мирянам: ваше неправильное отношение к священникам во многом искажает приходскую жизнь. Не секрет, что некоторые люди, особенно это касается женской половины прихода, видят в каждом батюшке этакий «ореол святости». Что совсем не правильно… И это портит человека. Ведь священник – тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Люди быстро привыкают к славе и преклонению. А нужно лишь уважение к человеку и сану! Некоторые служащие церкви, напротив, сами на себя налагают тот же «венец святости» и считают, что они имеют право поучать каждого, кто пришёл в храм… Имеют право поругать впервые вошедшего в стены храма за не совсем верное поведение или за одежду… А то и дать «совет» батюшке, если, по их мнению, он что-то делает «не так»… А ведь христиан должны отличать, прежде всего, любовь и уважение к любому человеку! Ибо в каждом человеке есть образ Божий – будь то священнослужитель или мирянин!
Как известно, человек, пришедший в храм, встречается в стенах церкви с верующими людьми, а в частности с теми, кто несет послушание в приходской книжной лавке или свечном ящике. Эти люди на любой вопрос пришедшего, дают часто рекомендацию, как некий рецепт, говоря: «Вам необходимо причаститься, но перед причастием нужно исповедоваться, а перед исповедью, нужно подержать пост три дня и прочесть три канона, последование ко Святому Причащению и желательно прочесть акафист». Как всем нам это знакомо! Большинство людей, пришедших в храм в первый раз, слышат именно эти рекомендации. Как говорится, путь ко Христу преграждается напрочь стеной из условностей и правил. Вряд ли человек, никогда не ходивший в храм, способен понести такое бремя. Что делать в данной ситуации? Во-первых, необходимо проводить просветительскую работу с теми, кто, как говорится, давно в церкви, а именно — с работниками и теми, кто несет послушание при храме или монастыре. Темы бесед должны носить характер как богословского, так и просто культурно-этического уровня. Во-вторых, необходимо поставить работу в приходе так, чтобы пришедшего в первый раз или новоначального человека встречала не бабуля или невежественная прихожанка, а все же человек, имеющий должную подготовку в катехизаторской работе. Лучше, если человека встретит именно священник. Как показывает практика, это не всегда удается, и человек, пришедший впервые, сталкивается с людьми неграмотными и невежественными. Дабы избежать подобных ситуаций, необходимо, как было сказано выше, проводить даже не просветительскую, а именно воспитательную работу с работниками приходов и несущих послушание на добровольных началах.
После того, как человек вошел в храм, встретился со священником и побеседовал о житейских проблемах, вновь возникает вопрос: что делать дальше? Как не загнать новообращенного или пришедшего впервые в некую мертвенную систему исполнителя набора обрядов и молитв. Как сохранить в христианине живую душу и не утратить тихого веяния благодати Святаго Духа? Как не утратить живого общения с Богом? Это очень сложный и весьма трудный ряд вопросов. Но видя эту проблему, не стоит думать, что нет необходимости исполнять и нести «бремя» традиции церковно-исторического наследия. Как пройти между «Сциллой и Харибдой»? Как исполнить все то, что накоплено веками в нашей Церкви? Ответ с одной стороны весьма сложен, но и имеет простое решение и ответ.
Не стоит при первой встречи или на раннем этапе «вываливать» на человека весь опыт двухтысячелетней традиции церкви.
Внимательно выслушать человека.
Разобраться с какими проблемами пришел этот человек в храм.
Для себя выяснить психическое или психологическое состояние пришедшего.
Если есть необходимость, то нужно, прежде всего, утешить человека, «отогреть его сердце».
Выяснить состояние дел, как в личной, так и в общественной жизни.
И только потом можно готовить человека к исповеди.
Приводя приходящего ко Христу, необходимо помнить, что священник несет огромнейшую ответственность за каждое сказанное слово во время исповеди. Один неверный совет может стать катастрофой в деле спасения души!
Есть и другая крайность этого явления, когда священник находится в полном безразличии к проблемам кающихся. Часто такое можно наблюдать в больших и весьма многолюдных храмах во время больших церковных праздников и торжеств. Приходящие к аналою, как на некоей фабрике, словно штамп, получают «отпущение» грехов и «допуск» к Причастию. Сами прихожане всё делают так же механически. Просто исполняют ритуал: положено подойти к батюшке, чтобы он прочитал молитву, и потом положено пойти к Чаше. В этом нет ничего общего с истинной жизнью во Христе!
