Слово познается в молчании

Уроки веры №4 2018

Переводов слова «логос» — очень много: это слово, мысль, разум, знание… А вот слово «исихазм» переводят, как «молчание». Через молчание и созерцание монах-исихаст познаёт Бога.

Впрочем, никто бы Бога не познал, если бы Господь Сам не стремился к нам навстречу. Благодать Бога – предшествующая. Бог Сам вложил нам в души жажду Себя: жажду общения, познания. Как трогательно сказано в псалме: «имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому»… (Пс. 41
Поразительно, что иконы Спас – Благое Слово, Спас – Благое молчание, Ангел Предвечного Совета – очень похожи. Почему же образы слова, молчания и мысли в иконографии отображаются одинаково? И почему исихасты говорят, что только в молчании и созерцании можно познать истинный Разум и истинное Слово Бога?
Бог – живая Личность, которая имеет в Себе Жизнь и Премудрость не как свойство, а как ипостась – то есть сущность.
Когда мы говорим о человеке, то ум человека понимаем, как его свойство — как в русских сказках говорится: старший – умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак. При этом, когда мы судим об уме человека, как о свойстве данной личности, мы часто ошибаемся. Об этом нам тоже повествуют сказки: Иванушка-дурачок в конце концов оказывается самым умным. В свойствах человеческой личности не так легко и просто разобраться.
Ошибаясь даже в человеке, с трудом отличая умного от глупого, мы вообще бы не могли рассуждать о вещах, превосходящих нас. И лишь то, что Господь открывает нам, мы принимаем и можем осмыслить. Открыл нам Господь о Себе: Он есть Личность. И не свойства, а сама суть этой Личности есть Жизнь и Премудрость. Премудрость именуют Божественным Логосом. Божественный Логос, Божественный Ум именуют мирородный ум. Это как раз от того, что Высочайший Логос имеет Жизнь в Себе. В Божественной Мысли, в Божественном Слове уже заключена Жизнь, не как свойство, а как сама суть, сущность Ума. Сущность – это и есть ипостась.
Таким образом, Логос есть действующее начало, Логос есть Творец мира. Не Бог думает, не Бог живёт, а Сам Он есть и Мысль, и Слово, и Ум, и Действие, и Жизнь.
Всё тварное бытие, всё, что сотворено, есть как бы часть Бога. Потому мир причастен Богу. Но Бог и мир – не одно и то же. И не надо думать, что мир сделан из некой «части» Бога. Мир был сделан Богом из ничего. Не было никакой первоматерии, из которой Бог, как скульптор из гипса или глины, ваял бы мир. Тогда Бог не был бы Богом-Творцом и началом жизни. В этом случае Бог бы просто придал жизни некую форму, а сама жизнь, получается, существовала бы вне Бога и была бы Ему равна.
Есть два вида рассуждения о Боге: метод апофатический. Это метод отрицания: Бог непознаваем и потому о Нём нельзя человеку рассуждать. Но этот метод не позволит развиться вере. Какая вера в Бога, если рассуждать и мыслить о Боге нельзя? Как можно верить тому, о чём не смеет человек думать?
Другой метод – катафатический. Положительный. Человек может рассуждать и пытаться частично познавать Бога, но в той мере, в какой Бог позволит человеку. Каждому – мера своя. Но человек может говорить о Боге.
Часто мы рисуем себе такой образ Бога: мы Бога оскорбляем, Бог страдает, скорбит, плачет. Эти мысли в корне неправильные. Бог в таких наших мыслях – самый несчастный. Он вообще не может быть радостным. Он может только страдать, поскольку мы Его ежесекундно чем-нибудь оскорбляем. Тот, кто страдает – существо беспомощное. А в Его селениях «несть ни печаль, ни болезнь, ни воздыхание». Получается, что Бог постоянно страдает из-за человечества, но человечеству готовит радостные селения. Это неправильная картина мира и неправильное представление о Боге!
Бог на самом деле бесстрастен. Одна из причин принятия человеческой плоти Богочеловеком, чтобы показать людям, что можно быть честным, даже имея уязвимую человеческую плоть и уязвимую человеческую душу.
Началом миру послужила Божья воля, Божье желание. Бог так захотел. Мир не был необходим Богу. Божий Совет, Троица, Предвечный Совет трёх ипостасей Бога так решил: сотворить мир. Высшая цель Божьего Промысла – обожение твари. Что это такое? Из Бога вышел мир. И должен к Богу вернуться. Путь к Богу – это и есть путь Истины для каждого существа в мире. А что такое Суд Божий? Это сила, направляющая тех, кто уклоняется от Истины.
