Власть земная и небесная.

Уроки веры №2 2014
Патриарх Адриан

16 октября 1700 года скончался патриарх Адриан, десятый патриарх Руси. Церковь осталась без главы. Нужны были выборы нового патриарха. Выборы патриарха предписывается проводить по жребию. Хотя, чаще всего, от этого правила, увы, отступали. Выборы по жребию проходят так… На одинаковых листочках бумаги пишут имена шестерых претендентов. Затем листочки сворачивают, обливают воском, запечатывают полностью. Три записки из них кладут на панагию умершего патриарха и читают акафист Богородице. После молитвы две записки убиралось. Оставалась одна. Затем так же поступали с тремя другим. Две оставшихся записки снова кладут на панагию. Опять молятся. И после молитв выбирают одну – в ней имя избранного волею Богородицы патриарха. Опечатанную записку относят царю, государь вскрывает её и объявляет имя патриарха. Но это, как говорится, в идеале… Должно быть так.
Смерть патриарха Адриана совершенно изменила и в корне посекла русский уклад жизни в России. Последний раз был отслужен чин Летопроводства или церковного Новолетия, дающий благословение государству – в сентябре 1700 г. А после кончины патриарха Пётр 1 издал указ о январском праздновании Нового года – как в Европе. Выбирать патриарха царь так же не торопился. Этот «дельный» совет подал царю Алексей Курбатов – как звали его, «царский прибыльщик». Пётр очень хорошо помнил борьбу за престол между отцом, Алексеем Романовым, и патриархом Никоном. Да и патриарх Адриан не раз говорил: «Царство власть имеет только на земле, между людьми. Священство же власть имеет и на земле, и на небе». Пётр 1, вспоминая отца и Никона, тоже говаривал: «Отец имел дело с одним бородачом, а я с тысячами».
Идея Симфонии власти, утвердившейся на Руси, особенно в Московском княжестве, царю Петру была не люба. Симфонией власти называли в Византии совместное правление церковной и царской власти. Дескать, монарх должен заботиться о земных нуждах народа, поддерживать земные законы и порядок в государстве. А духовная власть руководила, благословляла, направляла и наставляла всех: чтобы от царя до нищего старались люди очистить свою жизнь от грехов, чтобы Господь благословлял земное царство. Не всегда эта симфония удачно и гармонично звучала. Однако же, на Руси византийская идея была по сердцу сыну Александра Невского Даниилу Московскому, его сыну Ивану Даниловичу Калите и всем их потомкам. О царе, при котором было принято патриаршество — Фёдоре Иоанновиче, Вселенский патриарх отозвался так: «Воистину от Бога благочестивый царь; великое Российское царство, третий Рим, благочестием всех превзыде». Во время польской оккупации патриарх Гермоген, оставшийся единственным представителем власти, фактически возглавил ополчение, рассылая из тюрьмы призывы спасать родину, бороться против поляков. Символично симфонию государственной власти представлял собой византийский двуглавый орёл, зрящий по двум сторонам: земное и небесное устроение государства. Обе головы орла покрыты царскими коронами – равночестность гражданской и церковной власти. Надо сказать, что в нынешней России совсем не знают историю этого символа и не понимают, что сей герб нелепо смотрится в государстве, где церковь от государства официально отделена и светская власть вообще никак не советуется с церковной.
Итак, Петру 1 больше приглянулась идея абсолютной монархии, которая никоим образом не согласует свои действия с властью духовной. Царство, которое до этого было «двоицей в единице», раскололось на «ся». Распалось на две части… И одна из этих частей оказалась отброшена далеко…
Чтобы утвердить абсолютную монархию, Пётр 1 нашёл сотрудников, разделявших его мысли. Первый из них – Феофан Прокопович. Духовное лицо Феофан Прокопович – личность неординарная. Сказать о нём, что он был плох или хорош одним словом – нельзя. Россия имела от него немало пользы. Это был образованнейший человек своего времени, потрудившийся для развития науки в Росси, для развития Российского флота… он собрал лучшую библиотеку… и ещё сделал много доброго. Но им же был составлен документ, который фактически означал капитуляцию Церкви перед светской властью, перед абсолютной монархией. Это «Духовный регламент» — основной закон о церковном управлении. Он имел значение Манифеста, определившего положение Православной Церкви в России. И положение это было не лучшим. Самое плохое, что отныне монарх не был особо озабочен мыслями, что грешно, а что праведно. Церковь же была под абсолютным контролем светской власти.