Чтобы избежать подобного явления необходимо Таинству Покаянию присвоить статус самостоятельного Таинства, которое ведет человека к исправлению и осознанию содеянных неправд и ошибок.
Необходимо привести несколько ярких примеров неверного отношения к Таинству Исповеди в приходской практике. Это примеры из жизни разных приходов, рассказанные мне людьми. Не важно указывать, где человек живёт. Важно, что в нашей Церкви есть серьёзные проблемы, которые нужно решать.
То, что исповедь соединена с Причастием, не даёт возможности нормально исповедаться. Особенно, если причащаться, как положено: каждую Литургию. Ведь не зря старцы-коливады говорили, что уйти без причастия из храма с Литургии — это оскорбление Господу. Если причащаться часто, человек начинает думать не о покаянии, а о том, «что сказать батюшке». Никакого сердца тут нет. Идёт так: что же сказать? А вот это ещё не говорил! А это говорил, но можно сказать ещё раз… Надо же что-то говорить. Не могу же быть безгрешен!
А покаяния в этом нет. Да, говорят, что у нас полно мелких грехов, типа грубости и т.п. Но их надо осознать! А для этого спокойно поговорить со священником. А на Литургии времени на это нет. Да и очередь за спиной. И вообще не положено на Литургии отвлекаться! Старые бабули — ни одна не идёт на исповедь во время Литургии. Идут после неё. А им говорят: а где вы были? Когда батюшка вас ждал? Уже причастие! Исповедь окончена. В следующий раз подойдёте, как все!
Кроме того, грехи очень разнятся из-за обстоятельств, которые толкнули человека на грех. Возможно, ситуация была сложна и человек просто не сумел найти другого выхода. То есть он не хотел грешить, но не смог достойно найти выход. А это можно выяснить, только разговаривая со священником.
Я знаю семью, которая ела в Великий пост мясо. Почему? Не было денег. Летом заготовили тушёнку из своих птиц. Если бы не эти консервы — умерли бы с голоду. Ведь не секрет, что нынче в деревнях или небольших городках очень много людей, живущих за чертою бедности. А если добавляются внезапная болезнь или какие-то проблемы бытовые – то это полная финансовая катастрофа. Но как это звучит на исповеди? Нарушали пост. Да ещё и мясом, а не молоком. А они — ели и давились слезами. Но как объяснить, если и батюшка, и сами они знают сакральную фразу: «Не оправдывайтесь! На исповеди нельзя оправдывать себя». Конечно нельзя. Но исповедь должна приносить облегчение, а не ещё большее горе.
Беда в том, что исправить сложившееся понимание по отношению к Таинству покаяния можно только при исправлении отношения к другому таинству: нужно правильное понимание Евхаристии. Если на исповедь смотреть, как на «билет в театр» — это одно. А если объяснить, что причащаться вы должны, если стоите на Литургии, а исповедь — это исповедь: когда есть потребность души — тогда и исповедуетесь, — это уже совсем другое. Думается, что слова о «недостойном причащении» означали у святых именно это! В принципе, слова не понятны: как мы можем быть достойны? Понятно, что никогда и никак. А вот теперь посмотрим по-другому… Человек регулярно, часто исповедуется, он в меру сил очищает себя. И причащается каждую Литургию. Если сказать особо нечего – батюшка, зная своё чадо, может и так допустить к Чаше. А на Пасху, допустим, исповедь просто греховна. Совершая исповедь на Пасху, мы противоречим Слову Иоанна Златоуста, которое сами же и читаем! А вот другое явление: не помню, когда был на исповеди, но причащаюсь часто. Вот это, по-моему, и имели в виду святые, которые говорили, что недостойно причащаться нельзя! У нас же эти слова довели до абсурда и бьют ими по голове каждого, кто хочет причащаться чаще… или на праздники… А ты не достоин причащаться чаще, чем один раза в месяц! А как это можно отмерять? Достойны раз в год, или раз в месяц? Недостоинство — это несерьёзное отношение к духовной жизни. Это должно иметься в виду. А по большому счёту — мы всегда недостойны. И найти достойно причастившегося человека фактически невозможно. Кто может сказать: «Я достоин причастия!» — ? Никто на земле не может сказать этого. Я думаю, что и священники, причащаясь каждую Литургию, вряд ли могу сказать о себе: «Я достоин этого!» Почему же кормимся сами, лишая кормления свою паству? Никодим Святогорец и Макарий Коринфский называли сие тяжким грехом для священника! Все мы просим равно у Бога милости и на нее одну уповаем. Об этом подробно говорится в главе 3 в разделе «Ответы на возражения против Неперстанного Причащения Святых Христовых Тайн» в книге «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причащении Святых Христовых Тайн» Макария Коринфского и Никодима Святогорца.
