Дать обет – распространённая традиция на Руси. По обету могли строиться храмы. При создании таких храмов люди трудились бесплатно – «мзды не имаху». Всё должно быть трудовое и ничего дарового. Возводились такие церкви в один день, точнее в одни сутки – потому назывались обыденными. Обычно возводили их люди в дни моровых болезней, бедствий, при опасностях войн, в благодарность избавления от стихии… На земле мало согласия. Но обыденные храмы, созидаемые по обету в один день, общими усилиями – это согласие и в деле, и в мысли: «Не бяше тогда видети и слышати во граде и в весях татьбы и разбоя, лжи и клеветы, гнева и ярости, и обиды, и всякия злобы, но бяша любовь велия».
Обыденные храмы напоминали людям о догмате Святой Троицы – неслиянное и нераздельное единство. Единство здесь не есть подчинение. А неслиянность не есть рознь. Обыденные храмы – это храмы, воздвигнутые любовью. Ведь любовь возможна лишь там, где есть множество. Где один – быть любви невозможно. Это единодушие людей из краткого (всего в одни сутки) становится вечным. Не зря обыденные церкви называют «памятниками единодушия». Согласие и мир совершенно отметают частную греховность, существующую в каждом человеке. Святость общего дела очищает и «общего человека» — церковь. За один день или сутки выполнялась вся работа: рубили лес, очищали от сучьев брёвна, доставляли к месту стройки, возводили храм, освящали.
Примеры обыденных церквей – самая первая Десятинная обыденная церковь, построенная князем Владимиром в Киеве в 10 веке. А вот церковь Илии Обыденного в Москве – поистине пример любви и единодушия, победившие зло и безбожие. Церковь построена ещё при Василии Третьем. В храм всегда шли из Кремля при засухе крестным ходом. По другим свидетельствам церковь была возведена как обыденная после победы князя Пожарского над врагами – на этом месте князь молился пред иконами о победе и обещался отстроить храм. Возможно, что обе версии истинны, поскольку храм неоднократно перестраивался. Церковь должны были закрыть в 1930 году, но верующие отстояли храм. Затем последовала «безбожная пятилетка», которая заканчивалась в 1943 году. К этому времени должны быть закрыты все храмы и уничтожен последний священник. Дата взрыва храма Илии Обыденного была назначена на 22 июня 1941 года. Церковь стоит и до сих пор.
Кроме общих обетов, существовали и личные обыденные обеты. Но личными их можно было назвать лишь по одному признаку: обет совершался в помощь какому-то конкретному человеку. Вот, пожалуй, и всё личное. Ведь выполнить обыденный обет в одиночку было невозможно. Эти обеты были образцом удивительной любви друг ко другу – чего так не хватает нам!
Очень часто давались личные обеты женщинами. Поводов для этого в женской доле было и есть предостаточно! Опасно заболел ребёнок. И женщина дала обет испечь обыденный пирог (он был, естественно весом не в один килограмм) или соткать пелену для храма. Готовить заранее ничего нельзя. И использовать то, что уже приготовлено раньше, тоже нельзя. Таким образом, для изготовления, к примеру, пелены, нужно было лён истрепать, очесать, скатать кудели, спрясть их, сделать основу, выткать пелену, принести в храм и отдать священнику. В одиночку женщина за сутки едва бы дошла до пряжи. Избегая огласки, собирались несколько женщин вместе, распределяли работу. Встать нужно было до рассвета. День проходил в посте, молитве и труде до темна. Любовь друг ко другу, внимание к чужой беде укрепляли силы. А самое главное: Бог укреплял тех, кто трудился «за други своя».
Не могла девица выйти замуж. Годы идут, а она всё не встретит суженого. Собирались подруги и ткали к Покрову обыденную пелену. Относили в храм. За год всё и разрешалось. К следующему Покрову уж благодарили господа и Его Пречистую Матерь.
У кого-то муж заболел, на войну ушли сыновья либо мужья, у какой-то женщины нет детей… Обыденные обеты спасали: неслиянная и нераздельная любовь быстро доносила молитвы.
Обыденными полотенцами опоясывали себя, обносили село, повязывали на придорожные кресты или относили в храм.
У мужчин или у семьи в целом были другие обеты – например, срубить и поставить крест… Кроме обыденных были и многодневные обеты: откормить за год корову и отдать в храм, сходить в монастырь или даже в Иерусалим… Но многодневные обеты можно было исполнить и в одиночку. И только суточные обеты были истинными памятниками любви и единодушия.