Петровы? Павловы? Христовы!

Обратим внимание на то, кому посвящены православные многодневные посты? Великий пост посвящён Господу. Успенский – Богородице. Рождественский – Господу и Богородице. И только один пост посвящён двум апостолам. И только двум. Почему?
Есть разные данные относительно кончины апостолов Петра и Павла: были убиенны в один день, в один день, но с промежутком в год, вообще в разные даты. Почему же тогда их память празднуется в один день?
В православии очень почитается день смерти. День памяти святого – это всегда его уход ко Господу. Смерть – не умирание, но всего лишь третье рождение (первое рождение – от матери, телесное; второе рождение от Духа – крещение; третье рождение или смерть – рождение в жизнь вечную). В знак траура носились не чёрные покровы, но белые. Белый плат – символ ухода человека к Богу. Это даже не знак траура, а знак прощания с тем, кто от земли родился в вечность. Так же, как мать, вынашивая дитя, всё внимание отдаёт ему, человек, живя земной жизнью, должен вынашивать свою душу. Именно потому земная жизнь так важна, так ценна для христианина!
Оба апостола отдали жизнь за Христа. Оба служили Господу. Хотя их происхождение и социальное положение были различны. Пётр – старше, а Павел – моложе. Пётр – бедный рыбак. Павел – образованнейший человек, который, кроме еврейского воспитания, испытал ещё и очень сильное греческое влияние. Пётр изначально был со Христом, со времён Христа – глава апостольской общины.. А Павел – был изначально гонителем Христа. Оба апостола — небезукоризненные, по-человечески проявляли слабость или вспыльчивость… Как и мы все, они — потомки Адама и Евы.
Именно потому, что они были людьми – они тоже совершали ошибки, спорили, не соглашались друг с другом.
Пётр проповедовал среди иудеев. Иудеи всегда очень строго относились к соблюдению иудейской обрядности. Павел же сразу по обращении ушёл проповедовать среди язычников. Во Христа крестилось много людей и среди иудеев, и среди язычников. В этом, казалось бы, благом факте скрывалась большая угроза для церкви. Иудеи требовали от новообращённых язычников непременного обрезания. Все христиане должны соблюдать Моисеев закон: «Не можете спастись, если не обрежетесь». Иудеи никогда не садились за общий стол с язычниками и не покупали себе мясо на общих рынках. Обращённые из язычников никак не желали примириться с иудейской обрядностью. Иудеев называли «Петровыми учениками», а язычников называли «Павловыми». Между «петровыми» и «павловыми» назревала большая распря. Непримиримый фанатизм одних и других едва не привёл церковь к расколу. В 50-51 г. христиане собрали в Иерусалиме собор. Павел приехал на Собор с Варнавой и греком Титом. Иудеи сразу же поставили условие: греку Титу обрезаться, ссылаясь на факт обрезания Христа. Павел принципиально воспротивился этому. Павлу пришлось доказывать, что в своём благовествовании он ничего не прибавил к тому, что говорил Христос и не убавил; он ничем не исказил ученье Христа. Обрезание же является исключительно иудейским обычаем и потому не может быть условием спасения для христианина. Нужно соблюдать Заповеди Божьи, а не внешнюю обрядность. Внешняя обрядность не может быть главной. Кроме того, у каждого человека есть свобода. Как обращённые евреи, так и обращённые язычники спасаются одной только благодатью Иисуса Христа.
Пётр понял правоту Павла. В самом деле, христианство так и осталось бы иудейской сектой, недоступной для мира, если бы апостолы не вняли речам Павла.
Была и другая проблема, опять же связанная с внешней обрядовостью. Иудеи не принимали в пищу кровь, «удавленину» (дичь, попавшую в силки), не ели мясо «нечистых» животных. Из-за этого установленные «трапезы любви» – агапы были совершенно не реальны для всех христиан. Павел предложил не запрещать, но просто воздерживаться от употребления данной пищи. И вовсе не от того, что она «нечистая», а лишь для того, чтобы не смущать совесть других людей. Идолы – ничто. Но главное: «Не ищи своего, но пользу другого». «Всё позволительно, но не всё назидает». Против строгого запрета на языческую пищу Павел возражал, потому что у обращённых язычников рвались бы родственные связи, и воцерковление проходило очень жертвенно. «Зачем принуждать язычников иудействовать?»
Блуд у язычников был явлением обычным, житейским, естественным, как принятие пищи и питья. Павлу пришлось немало потрудиться, чтобы приучить обращённых язычников к иным нормам морали, борясь против распущенности и многожёнства.
На соборе были приняты постановления об объединении во Христе христиан-«язычников» и христиан-«иудеев». Однако в жизни всё было не так легко, как на бумаге. Пётр искренне перестал сомневаться в вере новообращённых язычников… за что и подвергся очень сильным нападкам со стороны иудеев. И смалодушничал, отступил, перестал общаться с христианами-неиудеями. Павел обиделся на Петра и очень гневно (не сравнимо с тем, как это сделал Христос!) обличил его. Казалось… распри не угаснут. Христианская церковь была под угрозой. Неожиданно ссорам пришёл конец: император Нерон начал жестокие гонения на христиан и казнил обоих апостолов. В один ли день, в разные дни, с промежутком в год – не столь важно. Только теперь христиане увидели, что оба апостола и их последователи делали одно дело… что оба апостола были ХРИСТОВЫМИ, Божьими детьми. Вдруг явила себя правда: какие мелочи занимали умы христиан до сих пор! Обрезание или нет… есть ли мясо из силков или нет… Да ведь не это важно в вере Христовой!
Дело апостолов и смерть сделали их равными и уравняли всех последователей. Потому в память о примирении, в память об объединении церкви и положили праздновать день святых апостолов Петра и Павла в один день. День 12 июля стал как бы вторым рождением или крещением церкви. Все члены церкви христовой благодатью Духа Святого объединились. Не было больше «петровых» и «павловых», не было больше «иудеев» и «язычников» — были христиане! «Несть ни эллина, ни иудея»… Пост, предшествующий празднику, был посвящён этой единой, неделимой церкви, братской и сестринской любви. Потому по традиции в день первоверховных апостолов Петра и Павла причащались все.
В чём надлежит христианам особо упражняться в петровском посту? В любви, единении, дружбе, в умении отсевать зёрна от плевел и видеть суть – соль православия. Значение Петровского поста для каждого христианина и для церкви в целом очень велико. Это не просто «нестрогий пост, когда можно мирянам есть рыбу». Не будем вновь возвращаться «к зайцам из силков». Петровский пост – это пост единения всех христиан в «духе апостола любви Иоанна».