Не годится священнику забывать, что кто хочет быть первым — да будет последним и путать себя со Христом. Потому запрещено лезть в частную жизнь человека, глубокомысленно судить, что грех, а что не грех… А какая практика у старых монахов. имеющих глубокий опыт работы с. людьми? Мне пришлось несколько раз с этим сталкиваться. Вначале было не по себе. А потом я понял: это тоже правильно! Они ничего не говорят во время исповеди. Они стоят и, когда называешь грехи, сокрушённо, со слезами молятся и молчат. А потом просто читают разрешительную молитву и отпускают с миром. Я только потом понял, почему… Христос всех сделал свободными. Говори, если душа болит и хочешь сказать. А Я к тебе в душу не лезу! Я тебя жду! Господь ждёт. Иисус Христос спрашивал Своих учеников: и вы хотите уйти от Меня? То есть, вы – свободны! Хотите – идите…Мудрый монах или священник — ждёт и молится о прощении того, что человек осознал. А встречаются иные — они знают наперёд всё про всех и всему дают свою оценку. Потому во многих семьях ссоры. Жена: батюшка сказал! А муж звереет. А батюшка, откровенно говоря, сказал совсем не мудрые вещи…
Лучше всего, если идёт разговор по душам, когда это человеку НАДО! А после беседы закончить всё таинством исповеди. Когда человеку всё ясно. А если человек пришёл уже с сокрушением, то, может, лучше помолчать, как делают монахи… или после исповеди дать невзначай совет… Если священник чувствует невысказанный грех. Священник не должен совершать насилия. Не надо путать себя с прокурором или следователем. И не надо разжигать своё частное любопытство, это может привести к тяжелым последствиям. Мирянам же требуется знать и понимать, что ответственность за свою жизнь и свои поступки они несут САМИ! Не правильно все решения в жизни перекладывать на батюшкины плечи и прятаться за его спиной от Бога. Бог дал каждому человеку разум, совесть, свободную волю, право распоряжаться своей жизнью… И всем этим нужно пользоваться каждому человеку. Да и на Том Свете – каждый из нас будет отвечать за свои грехи и поступки, а не за чужие советы.
Когда Причастие будет отдельно, когда человек будет знать, что и для чего, тогда будет другое отношение к исповеди. Человеку тоже будет понятно, для чего он идёт на исповедь. Идёт, чтобы каяться, а не для того, чтобы к причастию пустили! Это разные вещи. И глубина покаяния при этом разная! Исповедь на ходу, думается, просто вредна. Ничего хорошего она не даёт. Некоторые «старожилы церкви» так и отвечают новичкам: «Вам перед причастием надо исповедаться! А то вас на причастие не допустят!» Исповедаться не для того, чтобы душу « омыть слезами покаяния», а просто потому, что не пустят, как в автобус без билета. И это советуют те, кто всю жизнь ходит в церковь!
Кроме того, напрочь позабыто такое понятие как: плачь с плачущими, и радуйся с радующимися. Не сказано: прочитай лекцию! А просто плачь или радуйся, то есть войди в положение человека, помоги ему разобраться или просто помолись… А ведь у нас очень многие священники и даже просто служители церкви – подсвечницы, завхозы, кухарки… и проч. — смотрят свысока на мирян. А Иоанн Златоуст говорил, что Христос ничем особо никого на земле не выделил и дал всем равную часть. Об этом говорит нам и Евангелие – притча о том, как садовник нанимал работников, и одни понесли «вар и жар» и тяготы дня. А другие работали всего час… Гордость, как ни странно, порок многих священников, церковного причта и монахов. Меж тем, каждый из нас может уподобиться даже апостолам. Вот какой совет давал святитель каждому простому человеку: «Итак, если хочешь сделаться равным апостолам, — ничто не препятствует. Довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтобы ни в чём не быть скуднее апостолов» (Иоанн Златоуст; Толкование на святого Матфея; Беседа 46)
Есть еще пара примеров отрицательного духовного окормления: нескольких человек просто убили физически, а некоторых духовно, грубые советы и скоропалительные решения батюшек и монахов, облечённых саном. Сами же миряне не подумали о том, что и они отвечают за свою жизнь и жизнь своих близких! Нельзя слепо следовать чужим советам, бездумно делая из священнослужителей неких «богов».