Мировой Логос источает энергии – маленькие логосы. Это Божьи идеи, которые становятся реальными живыми существами. Весь мир поэтому представляют в виде круга. Божественный Логос – это центр бытия. А от этого центра расходится множество радиусов. Все они выходят из одной точки — и расширяют круг. На этих радиусах-идеях держится и существует весь наш мир. Различные комбинации логосов-идей и образуют тварный мир.
Заметим, что чем плотнее логос, чем плотнее мысль, тем плотнее материя. Чем сложнее логос, тем более сложное тварное существо происходит из него. Почему для нас Бог непознаваем? Мы можем познать лишь то, что сложно. Сложное мы расщепляем в своём рассудке на более простое. Так построена наука: молекула, атом, расщепление атома… Когда мы доходим до простых вещей, которые нельзя разложить – мы их не можем постигнуть.
Исходя из этого, можем мыслить так… Реальный мир – это плотная идея. Уплотнение мысли даёт осязаемую материю. Как правило, она сложна и мы можем в своих исследованиях разлагать материю на простые составляющие. Что мы и именуем наукой. Но вот ангельский мир – это материя менее плотная. Она настолько тонка, что мы не можем её ни пощупать, ни разложить на простые составляющие. Ангелы по сравнению с нами менее плотны. Мы даже говорим, что они – бесплотны, хотя это неверно. Бесплотным сотворённое быть просто не может. Лёгкая материя для нас мало познаваема. Далее можно продолжить мысль так: Бог ещё более прост и не имеет плоти. Потому Бог для нас непознаваем. То, что просто и легко — нельзя пощупать, нельзя разложить на простые составляющие. Бесплотное и простое начало источает из Себя энергии – мысли, слова. Слово есть принявшая реальность мысль. Потому Словом сотворялся мир. Второе Лицо Троицы – Бог Слово – это действующее начало мирового Логоса. Второе Лицо Троицы имеет Божественночеловеческую плоть.
Когда верующие люди говорят, что Бога познать нельзя – это не для того, чтобы заморочить атеистам голову: дескать, не приставайте, а просто верьте. Простое и бесконечное, неплотное нам не познать. Потому нам так и близок Христос. Божественную Его сущность мы так же не можем познать. Но как близко чувствуем мы Христа, от того, что Он, как и мы, жаждал, алкал, уставал, скорбел, огорчался, тосковал…
Постигая отдельные логосы, мы можем продвигаться к центру круга – к Божественному Логосу. До центра нам не дойти. А насколько далеко мы продвинемся внутри круга – всё от воли Божьей и нашего желания. Бог понемногу открывает Себя тем, кто жаждет Его, как олень после бега желает прийти к водопою.
Весь вещественный мир очень сложен, плотен, и он со временем распадается на более простые единицы. Тело Богочеловека было лёгким. Потому Бог мог идти по воде, проходить сквозь стены, менять Свой образ (вспомним, идущие Лука и Клеопа не узнали Его, встретив по дороге в Емаус). Мы можем сделать вывод: наша чистая вера уменьшает плотность материи. И человек может идти по воде, перемещаться в пространстве. Грех, а грех прежде всего мыслен! – очень уплотняет вещество. То есть чистая мысль более легка, по сравнению с греховной. Потому, как только в голове апостола Петра зародились мысли-сомнения, а в душе родились негативные эмоции, чувство страха (а чувства есть энергия) – Пётр стал тонуть. В принципе, если бы наша мысль шла бы в этом направлении, мы бы, с Божьей помощью, смогли бы разобраться в закономерностях плотности тела. По степени усложнения материя становится более плотной, а Бог – простое первоначало и потому для нас непостижим.
Те, кто отвращается от Бога, вообще могут уйти в небытие. Здесь парадокс: лёгкая и простая материя имеет вечность, а та, что усложняется и уплотняется – уничтожается. И даже самоуничтожается.
На человека изливается поток Божьей Благодати. А из человека эта Благодать должна изливаться в мир. Таким образом, вовсе не для красного словца говорится, что мир по вине человека страдает. Человек — связующее звено для всей вселенной. Человек сам отошёл от Бога, перекрыл путь Божьей благодати и оставил без неё весь мир, потому что человек – главный «канал передачи» Божественных благодатных энергий. Недополучая их, мир страждет. Таким образом, зло есть либо недостаток энергии, либо неправильное её движение и использование. Да, мы имеем Божью энергию в виде своей жизни. Но как используем свою жизнь? Потому человек виновен в страданиях мира. И мир становится всё более негармоничным. Всё больше природных катаклизмов, нарушился порядок в природе. Мы сами страдаем от снега в июне или жары зимою, но ищем виновного где-то на стороне.