В 1721 году церковь окончательно получила свой высший орган по указу Петра 1 — Синод. Изначально он назывался Духовной коллегией. Власть Синода означала отказ от власти патриаршей. На Руси отныне не было патриарха. За патриарший престол столько сил положили государь Фёдор Иоанович, царица Ирина Фёдоровна, её брат Борис Годунов… Благодаря утверждению патриаршей кафедры на Руси, Россия стала полностью самостоятельным государством. Теперь же власть патриарха была низложена. Государство Россия становилось совершенно светским. Церковь больше не играла в нём никакой роли.
Состав Синода был таковым:
президент,
2 вице-президента,
4 советника,
4 асессора,
1 монах – обязательно грек.
В Синод могло входить не более 3 — 4 епископов. Среди 11 – 12 человек, входящих в состав Синода, епископы не обладали никакими особыми правами. А при голосовании, как правило, оставались в меньшинстве. При Синоде было организовано Фискальное ведомство – т.е. тайная полиция, тайный надзор — которое все в России боялись и проклинали. Слежка, ведомая тайными агентами, была повсюду… И это Фискальное ведомство, конечно, вообще никак не прилично Церкви. На церковные должности назначал либо царь, либо его приближённые. Жалование духовным лицам было урезано до минимума – «без чего прожить невозможно». Отношения государства и церкви были в основном копированы с протестантских государств.
Когда главы Церкви возразили Петру и потребовали возобновления патриаршества, Пётр 1 вынул из кармана «Духовный регламент» и объявил, что отныне эта бумага – патриарх. А для непокорных и несогласных патриарх другой – и ударил по столу кортиком. Духовенство церкви, боясь расправ, поставило безропотно свои подписи под «Духовным регламентом».
В деле царевича Алексея пострадали духовные лица. Теперь сложно судить об истинности архивных документов. По одним версиям царевич Алексей Петрович — сын Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной, насильно постриженной в монахини, чтобы освободить престол для более удачливой соперницы-немки — продался Литве и был изменником Родины. По другим версиям царевич Алексей был на стороне духовных лиц, пытавшихся вернуть власть церкви и русский уклад жизни в России. Как было на самом деле – судить сложно. Так или иначе, но царевича приговорили к смерти. Казнить его не успели – он скончался в Петропавловской крепости после пыток. Говорили, что отец приказал его убить, чтобы избежать публичной казни. Такое вот отцовское благодеяние… А вместе с царевичем были приговорены к смерти и духовные лица. Их казнили зверскими казнями — колесование, сажание на кол. Так погибли епископ Досифей – из дворовых людей Лопухиных, духовник царевича Иаков Игнатьев, ключарь собора в Суздале Фёдор Пустынный, который общался с Евдокией Лопухиной… А следующий после похорон царевича день был объявлен праздничным. По случаю годовщины военной победы Петра. Новая столица ликовала. И лишь Москва, старая столица, пытавшаяся хранить старые устои, праздничного веселья не разделяла.
Так и руководил Синод Церковью всю остальную эпоху правления династии Романовых. Категорически никто из царей почему-то не соглашался на восстановление патриаршества. Вполне возможно, что крах царской России и революция были связаны именно с сохранением светскости государства. Даже если в царстве власть верующая, однако узурпирующая свои права и отказывающаяся признать если уж не главенство, то хотя бы равность власти духовной, — царство не устоит. Всего-то прошло 217 лет после петровских реформ… И государства Россия — несмотря на видимые достижения в политике и экономике — не стало. Земные приобретения – не прочны.