Люди в поисках помощи ездили по различным монастырям. В этих обителях их принимали с унижением. Чтобы знали своё место! Человек унижался, каялся, плакал, готов был перенести всё, что «Господь ни пошлёт». А в результате всё было ещё хуже, потому что настоятель взял на себя миссию всё расставить по полочкам и на всё иметь своё личное суждение. Один архимандрит, не будем называть его имя, «благословил» женщину на операцию. Он так решил. В то время, как мнения врачей разделились: одни говорили делать, другие говорили не делать. Родственники и знакомые всячески просили женщину не следовать неверному благословению настоятеля монастыря. Ответ был один: меня САМ отец N. благословил! А когда после операции поняла, что теперь умрёт и позвонила ему, ответ прозвучал в резкой форме: я, мол, что, врач, что ли? Идите к врачам. И положил трубку. Как она рыдала! А что же он раньше не сказал ей: Вы знаете, я — не врач! Из данного повествования можно сделать вывод: если взялся лечить — так уж тяни сей гуж до конца! И не оставляй человека в случившейся смертельной опасности; помоги человеку, окормляемому тобой, если Господь послал ему скорую кончину, хотя бы перейти в мир иной. Эта женщина впала в уныние, наплакалась… и скоро умерла… Вот и результат исповеди и поездки в монастырь. Двое детей остались сиротами. Младшему на тот момент было пять лет.
Можно привести такой случай в одном городе: военнослужащий, готовящийся по роду службы ехать в «горячие» точки, пришел к священнику и попросил совершить исповедь. Священник сказал, что для исповеди определено время в воскресный день, приходите в назначенное время. Этот военнослужащий ушел ни с чем, так как времени до воскресенья у него не оставалось, весьма сокрушался и негодовал на установленные рамки и на то, что не смог примириться с Богом посредством исповеди, и уехал без покаяния нести опасное для жизни служение.
Есть еще пример, когда священник, исповедуя супругов, начинает задавать вопросы в теме межличностных половых отношений, простите за такие подробности. На слова апостола Павла, что отношения между супругами называются Великой тайной, на эти слова такие священники никак не реагируют. Начинают допытываться в мельчайших подробностях, отцеживая интимные подробности в отношениях супружеских пар. Подобные рассуждения во время исповеди часто поднимают представители монашеского чина. Хоть и облечены они саном, всё же не могут и не имеют права на подобные вмешательства в семейные дела, так как не имеют опыта в семейной жизни. Здесь речь не идет о духовниках с большой буквы, таких как покойный архимандрит Иоанн Крестьянкин или прославленные отцы, старцы оптинские. Их видение и опыт в житейских вопросах был настолько велик, что к ним за советом шла вся Россия. Пришедшие уходили от них с радостью на сердце и видением своих недостатков и возможностью их исправления. Радость, мир, покой в сердце человека – это та лакмусовая бумажка, которая точно определит: правильно ли была проведена исповедь! Но чаще всего прихожан никто и не спрашивает: легче ли тебе стало теперь, после исповеди?
Думается, что надо и у прихожан воспитывать здоровое отношение к тому или иному батюшке. Не нужно видеть в священнике «бога». Самое большое, что может священник в некоторых случаях, это сказать: «Давайте, положимся на Волю Божию. Давайте помолимся вместе! Здесь трудно дать совет, но Господь всесилен. И мы помолимся, чтобы Он Сам разрешил ситуацию!» И прихожане должны понимать, что это – правильно! Священнику нужно не выписывать всем «рецепты», но постараться привить в людях чувство ответственности за свои собственные поступки и дела. Прихожан необходимо научить испытывать свою совесть, а не ждать готовых ответов от священника, как от некоего оракула или пифии. Многие младостарчествующие священнослужители, не понимая этого, приучают людей к полному подчинению СВОЕЙ ЛИЧНОЙ воле, а не Божественному промыслу, что и ведет к искаженному отношению к Таинству Покаяния.
По этой причине в Элладской Церкви и на Афоне исповедь принимают только опытные и духовно одаренные священники, получившие особое благословение своего епископа на духовническое служение. Не всякий вчера рукоположенный священник допускается к принятию исповеди у мирян. Думается, что этот опыт, возникший не на пустом месте, стоит постепенно перенять и Русской Православной Церкви. Разумеется, нельзя прямо и мгновенно взять, и применить подобную практику у нас в России. Тем паче, что в глубинке, очень часто, один батюшка на несколько сёл и хуторов. Но постепенно стоит и нам принять это на «вооружение». Церкви Греции не были так разрушены и гонимы, как Русская Церковь. Нам же необходимо время, чтобы мы все могли полноценно подойти к данному практическому опыту, принятому в других Православных Церквях.