Изначально первородный грех заключал в себе неправильное движение. Человек вдруг отвернулся от истинного источника благодати и в чём-то тварном стал искать жизненные силы. В этом первородном грехе мы пребываем и до сих пор, постоянно уклоняясь от Бога к чему-то, на наш взгляд, более реальному, а на самом деле – более призрачному. Это ещё один парадокс, с которым мы встречаемся. То, что кажется нам реальным и незыблемым, опорой жизни, на самом деле есть совершенно ненадёжное. Человек всегда предпочитал синицу в руке, нежели журавля в небе. А оказывается, что песчинка из иного мира удержит нас и укрепит наш фундамент более, нежели огромный камень из мира реального.
Мы говорим: Бог наказал. Но Бог вообще никого не наказывает. Наказываем мы себя сами, выбирая грех, зло. А грех и зло, как мы уже выяснили, это есть неправильное движение энергии.
Вечные Мысли Бога о мире именуют Божьим Советом, Предвечным Советом. Все вещи, существующие в мире, Бог прежде созерцал в своём уме. Тот прообраз мира, который был задуман Богом, является идеалом, нормой, заданием для тварных существ.
Даже если тварь сумеет обожиться, напитаться Божьими энергиями, всё равно мир не сольётся с Богом. Однако Бог замыслил мир не на время, а навечно: «Утверди Вселенную, яже не подвижется». Просто в вечности останутся те, кто хотел и принял Божью помощь. Даже в огненном Апокалипсисе мир не исчезнет, но обновится. Потому и говорят святые учители, что Божественная воля, призвавшая мир к бытию, непреложна и вечна.
Рождение Бога Сына и исхождение Бога Духа Святаго не зависят от воли Божьей. Бог так существует. А вот существование мира и человека случилось по Божьему хотению. Боговоплощение – так же решение Предвечного Совета. Многие святые говорят, что даже если бы человек и не согрешил против Бога, Боговоплощение совершилось бы всё равно. Только бы Оно не носило трагический характер крестных страданий и смерти. Приход Бога к людям был необходим Богу изначально. Так пожелал Бог.
Итак, подведём итоги сказанного выше. Мир родился от Божьего желания. Но мир не «сделан» из Бога. Бог нематериален. Бог соединяется с миром через Божественные энергии. Судьба мира вверена человеку. Насколько пожелает человек быть «каналом передачи» жизненной энергии Бога, настолько мир тварный будет счастлив.
Мы постоянно стараемся соединить человека и Бога, забывая, что лишь Бог мог пожелать стать Человеком и стал. А мы, сколько бы не желали стать Богом, не станем Им. И потому ересь и нарушение канона — икона «Предвечный Совет и Богородица». На иконе изображён Бог Отец, что уже является ересью. Много раз говорили, что старинные иконы, изображающие седовласого старца – иконы БОГА СЫНА, а вовсе не Бога Отца! Это Предвечный Бог Сын. Изображение в виде старца как бы говорило, что Бог Сын – предвечен, был всегда, и Его история началась не с Рождества в Вифлееме. По ошибке эту икону нарекли Богом Отцом. И она продолжает своё существование до сих пор. Но Бога Отца изображать нельзя.
На иконе «Предвечный Совет и Богородица» изображены все три Лица Троицы. А за троном Бога Отца изображена стоящая Богородица. Не забудем, что Матерь Божия – лучшая из людей. Господь превознёс её Славу превыше ангельской и архангельской. Таково было желание Бога. Однако же это не поменяло природу Девы Марии. Она – человек. И человеком останется. Как и весь сонм святых. Когда на иконе изображена Матерь Божия, предстоящая у Престола и молящая о людях Бога Сына – это икона верная. Но когда Дева Мария стоит за троном Бога Отца и возвышается над Ним – это ересь.
Сын и Дух имеют начало от Отца. Как говорят: «Ум без Духа и Слова никогда не бывает». Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Это обещание дано нам Самим Богом. Бог уже захотел этого. Но сбудется ли сие – зависит от нашего хотения.
Познают маленькую часть божественного мира великие святые, монахи-исихасты. Они не мудрствуют сами. Им Бог открывает Себя: те крупицы знаний, которые исихасты принимают в молчании, безмолвии и благоговении, передаются и нам. Слово Бога познаётся через молчание человека.