Сотворение мира

Мир сотворён из ничего. Не было никакого исходного материала. «Несущее» было приведено к бытию Мыслью Бога Отца, Его собственной силой, как по форме, так и по веществу.
Надо помнить всегда, что тварная природа, в том числе, природа мира, не может быть равна Божественной природе, не может быть ей тождественна. Между естеством Бога и мира нет ничего общего. Но лучи Божественной Благодати пронизывают весь мир.

Творение мира – акт Божественной воли. Следует отличать творение и рождение. Почему мы в Символе Веры говорим «рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша» -? Именно потому, что рождённое – это имеющее ту же природу, что и родитель. Бог Сын имеет естество, равное Богу Отцу. Мир же не единосущен Богу.
Рождение Сына и исхождение Святаго Духа не зависят от Божественной воли: ведь Бог просто не может не быть Троицей, так как Троица вечна. Рождение и исхождение есть неизменный образ триединого Божества. Сотворение же мира есть акт свободной Божьей воли, Божьего хотения. Мир невидимый сотворён в молчании. Иоанн Дамаскин: «Бог творит мыслью, и эта мысль становится делом». Как сказал Григорий Богослов: «мирородный ум». Божественные мысли всегда и непреложно осуществляются. Мир творится согласно Божьим идеям.
Замысел о мире вечен, но сам мир мог получить бытие только во времени.
Как говорят богословы, есть три Божия хотения: 1 – человек сотворён из души и тела, чтобы он был причастен, как ангельскому, так и вещественному миру; человек живёт сразу в двух мирах: и в том, и в другом мире одновременно мы оставляем след, живя земной жизнью; 2 – человеку изначально определено благобытие, то есть мы рождены для добра, для добрых мыслей и дел; 3 – высшая цель Божьего Промысла – обожение человека и соединение его с Богом в вечности.
Для сотворения человека Бог прежде подготовил мир. Был создан мир ангельский. Господь прежде измышляет ангельские Небесные Силы – и мысль Его стала делом. Ангелы имеют так же тварную, а не Божественную природу, они не тождественны Божьему естеству. Для сотворения человека нужно было подготовить две сущности: умную и чувственную. Они и соединились в человеке.
Бестелесными мы можем назвать Ангелов лишь условно, по отношению к нам. Один только Бог бестелесен и невидим. Ангелы не вездесущи. Один и тот же Ангел не может быть в одно и то же время и на земле, и на небе. Ангелы сотворены по образу и подобию Божию: они условно бестелесны, разумны и свободны. Ангелам Господь тоже даровал свободу. По единению с Богом Ангелы превосходят людей. Они – служители Троицы. Но у Ангелов нет способности творить. Этот дар Господь даровал человеку. Обладая свободным разумом, Ангелы способны уклоняться в сторону добра или зла. Ангелы не бесстрастны. Говорят, что Ангелы ко злу не непреклонны, но неудобопреклонны. Это значит, что хотя Ангелы и могут склониться ко злу, но с трудом. Ибо они не любят зла. После разделения Ангелов, Ангелы Божьи и вовсе стали непреклонны ко злу, ибо они уже выбрали себе добро. Их ум более тонкий и гибкий, нежели у человека. Их мудрость – образец для человека. Ангелам света чужды зависть и гордость, они радуются исправлению людей. Ангелы наделены могуществом и силой, они могут совершать великие и необычные действия – вызывать землетрясения, предсказывать будущее (если им это будущее будет открыто Господом). Ангелы являются людям не такими, какие они есть, но в том облике, который может быть воспринят человеком. Один только Господь знает истинный вид ангельской сущности.
Нам открыты имена архангелов:
Рафаил – целитель недугов;
Уриил – просвещает светом Богопознания, просвещает чувства, возжигает в сердцах любовь к Богу;
Селафиил – ангел молитвы;
Иегудиил – помощник в трудах, добрых делах и ходатай наград для трудящихся во славу Божию;
Варахиил – приносит Божии благословения, в том числе и супругам;
Иеремиил – высота Божья.
После сотворения невидимого Ангельского мира, Господь творит мир видимый, вещественный. Но творит его иначе – Словом. Каждое Своё действие он совершает Словом и Словом же оценивает. Учебники Богословия объясняют нам, что первый день творения видимого, вещественного мира был особенным: в этот день сотворена первородная материя, из которой было сотворено потом всё остальное. То есть из «несущего» сотворён начаток существующего, вещественного. «И Дух Божий носился над водою». Более точный перевод слова, которое изначально перевели как «носился» — «согревал», как птица согревает яйцо, и в этом первородном мире зарождается особая живительная сила. Дух Божий согревал первородную материю, подготавливая её к рождению.
По поводу Шестоднева споры шли с первых времён христианства. Существует несколько богословских мнений. Одни святые отцы считали, что мир был сотворён мгновенно. Другие считали дни, не днями, как таковыми, а некими периодами, неизвестными по времени. Третьи говорили, что Бытие необходимо понимать буквально. И весь мир сотворён именно за шесть обычных и привычных нам суток. Сама же земля не на много старше человека. Разница между появлением земли и человека – не миллионы лет, а несколько суток.
Точно этого никто не может знать. Потому мы имеем дело именно с богословскими мнениями, которые не противоречат догмату.
Так или иначе, но день или период первый – совершенно особый.
Дни со второго по шестой – похожи тем, что в эти дни сотворялся мир из созданной в первый день первоматерии. День первый, день первовещества соответствует воскресенью. В пятницу сотворён первый человек Адам и распят Новый Человек – Христос.
В первый день свет был отделён от тьмы. Свет был изначально бестелесный. Вообще, как говорят физики, свет – это энергия в чистом виде. День и ночь изначально сменялись благодаря пульсации света. Кстати, реликтовые деревья не имеют годовых колец на срезе. Растительный мир покрыл планету в третьи сутки. А светила, как вместилища света, были созданы уже на четвёртый день. Для света было создано солнечное тело. И свет, и светила были произведены именно для человека. Светила не сотворялись для Ангелов – ведь Ангелы созерцают Божий свет. Почему свет был собран из рассеянного состояния в светила? Животные и птицы имеют глаза, которые не вынесли бы лицезрения яркого света.
День седьмой – это суббота: «И благословил Бог седьмой день и освятил его…» В честь Радости Божьей поститься в субботу есть грех. А в дни длительных аскетических постов — в субботу, как и в воскресенье (в день, сотворения первовещества для будущего мира, в день, когда восстановилась повреждённая природа человека) пост послабляется и разрешается вино, елей или рыба.
Так учебники Догматического богословия объясняют нам сотворение мира. Сотворённый мир ничего не может добавить к Богу. Никто из нас не в состоянии воздать Господу равную благодарность за воззвание нас к жизни. Ведь всё из Бога. И мы ничего не можем ни добавить в этот мир, ни унести из него, переходя в мир иной. Бог увенчал мир сотворением человека. Для чего мы поставлены в мир? Митрополит Филарет Дроздов говорит так: человек поставлен священником по отношению к твари. Человек на земле – священник; сама земля – храм; а все живущие на земле живые души, живые существа – как дети для человека, которых призван человек любить и беречь, держать в мире порядок, освящать всё любовью и радостью.
Однако мы знаем: первозданная гармония была нарушена. После многих лет скитания человечества по изменившейся земле – пришло, наконец, Спасение и людям, и миру: на земле родился Бог. Богу стало угодно спасти своё творение.