Касательно самого чинопоследования Таинства Исповеди мы можем обратиться к Требнику. Практика совершения на сегодняшний момент исповеди осуществляется фактически без изменений с 17 века.
Чин исповеди предваряется интересным, на наш взгляд, киноварным замечанием: «Приводит духовный отец хотящаго исповедатися единаго, а не два, или многия, пред икону Господа нашего Иисуса Христа непокровенна. И творит стих началу…» Требник, Последование о исповедании. Интересен факт, рекомендации не массового, а частного характера исповеди.
Практика массового совершения, так называемой Общей исповеди, прилична была святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Именно он впервые применил подобную практику из-за массовости желающих причаститься Святых Христовых Тайн. Этот уникальный метод не может быть применяем в обычной приходской практике. Тем более что сегодня имеют место такие удручающие факты, когда батюшки доводят людей до массового исступления, заставляя верующих выкрикивать громогласным голосом перечень грехов. И масса народа выкрикивает: «Прости нас, Милосердный Господи!» Все это напоминает старый итальянский фильм Федерико Феллини «Ночи Кабирии», где католический священник, стоя на высокой кафедре в дни празднования какого-то религиозного праздника, посвященного Деве Марии, доводит людей до фанатического состояния. У людей, далеких от веры христианской, подобное вызывает чувство иронии и насмешки. Необходимо помнить, что совершая Таинство Покаяния, мы должны помнить о ТИШИНЕ, в которой говорит Бог с человеком. Не в шуме Ветра и трясении земли Господь, а в тихом дуновении хладного ветра. В тишине личного общения раскрывается человек. Есть люди, которые не могут в присутствии большого числа людей в полной мере раскрыть духовному лицу свои тайны души. Поэтому, видя киноварное замечание о совершении Таинства, мы четко должны понимать, что все же исповедь не должна напоминать огромную очередь в магазине. Она должна носить характер общения в тишине и сосредоточенном внимательном слушании кающегося. Священник не просто так по традиции стоит с боку: он — лишь некий свидетель приносимого покаяния, а не принимающий это исповедание! Лишь Господь является тем, кто прощает кающегося грешника. Конечно не стоит упускать тот факт из вида, где Господь дает власть своим ученикам прощать и разрешать, говоря: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах…» Мф. 16:19 По слову св. блаженного Иеронима Стридонского: «Епископы и пресвитеры, не понимая этого места, усваивают себе нечто из превозношения фарисеев, так что или осуждают невинных, или считают своим правом разрешать виновных, хотя перед Богом требуется не приговор священников, а праведная жизнь виновных». Далее говорит: «Таким образом, как там (во времена Ветхого Завета) священник прокаженного делает или чистым, или нечистым, так и здесь (в Новозаветное время) священник или пресвитер связывает и разрешает не тех, которые неповинны или виновны, но по долгу своего служения, когда услышит различие грехов, то знает, кто должен быть разрешен и кто – связан». Поэтому, не к подпитке гордыни, а наоборот: эта Цитата из Евангелия говорит о том, что на священника возлагается власть «вязать и решить» для того, чтобы он мог определить причину грехопадения и подобрать степени вспомоществования кающемуся.
Подводя итог размышлениям о Таинстве Исповеди и современной проблематике, можно сказать: на сегодня нет единого мнения среди священнослужителей о том, как именно должно совершать это таинство, в какое время и в каком месте, как вести работу с пришедшим на исповедь для принесения покаяния. Ясно одно: необходим опыт, любовь, сострадание к тому, кто нуждается в помощи и поддержке в опасном состоянии души, нужен добрый совет, внимание к произошедшему и молитвенная поддержка страждущему человеку. Это касаемо, как монахов и священства, так и всех, труждающихся в церкви. Пусть каждый человек, приходящий в храм, найдёт здесь любовь и утешение! Нет средь нас учителя. Даже Христос говорил: что зовёшь Меня Учителем? Токмо Бог один! А услышать благие советы этого Единственного Учителя нам помогут наши совесть и разум, дарованные каждом человеку от Господа!

Сергий Малышев

Руководитель миссионерского отдела Майкопской и Адыгейской епархии. Иерей