РАЗОЧАРОВАЛСЯ? НЕ ХОДИШЬ БОЛЬШЕ В ХРАМ?

Не правда ли, знакомая история: кто-то из знакомых или родных вдруг перестаёт ходить в храм. Человек, который ещё недавно с восторгом говорил о Христе, теперь снял крест и в церковь ни ногой… Отчего случилась такая беда? Трудно дать ответ однозначно. Но общие проблемы однако же видны.
Вот человек решил покреститься. Причины разные. Но чаще всего они – вполне земные. Какие-то нужды, трудности. Бывают и духовные причины: человеку вдруг захотелось жить исключительно духовной жизнью.
Давайте вспомним приход Иуды ко Христу… Не стоит обижаться за сравнение! Попытаемся просто проанализировать… Иуда искренне хотел исправиться. Слишком много накопилось на нём тяжких грехов. Он желал стать лучше. А кроме того, он, как и все иудеи, верил в приход нового царя. И вот пришёл новый царь… который вовсе не собирается завоёвывать мир и подчинять его иудеям. Царь, который Сам – по земным меркам — выходец из «нечистокровной» Галилеи… Он говорит о каком-то неземном царстве… Разочарование на бытовой почве – так можно на современном языке выразить состояние Иуды. Кончилось это тем, что Иуда предал Христа. Разочарование постигло и апостолов, когда Бог …умер. Это не вмещалось в их сознании. Как жить? Во что верить? Но они, в отличие от Иуды, смогли разобраться в своих ошибках и уверовали. Да так, что смогли изменить весь мир! И только кого не постигло разочарование? Мироносиц, которым было по-человечески жалко любимого Учителя. Любовь уберегла от разочарований!
Теперь вернёмся к нашему времени. Я покрестился. Теперь я с Богом и у меня всё должно быть только хорошо. И мы забыли важную вещь: на земле нет такого места, где отсутствует зло! Оно есть везде. На любом материке, в любой стране есть то, что плохо. Крещение, наше, личное, вовсе не меняет природу всей планеты Земля или политику государства в целом. Следовательно, наше личное крещение не остановит войну, не вернёт справедливость, не снизит цены, не образумит пьяницу или вора, не пробудит во враче совесть и не изменит школьную программу. Тогда зачем оно нужно? Чтобы не умереть вечной смертью. Чтобы жить после смерти на небесах рядом с Богом. Неофит возразит: но ведь и на земле нужно как-то выжить! Конечно! И Господь о наших проблемах знает не понаслышке. И поможет. Но от проблем мы не застрахованы. Это раз. А во-вторых, помним ли Евангелие? Сказано: не нужно печся о житейских проблемах. Господь о наших бедах знает. Нам только нужно стараться не утерять Царствие Небесное. А всё остальное нам приложится. То есть надежда наша на помощь не напрасна. Нужно только расставить правильно приоритеты. Простой пример… Девушка собралась замуж. Что вы хотите от будущей невестки, жены? Чтобы она любила своего мужа. И любила бы просто так. Чтобы, если муж обеднеет, — она его не бросила, не ушла к другому. А если девушка откровенно скажет: хочу выйти за него замуж: у него квартира, иномарка, дача, бизнес и много денег… и конечно, я его люблю – такая любовь нам не по нраву! Но представьте себе, что мы точно так идём к Богу: не буду одинок, родится дитя, получу зарплату, построю новый дом… всё это я надеюсь получить после крещения…. Ну и конечно, я тебя люблю, Господи! А это любовь?
Однако же, чувство разочарования всё равно постигнет новокрещёного. Это практически неизбежно. И тут важно человека – трость надломленную – не поломать дальше. Если человек вдруг нам скажет: больше я не верю в Бога – Он мне не помог, не спас моего ребёнка, не дал работу, не дал счастья, — многие из верующих тут же и скажут: «Это гордость в тебе говорит! А отчаяние – это первый признак гордости! Это ты сам себя жалеешь, потому что себя больше всех любишь!» Обычно такие утверждения совсем человека ломают. Он старается всеми силами возразить и доказать, что он не горд, а просто убедился, что Господь его не ценит, не любит… И дальше беда ещё более усугубляется. Но именно в это время и может родиться настоящий православный человек! В конце концов, не так уж он и не прав: он верит, что Господь любит именно его! А это – правда! Просто пока он этого не видит!
Итак, в становлении верующего человека мы можем выделить три этапа: первый – эйфория, море по колено, потому что я со Христом и готов нести свет Христов хоть на край света; второй – разочарование и усталость от бед, которые не исчезли после крещения; и наконец, третий период: осмысленная вера, полная тихой любви и покоя. Это истинная радость, истинное счастье. Три данных этапа очень напоминают нам всю нашу земную жизнь: у ребёнка – глазёнки сияют от радости, он ликует, ему хочется бегать, смеяться, он счастлив; взрослые – глаза потухают, будто пеплом присыпаны… и столько бед видим в жизни… и кажется, что не достанет сил снести их; наконец, старость: оглядываемся на жизнь… а она, оказывается, была прекрасна… и появился в глазах мудрый свет и тихая радость… Вот только трудно объяснить молодым, что жизнь не так плоха, как кажется, что бед у них не так уж и много… Да, это на словах действительно сложно объяснить. Обычно, нам всё объясняет сама жизнь. Так и Господь придёт рано или поздно к каждому из нас. Только не нужно нам доламывать тех, кому сейчас плохо.
