РАСПЯТ – ВОСКРЕС –
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

Уроки веры №6 2018

В 1936 году в Варшаве профессор Михаил Александрович Таубе, уроженец города Павловска Российской империи, историк и юрист, опубликовал свою новую книгу. Книга «Аграфа» — незаписанные слова Господни. Как юрист, историк, Михаил Александрович изучал труды древности. Как верующий человек, он знал Писание. Его очень привлекали послания апостолов. В результате ему удалось восстановить некоторые изречения Христа, которые не вошли в Четвероевангелие, но сохранились в трудах апостольских. В 2007 году Крутицкое подворье, Москва, Общество любителей церковной истории выпустило в свет вышеназванную книгу. Хотелось бы познакомить читателя с собранными в ней выражениями Христа, сопроводив некоторыми рассуждениями.

  • Носите бремена друг друга. (Гал.6:2) (5)
  • Солнце да не зайдёт над гневом вашим. (Еф.4:26) (7)
  • Любовь покрывает множество грехов. (1 Петра 4гл:8) (9)
  • Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. (Рим.12:15)
  • Духом пламенейте. (Рим.12:11)
  • Утешайтесь надеждой, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны. (Рим.12:12)
  • Кто огорчает дух брата своего, повинен величайшем грехе. (17)
  • Горе имеющим и лицемерно ещё берущим или могущим сами себе помочь и желающими брать от других; ибо каждый даст ответ Господу
  • Богу в день суда. (19)
  • Где кто один, там я с ним есть. (26)
  • Но где скорби, туда и поспешает врач. (27)
  • Глаголавший во пророках – Я есть. (33)
  • Три заповеди: надежда жизни – правда – любовь. (34)
  • Блаженны сокрушающиеся о погибели неверных. (35)
  • Как вы помогаете, так помогут вам. (36)
  • И за каждое доброе слово, которое они не скажут, дадут они ответ в день суда. (37)
  • Поститесь за гонящих вас. (65)
  • /Когда придёт Царствие Божие?/ — Когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее, и мужское по отношению к женскому не как мужское и женское. (67)


