Евангелие от Луки, гл.4. Иисус Христос прочёл в Назарете в Синагоге пророчество Исайи: «Дух Господень на мне: Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно».
Этими строками Евангелия освящается начало церковного года – 14 сентября нового стиля или 1 сентября старого стиля по Юлианскому календарю.
Сколько споров в нашем Государстве: когда праздновать Новый год — 1 или 14 января? Меж тем, для православного человека нет абсолютно никакой разницы в этих датах. Ибо и в одном, и в другом случае речь идёт только о государственном Новом годе.
В 1700 г. Пётр I повелел государственным указом праздновать Новый год по-европейски: в январе, а не в сентябре, как это было в России. Поскольку Пётр не решился сменить календари, государственный Новый год всё же получился не совсем, как в Европе, а несколько позже: не 1-го, а 14 января и совпал с праздником Обрезания Господня и Василия Великого. Но этот день не являлся и не является церковным новолетием. Так что, не из-за чего особо и «копья ломать».
В древности Новый год праздновали 1 марта. По Священному преданию 1 марта закончено сотворение мира. В астрономическом отношении абсолютно безразлично, в какой день праздновать Новый год, избирая точку отсчёта. Все летописи, включая и летописи Нестора, начинались 1 марта.
Опять же, по православному Преданию – весь мир Нового завета освящён в сентябре. Астрономическая ситуация была такая: круги Солнца и Луны начинаются вместе. И эта астрономическая ситуация совпала с первой проповедью Христа. Иудеи в этот день праздновали свой праздник — «голову года». Но вошёл в синагогу Святитель и возвестил: благовествую Лето Господне приятно… Т.е. кончилось время Ветхого Завета и начался Новый Завет. Потому-то день 14 сентября считается не просто «Новым годом», а началом новой человеческой жизни на земле. Потому-то и назвали этот день «Днём свободы Христианской». Господь пришёл в мир, чтобы «Исцелить сокрушенныя сердцем; проповедати плененным отпущение и слепым прозрение; отпустити сокрушенныя во отраду…». Вот таким благословением начались новый год, новая жизнь по Новому Завету.
1 сентября 312 г. царь Константин видел Крест Господень на небе. Затем последовали дни сражений. Их конец увенчала победа Константина над римским императором-тираном. 1 сентября 325 года Вселенский Никейский Собор принял праздновать день Церковного Новолетия или начало церковного индикта – т.е. Богослужебного круга. Начало Индикта, день 14 (1) сентября назван Господским праздником, идущим от Господа. Господь дал нам Сам первый праздник, как дал Сам и молитву Господню «Отче наш…».
Когда пришёл Спаситель римская империя пользовалась Юлианским календарём. Он был введён Юлием Цезарем в 45 году до Р.Х. Юлианский календарь учитывал положение Солнца относительно звёзд, т.е. ориентировался на небо и был сидерическим. А Григорианский календарь ориентировался не на верх – на небо, а на «низ» — он учитывал положение Солнца относительно Земли.
У нас три круга Богослужений: суточный, недельный и годовой. Великий Индиктион или Миротворческий круг охватывает промежуток в 532 года, когда круги Солнца и Луны снова начинаются вместе.
Праздник Успения завершает годичный круг Богослужений. Это Богородичный праздник, ибо Богородица – Дверь, через Которую Господь пришёл в мир. Сам праздник Церковного Новолетия считается Господним. Первый за ним Великий праздник – Рождество Богородицы, т.е. фактически начало Нового Завета. А затем 27 сентября праздник Креста Господня и победа царя Константина.
Надо сказать, что лишь одна наша Православная Церковь пользуется Юлианским календарём. Для нас Юлианский календарь, освящённый церковью, — это святыня. Греческая церковь – новостильная и по старому календарю отмечает лишь один праздник – Пасху. Наша Пасха никогда не бывает прежде Иудейской и никогда с нею не совпадает. Искажение этих событий и перестановка их местами для православного сознания немыслимы. Григорианский же календарь нарушает ход событий.
На Руси вообще всегда были внимательны к «мелочам». Так по праздникам и воскресенья плюс по средам и пятницам лавки и кабаки закрывались. Торговля не разрешалась по крайней мере пока в храмах идёт Литургия. По большим праздникам в храм ходили трижды (как бы символически поминая Пресвятую Троицу): к вечерней, к заутреней (время перед восходом Солнца) и к обедне – в обед служили Литургию. Ходить в старой Руси особо далеко не надо было. Центральная площадь города или села имела центральную, главную церковь. От площади улица расходились «лучами» и каждый «луч» кончался храмом. Куда ни пойди – выйдешь на церковь. Потому и была поговорка: «Все дороги ведут в храм». Приход обычно составляли несколько дворов, семей, которые и служили в данном храме.
Поскольку чин Летопроводства и Новолетия дан Самим Господом, а смысл этого праздника Господь обозначил очень ясно, на Руси в день Новолетия каждый старался исполнить Завет Христов: посвятить день делам милосердия. Ни один нищий не уходил без утешения. Обходили темницы. Нищих одаривали обедом, одеждой, обувью.
Вообще этот день был одним из основополагающих в духовной жизни. День Летопроводства всегда сопровождался Крестным ходом перед Литургией от храма к площади города и обратно. В Москве на Соборной площади сооружали помост, куда поднимались Великий князь и Митрополит. Они возвещали об окончании года (чин Летопроводства). Князь получал благословение от Митрополита на Новый год. Митрополит освящал воду и кропил крестом всех людей, молился об их долгой и счастливой жизни. С этого дня начинались осенины – праздник Новолетия. Осенины длились несколько дней. В последний раз чин Летопроводства и Новолетия совершили в 1700 году. Затем к январю последовал указ Петра о светском Новом годе. Но церковь отказалась особо величать этот день, ограничившись лишь кратким молебном после Литургии.
Но если вы откроете церковный календарь, то увидите: 14 сентября – начало индикта, новолетие церковное. И тропарь к этому дню:
«Всея твари Создателю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны».