КИРИОПАСХА

Обычно можно встретить такое объяснение: Кириопасха – это Пасха, совпавшая с Благовещеньем. Но это не совсем верно. Разберёмся с основными периодами церковного календаря.
ЦЕРКОВНЫЙ ИНДИКТ.
Это годовой круг церковного календаря. Попросту говоря – год. Новый церковный год начинается 14 сентября нового стиля или 1 сентября старого стиля. В этот день обычно читают псалом 64: «Благословиши венец лета… Поля твоя исполнятся тука (то есть, земля станет жирная, богатая, даст хороший урожай)… Радостию холмы препояшутся…Удолия умножат пшеницу…» Господь вошёл в храм, открыл книгу на сем месте и прочитал… И благословил не только начало года, но и начало новой жизни на земле — жизни христианской.
Самый первый праздник нового церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы. Она дала начало земной жизни Христа. С её радостного рождества начинается праздничный православный календарь. Успение Богородицы – последний двунадесятый праздник уходящего церковного года.
ВЕЛИКИЙ ИНДИКТИОН.
Пасха высчитывается по положению солнца и луны: первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Заметили, что каждые 532 года пасхальный круг начинает повторяться. Пасха проходит в то же число, что и 532 года назад. В городе Никея (ныне Извик, Турция) на первом Вселенском соборе постановили всем христианам праздновать Пасху.
Случается, что Пасха выпадает на день 25 марта старого стиля или 7 апреля нового стиля – то есть на Благовещенье.
25 марта – особый день. По византийской традиции считается, что это день окончания сотворения мира. В этот же день архангел Гавриил благовествовал Деве Марии, что Она зачнёт Сына от Духа Свята. И наконец, именно 25 марта воскрес Спаситель. Господа распяли 23 марта. А 25 случилось Его Воскресение.
Иными словами, Пасха, приходящаяся на Благовещенье есть та первая христианская Пасха, когда воскрес Спаситель мира. Потому её называют Кириопасха – в переводе с греческого «Господня Пасха». Случается она достаточно редко. В 19 веке она была в 1817 и 1828 годах, в 20 веке Кириопасха была в 1912 году и в 1991. В 21 веке она будет, если Бог даст нам жизнь, — в 2075 и 2086 годах. А в 22 веке в 2159 году… Кириопасха есть и в юлианском, и в григорианском календаре, но никогда не случается в новоюлианском календаре, принятом некоторыми поместными церквями в 1920 году.
Однако византийский канонист Матфей Властарь отмечал, что в строгом смысле нельзя каждую Пасху, приходящуюся на 25 марта (7 апреля), считать Пасхой Господней. Дело в том, что в этом совпадении только в 4 случаях из 12 положение солнца и луны на небе такое же, как в день Воскресения Господа. Таким образом, за период Великого Индиктиона истинная Кириопасха встречается всего лишь четыре раза.
Древние восточные хронологи были уверены, что Иисус Христос воскрес 25 марта 31 года нашей эры. Тут получается некоторое недоразумение. Большинство христиан считают, что новая эра отсчитывается от Рождества Христова. И мы так и говорим: 2015 год от Рождества Христова. По преданию: Спасителю было 33 года, когда Его распяли. Почему же указан год 31 нашей эры?
Многие атеисты иронизируют по этому поводу, с насмешкой говоря, что, дескать, вот что бывает, когда пытаются мифическую личность выдать за реальную. Бог с ними… Но всё же, почему получаются такие разные даты и когда же началась наша эра? В год Рождества Христова или нет? Сразу оговоримся: расхождения в датах – не редкость в древних книгах. Поскольку одни пишущие были очевидцами событий, другие лишь современниками, а третьи – вообще писали позже с чужих слов. Мы знаем немало случаев, когда годы рождения и смерти исторических лиц в разных источниках указаны по-разному. А допустим, день и место рождения Александра Васильевича Суворова до сих пор не известны. Есть только разные предположения. Одни называют местом рождения Великий Новгород, другие Финляндию… Неужели только на этом основании мы скажем, что и Суворова тоже не было? Что и он – «мифическая личность», которую придумали русские, чтобы приписать России сказочные подвиги? И Альпы тоже никто не перешёл?! Конечно, это несерьёзный подход к делу…
Древние летописцы указывают на явление, которое называют «великая тьма». Оно длилось 3 часа. Об этом мы знаем и из Евангелий. Антихристиане упорно именуют это явление солнечным затмением. Хотя, во-первых, солнечное затмение не длится 3 часа. Во-вторых, такой уж сильной «тьмы» при затмении всё же нет. А кроме того, в день Распятия никакого затмения просто не могло быть. Иудеи праздновали Пасху. А еврейская пасха — на полнолуние, когда солнце и луна находятся по разные, противоположные стороны земли. Кроме «тьмы великой» тогда же случилось и землетрясение.
Большинство историков указывают, что царь Ирод Великий скончался приблизительно 4 – 1 году до нашей эры. В разных источниках – по-разному. (Как видим, даты тоже разные.) На этом основании противники Христа так же говорят, что царь Ирод вовсе не убивал младенцев и не искал Христа, ибо был уже мёртв. И, мол, не стоит его очернять, он был великим градостроителем и т.д.. Однако в китайских летописях прямо указано о явлении небывалой сверх новой и яркой звезды, которая появилась приблизительно в 5-4 году до нашей эры и светила ярчайшим светом 70 дней.
Мы знаем, что волхвы пришли на поклонение к Младенцу. Они видели необыкновенную звезду и шли на её свет. Удивительно, что в Иерусалиме никто звезду не видел! Не слепы же были там все жители! А Ирод, не дождавшись волхвов, приказал убить всех младенцев до двух лет. Зачем? Затем, что звезда – явление двухгодичной давности! Про неё уже все забыли. Но Ирод вспомнил. Он тоже, наверняка, узнал о пророчествах. Чтобы не ошибиться – он приказал убить всех младенцев, младше двух лет. Кроме того, самолётов тогда тоже не было. Древние учёные могли передвигаться пешком или разве что на верблюдах. И они должны были добраться до Дома хлеба – Вифлеема. Они тоже вышли заранее, ещё до Рождества Спасителя, ориентируясь лишь по звезде. Именно по ней они рассчитали свой путь и двигались по расчётам. Ирод же, избив младенцев, претерпел, как чаще всего указывают, ужасную гангрену и скончался. Таким образом получается, что Господь родился несколько ранее 1 года нашей эры. Папа Иоанн 1 поручил монаху Дионисию Малому высчитать год Рождества Христова. Высчитанный год стал служить отсчётом новой эры. Но в расчёты вкралось несколько ошибок. Одна из них: у римлян не было нуля. Мы знаем только арабский ноль – «0». В Риме ноля не было, а отсчитывали десятками: Х = 10. Допустим, ХХ – это двадцать, пишется без ноля. Уже из-за одного этого у Дионисия Малого после 1-го года до нашей эры последовал сразу 1 год нашей эры. А следовательно, если уже есть 1-й год, сразу же начали отсчитываться дни второго.
Царь Ирод в исторических летописях – человек очень противоречивый. Его величают, как политика и строителя, обладателя роскошнейшего дворца… Однако он и палач своих троих сыновей и собственной жены Мариамны. Если человек казнил своих троих сыновей – вряд ли он пожалеет чужих.
Рождение Спасителя в промежутке 4 – 1 год до нашей эры и объясняет тот факт, что византийские историки называют годом казни – 31 год нашей эры.
Итак, мы выяснили, что Кириопасха истинная случается лишь 4 раза в годы Великого индиктиона. А день 7 апреля нового стиля – день совершенно особый для человечества. В этот день Господь сотворил мир. В этот день Господь воплотился во чреве Богородицы. В этот день Господь Бог воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. 25 марта – 7 апреля Господь всем христианам, всем «нам даровав живот вечный».