14 апреля 1917 года Временное правительство своею властью распустило Синод. Воспользовавшись свободой, 11 ноября нового стиля 1917 года решением Всероссийского поместного собора было восстановлено русское Патриаршество. Немало сил положили для восстановления Патриаршества братья Трубецкие и другие видные деятели России. Были и такие, кто возражал – дескать, власть патриарха — единоличная. От личности, конечно же, зависит много. И всё же – власть патриарха не есть единоличная власть. Патриарх решает вопросы совместно с Собором, который составляют все архиереи церкви, а не 12 человек асессоров и вице-президентов.. Трудно бы пришлось России, если бы после революции Россия осталась без Церкви, а Церковь без своей главы – Патриарха. Скорее всего, что Россия просто вообще погибла. Зарубежной русской церкви легко обвинять патриарха Тихона, патриарха Сергия – ведь зарубежная церковь наблюдала за происходящим издалека. Её чад здесь не было. Они не пили из той чаши, из коей пришлось пить иерархам Русской церкви, пожелавшим остаться на своей Родине ради спасения этой Родины и её народа. Осуждать можно. Но неужто Зарубежная церковь считает, что лучше, если бы государство Россия вообще перестало существовать на карте, а люди, живущие в этом государстве — погибли?
Недолго патриарший престол был в России. После смерти патриарха Тихона в апреле 1925 года Русская Церковь опять осталась без Патриарха. Великая Отечественная война изменила многое. Вовсе никоим образом не оправдывая Сталина, нельзя умолчать о том, что у него, слава Богу, было семинарское образование. Другой человек, с другим образованием, мог бы не подумать о том, что спасти наше государство можно лишь в одном случае – обратясь к Богу. 4 сентября 1943 года Сталин обсудил вопрос о возобновлении Патриаршего престола с местоблюстителем Сергием Страгородским. Уже через несколько дней патриарх был выбран. Правда, не путём жеребьёвки, которую предписывал Собор 1917 – 1918 года, а изустным предложением митрополита Алексия.
История не любит только чёрный и белый цвет. Сказать, что реформы царя Петра 1 принесли России исключительно вред – нельзя. Более того, царь Пётр справедливо критиковал состояние Церкви на момент своего правления — Церковь к тому времени потеряла высоту духовного уровня. Так же и одно лишь охаивание социалистического Союза – это тоже нечестно. Никто не говорит, что война, революция – благо. Никто не говорит, что безбожное Советское государство – замечательно и хорошо. Но люди не страдали в Советском Союзе так, как страдают нынче. Говорить, что люди в Союзе не имели еды и одежды, не имели бесплатной медицины и образования – грех лжи. Но государство пало, как и всякое безбожное или потерявшее чистоту веры. Ещё раз видим: земные приобретения непрочны; они есть дом, выстроенный на песке. Говорить, что в нашем нынешнем государстве, где так много построено новых церквей, торжествует христианская мораль и каждый человек государству дорог есть так же грех лжи. Видимо, главное — иметь действительно власть, ограничивающую себя понятиями греха и добродетели. А такую власть нужно вырастить в государстве. Что невозможно при отделении церкви от государства, а государства от церкви. Цель статьи – не политические воззвания. Я хочу лишь напомнить Евангельский образ двух сестёр – Марфы и Марии. Вспомним, что с ними связано… Господь любил обеих. И более того, Марфа именуется первой: любил Марфу и Марию. Роль Марфы нисколько не умалаяется Господом! Живая плоть требует, чтобы её обихаживали, кормили, поили, заботились. И без этого нельзя. Но когда Марфа не стала слушать Господа, возмутилась, что Господа слушает сестра вместо того, чтобы помочь по хозяйству, — Господь сказал, что именно Мария избрала благую участь! Толку печься о многом без Господа! Вот в этом и видится идеал устроения земной жизни – как в семье, так и в государстве. Любое иное устройство мирской жизни обречено на гибель. Забота о людях с молитвой – по-другому ничего никогда не получится. Без Бога ни до порога. А без заботы о ближнем – нет истинного православия. Вместо того чтобы писать пустые погромные и лживые статьи о Советском Союзе и такие же лживые, но слащавые статьи о царской России (которая откровенно утонула в разврате, супруги изменяли друг другу, народ потерял веру и не причащался, светские круги занимались спиритизмом…) – не лучше ли подумать о нынешнем Марфо — Мариинском утроении жизни? Ведь Советского Союза уже нет, прошлая Россия тоже в прошлом… А есть в настоящем мы… И те, кто претендует в нашей современной России на исполнение роли Марфы, как и те, кто претендует на исполнении роли Марии, нуждаются в духовном совершенствовании.
Уж если гербом избран двуглавый орёл – он должен соответствовать действительности, а не быть бессмысленной картинкой.