Вспомним авву Дорофея и его ученика Досифея. Дорофей предложил ученику поесть хлеба вволю. Чтобы он насытился и был спокоен и радостен… Только попросил заметить, сколько хлеба съел Досифей. А потом попросил немножко меньше кушать хлеба. И спрашивал: голоден ли? Доволен ли? И когда Досифей говорил по началу, что не чувствует сытости – наставник стал усерднее молиться за Досифея, пока последний не почувствовал сытость и радость. Тогда попросил авва Дорофей Досифея ещё маленько убавить количество съедаемого хлеба… И постепенно довёл ученика до самого строгого поста – вёл с любовью и заботой, а не с попрёками в обжорстве и гордости! Неврастения праведности у истинных святых отсутствует полностью. Не в пример им – мы часто изводим своими безупречно правильными поступками наших близких.
На этом примере мы хорошо видим и что такое есть пост. Обычно люди, которые пост не держат, твёрдо убеждены, что пост очень полезен для здоровья. Те, кто пост держат, ничего подобного не наблюдают! Каждый раз при резкой смене пищи они болеют. Так в чём же смысл поста? Чтобы не есть те или иные продукты? Или чтобы поболеть? Нет! Смысл поста в ином. Исихасты могут подолгу обходиться без пищи или потреблять её в самом малом количестве. Почему? Они соединяются с Божьими энергиями. И питаются ими. Поэтому материальная пища им почти не нужна.
Физиология у всех одинакова. Организм требует энергии, потому что он её расходует. Но пополнить её можно за счёт обычной пищи, а можно за счёт Божественных энергий. Последнее не так просто даётся. Каждый пост — это тренировка в соединении с Богом. Мы пытаемся сократить приём обычной материальной пищи и перейти в особый энергетический режим. Подвиг даётся не сразу. Но пост упражняет нас именно в этом! Когда люди друг за друга молятся — как видим на примере святых Досифея и Дорофея — войти новичку в Божественные энергии легче. А вот попрёки уж точно здесь плохой помощник!
Бывает так, что сразу мы не видим пользы от самих себя. И это нас очень удручает. Потому что забываем простую истину: делай на своём месте свою работу честно и не задумывайся о будущем.
Рассказывают в предании такую историю об одном миссионере в Африке. Он уехал туда с твёрдой целью: обучить негров христианству и отвратить от язычества. Негры однако ж во Христа не уверовали, поклонялись своим языческим богам по-прежнему, миссионера выгоняли из деревень. И только один маленький негритёнок приходил к жене проповедника и часами слушал её рассказы о Христе. Вот и вся миссия! В конце концов, жена умерла во время родов. Миссионер совсем упал духом. Не видя никакой возможности спасти новорождённую девочку, он оставил её на чужом попечении, в чужой семье и уехал прочь. Он был совсем сломлен. Ведь он ехал в Африку с большими надеждами послужить Христу! А чем всё кончилось?
Девочка выросла, вышла замуж. И однажды встретила негра-мужчину, который пламенно проповедовал Христа. Целые деревни принимали крещение после его проповедей. Каково же было удивление молодой женщины, когда она узнала в рассказах миссионера портрет своей матери и своего отца! А молодой африканец был полон благодарности за то, что его просветили светом Христовым. Он молился за упокой умершей христианки и о здравии её исчезнувшего мужа. Дело их не пропало. И проповедь дала большие плоды. Только видны они самим проповедникам не были!
Не нужно нам строить свои планы на деятельность Бога. Бог решает по-своему. А нам просто нужно честно жить. Не нужно из меркантильных соображений креститься. Нам бы самим не понравилось, если любовь к нам может следовать лишь через любовь к нашему особняку, даче или машине.
Нельзя перекладывать всё на плечи Бога и священника. Мы тоже для чего-то рождены в жизни! Корень младостарчества в том, что для многих новокрещёных жизнь становится пустой: всё по послушанию, пойду и спрошу, как поступать… Забывая, что батюшка – не Господь Бог. Но раз я крещёный – я отрёкся от своей воли! Отрёкся или переложил на чужие плечи? Это разные вещи! Для того чтобы отречься от своей воли надо не один пуд соли съесть!
А кто-то просто видит своё спасение в обрядах. Нужно – потому что такой обряд. Нужно молиться, причащаться, держать пост. На Руси такой обряд. Но кто же нас будет спасать и кто даст Вечную Жизнь: Христос или обряд и правила?
Любовь – она не из-за страха. Да, мы говорим: страх Божий. Но всё же креститься следует потому, что любишь Бога, а не потому, что страшно попасть в ад. Так же, как и жениться нужно потому, что встретил свою любимую. А если женишься лишь потому, что боишься остаться холостяком – счастья много не увидишь.
Когда наступает момент неизбежного кризиса (когда мы перестаём вдруг ощущать руку Бога, когда мы ощущаем себя совсем одинокими) – тогда нужно просто помнить: всегда нужно встать и пойти дальше! Если я люблю Бога – я приду к Нему! А вот если кризис случился у нашего ближнего – нам не стоит рвать тетиву. Однажды Антоний Великий шутил с братией. И ему сделали замечание, что монахам не пристало веселиться. Тогда святой Антоний подал лук и попросил натянуть тетиву. Потом ещё сильнее натянуть. Потом ещё… Его собеседник стал возражать – если ещё натяну, то лук порвётся! Нельзя! Лук порвётся… А человек рвётся иной раз легче и быстрее любого лука. Об этом нужно помнить и любить ближнего; любить, даже независимо от того, есть ли у него крестик на шее или он его снял в припадке отчаяния. Ведь за сломанного человека нам тоже придётся ответить перед Главным Хозяином вселенной!
И вот когда всё это получится – тогда непременно у каждого в жизни наступить самый заветный и сладостный момент, после которого он уже не будет сомневаться в Боге: человек вдруг почувствует, что именно он – любимейшее чадо Бога!