Здесь хочется отвлечься на небольшое рассуждение. Выше было приведено изречение Спасителя: « Где кто один, там и Я с ним есть». Мысль единения очень важна. Господь везде подчёркивает, что люди должны быть едины. Человечество должно уподобить себя образу Троицы. А Троица – в единстве. Бог не один! Троица единосущная и нераздельная. Такими же нераздельными должны быть люди. Для этого Господь даровал людям любовь, дружбу, кровное родство. Именно эти чувства уподобляют нас Троице. Семья, дружба, связь со своим родом помогают нам обожиться. Собственно говоря, без сих чувств мы не можем стать Божьими детьми, обожиться, уподобиться Богу. Христос так болеет сердцем за каждого человека, что вообще не может допустить нашего одиночества. С самого начала Бог сказал: плохо человеку быть одному. И с тех пор Господь неизменно с тем, кто один. И уже не один человек – а двое: человек и Бог. И значит, спасение будет!
Невозможно утвердить Царствие Небесное неким разобщённым индивидам. Царство Божие может прийти лишь туда, где единство!
В каждом человеке есть Божие дыхание. Божья искра сокрыта даже в последнем грешнике. И потому: «И Царство Небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет.
Посему хулится имя Моё. Из-за чего хулится? И-за того, что вы не делаете того, что я Желаю».
Обратим внимание на это высказывание. Мы именуем себя христианами, православными. Но очень часто наша жизнь далека от идеала. И получается, что каждый может сказать: «Вот они, эти христиане! Вон каковы православные!» Имя христианина произнесут не с восхищением, а с порицаниме. И этим уже похулится имя Христово! Как мы будем отвечать за эту хулу на Христа на Страшном суде? Ведь опорочено имя Христа по нашей вине!
«На чём найду вас, на том и судить буду».
«Никто не достигнет Царствия Небесного без искушения».
«Муж неисушённый не испытан [Богом]».
Поразмышляем над этими словами. Тёмные силы, богохульные люди не оставят вас в покое, если вы исповедуете Христа. Конечно, у вас начнутся проблемы. Как мы ведём себя в трудной ситуации? Желаем ли остаться с Богом, не смотря ни на что: Или хотим отойти от Христа? Вот, собственно говоря, этот экзамен и есть то, что мы именуем искушением. Но как же нам устоять? На это дадут ответ следующие слова Христа:
«Слабое спасается сильным».
«Будьте милостивыми, чтобы быть помилованными».
Тайна Моя Мне и сынам дома Моего.
«Даже если вы будете собраны на лоне Моём, а заповедей Моих не исполните, то Я отвергну вас и скажу вам: отойдите от меня, делающие беззаконие!» (25)
Стоит особо остановиться и на этих словах Христа. Собранные на лоне – собранные на груди. То есть даже если мы будем находиться на груди у Христа, наша вера, мёртвая без дел, нас не спасёт. Господь отвергнет нас, не смотря на нашу веру в Него и любовь к Нему. Ведь истинно любящий старается следовать тому, кого любит. А чем отличалась жизнь Христа на земле? Добрыми делами! Христос жалел и любил каждого несчастного. В Евангелиях немало примеров, когда Господь не велит что-то делать. Допустим, рассказывать о чудесном исцелении. А исцелённый, несмотря на просьбу Христа, идёт и рассказывает. Знал ли Господь, что сей человек Его не послушает? Конечно, знал! Но исцелил! Поскольку Он так делает доселе – и нам так делать нужно. Вера должна доказываться делами. А единственное дело – сеять добро!
Обычно принято верующими смотреть на Четвероевангелие, как на первоисточник. Это неграмотное представление. Оно происходит от незнания. Наше Четвероевангелие имело своих предшественников. Во-первых, оно переведено на церковно-славянский. Перевод — это уже не первоисточник! Переводчики переводили с других книг. Но эти книги были во множестве. Не существовало единственной Библии. М.А. Таубе сопоставляет наше Четероевангелие с Египетским Священным писанием – Египетскими логиями. Интересно сравнение таких фраз: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы…» (Матф.5:14) Египетские Логии дают боле обширную цитату, имеющую куда большую смысловую нагрузку: «Не может ни пасть, ни укрыться город, стоящий на верху горы и укреплённый.» (61)
Город не может укрыться, но не может и пасть! Так и христианин, укреплённый Богом, человек, котрого Господь поднял на вершины духовной жизни, не имеет права стать падшим. Он обязан держаться на верху горы!
Интересен и диалог Христа с сухоруким, которого исцелил Господь. В нашем Четвероевангелии диалог опущен. Но вот Египетские Логии нам открывают суть разговора. Человек (Ев. от Матф; 12, 10), имеющий сухую руку, пришёл в субботу в храм и увидел там Господа. Что же делать ему? Желание спасти семью толкает человека на нарушение канона: он подходит к Господу и говорит Ему такие слова:
— Каменщиком я был, зарабатывал пропитание руками. Молю Тебя, Иисус, возврати мне здоровье, дабы мне постыдно не выпрашивать хлеба!
Каменщик потерял на тяжёлой работе здоровье. Как часто в жизни случается такое: человек, имеющий тяжёлую профессию, надрывает соё здоровье и оказывается уже не способным заработать себе и семье своей пропитание. Но просить милостыню постыдно! Горек хлеб подаяния. И потому, нарушив субботу, человек решился подойти ко Иисусу Христу. Вот почему, проверяя священников на человечность, Господь и спрашивает: что должно делать в субботу? Исцелить или нет? Но добро можно и нужно делать всегда!
В древние времена к знаниям относились, как к величайшей драгоценности. Именно поэтому в Евхаристических молитвах ( а Евхаристия есть благодарение) непременно благодарили за знания. Михаил Таубе приводит отрывок из древних Евхаристических молитв: «Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и знание, которые Ты дал нам познать через Иисуса Сына Твоего».
Период преследования науки в средневековье и затем реформация исказили христианство. Оно стало восприниматься миром, как культивирующее невежество, как врага науки. Реформация, по мнению Таубе, привела к возрождению фарисейства.
Мы часто говорим о догматах, воспринимая их как основу церковности. Догматы, подчёркивает М.А. Таубе, — это вспомогательное средство. Что же является первоначальным? Первоначальным и основным является жизнь! «Не каждый, говорящий Мне : «Господи! Господи!» — спасётся, а творящий праведность». (71)
Иными словами: человек должен в своей жизни поступать так, как поступал Христос, живя на земле. И это и есть вера истинная!