«Взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19);
«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!”» (Гал.4:6)
Хлебный крест, символ Христа.
Можно ли полюбить умом? Конечно, вы можете себя уговорить смириться: надо любить это дело…или этого человека… Но вы не любите по-настоящему. Потому что рассудок, работа головы не имеет тепла сердечных чувств. Это не любовь. Вот почему многие верующие, пришедшие в храм благодаря рассуждениям, что «что-то всё-таки там есть», обычно вскоре из храма уходят. А дальше… Они или вернутся в церковь, когда откроется им любовь к Богу, или останутся атеистами.
То же происходит и с молитвой. Мы можем рассудком заставлять себя молиться. И тогда мы воспринимаем молитву, как работу, от которой устаём. И это так и есть. Для нас молитва – работа. И от неё можно и естественно уставать. Но когда сердце просит молиться Богу, а такие состояния бывают у каждого, даже самого нерадивого христианина, мы не замечаем времени. Молитва льётся сама. И молиться нам сладко.
Святоотеческая традиция нам напоминает слова Господни: Царствие Божие внутрь вас есть – в сердце. Если наше сердце испытывает добрые чувства, то в сердце Бог. И наоборот: в злом сердце поселяется диавол.
Сохранять сердце помогает ум. Ум – это стражник сердца, который призван вовремя остановить человека. Посредством ума и внимания мы очищаем сердце, прислушиваемся к нему, присматриваемся.
Сердце не безразмерно. Оно не может быть необъятным и вместить в себя громадное количество впечатлений. Поэтому ум обязан все впечатления просеивать, обдумывать, отпускать.
Сердечный человек – это наш внутренний человек. Это не просто эмоции, чувства. Это самая глубина человека, его стержень. Сердцем человек способен обнимать весь мир и вмещать в себя Бога. Сердце есть центральность человека. Сердце нужно, как поле, вскапывать, пропалывать, убирать сорняки страстей, поливать благодатью. Чистое сердце способно к Богообщению. Рассудок не всё может объять и более привязан к земному, логике. Поэтому для него требуется много доказательств, ему многое непонятно…то, что легко постигается сердцем. Предание говорит нам, что тот Божественный огонь, который мы получаем при жизни на земле в виде Причастия, схождения благодати Духа Святаго, именно он при втором пришествии начнёт собирать и восставлять истлевшее тело. Поэтому сердце – орудие воскресения. Если бы сердце не вмещало в себя Божественный огонь, то восстановление истлевших членов тела было бы невозможным.
Говорят, что тайна христианина в молитве. Христианами мы становимся тогда, когда начинаем молиться, то есть, разговаривать с Богом. Но этот разговор никак иначе невозможен, кроме как через сердце. Наш рассудок не вмещает Бога, а наш голос, извлекаемый из голосовых связок, – он бессилен докричаться до Божественной высоты, сколько бы мы не кричали. Связь и разговор с Богом идёт только через человеческое сердце.
Мы говорим, что православие без мистики невозможно. И в то же время слово «мистика» у православных часто имеет негативный окрас. Как тут разобраться? Да, сам факт воскресения тела – мистический. Но только тогда мистика не уведёт нас к заблуждениям, когда в сердце Бог. Православные старцы говорят, что внимание во время молитвы должно быть сосредоточено исключительно на сердце. Незаметное для нас перемещение внимания или вообще его отсутствие и вызывает всякого рода прелести и мечты.
Монахи-исихасты утверждали, что дух помещается в человеке в верхней части его сердца. Именно на верхней части сердца они и концентрировали внимание при молитве. Разговор духа с Духом – человека с Богом. Исихасты подчеркивают, что восточные практики рекомендуют сосредоточить внимание на пупке – как центре человеческого тела. Но как мы знаем из практики: центр не всегда совпадает с золотым сечением. Сердце можно сравнить с золотым сечением человека. А вот сам центр тела – он может стать обиталищем змия. Монахи об этом знают. И перемещают внимание на пупок в том случае, если требуется изгнать злого духа. Исихасты учатся входить в сердце, погружаться в него. И через сердце идёт разговор с Богом.
Именно сердце даёт человеку полное внимание и полное сознание происходящего. Исихасты советуют: сосредоточься во время молитвы на месте, где сердце твоё. Соединение ума и сердца даёт истинную силу человеку. Грехопадение повредило связь между умом и сердцем. Соединение их восстанавливает человека. Но в этом объединении главенствует сердце. Если мы дадим первенство уму, ум не будет способен распознать, где влияние божественной благодати, а где на нас воздействуют лукавые духи.
Что же такое: духовный путь человека к Богу? Это путь очищения сердца от греховных побуждений, мыслей и чувств. При этом нужно понимать, что «насос», как говорим мы о сердце, есть орудие духа. Не сама сердечная плоть есть дух и Божья благодать. Как и наш головной мозг – он есть только орудие рассуждения, но не сам человеческий рассудок. Ум и сердечные чувства есть нечто высшее, что осталось нам от прошлого нашего состояния, которое человек имел до грехопадения. Атеисты, как вы объясните наличие у человека ума, совести, доброты? Ведь это куда более высшая сфера, нежели телесный головной мозг или «насос». А есть ли разница между умом и рассудком? Да, есть. Но о разнице ума и рассудка поговорим позже.
В сердце находится внутренний человек. Если мы, следуя науке, говорим, что орган ума – это мозг, то по Священному писанию орган ума – это тоже сердце. Именно оно подсказывает нам правильные мысли. Все духовные воздействия оказывают так же прежде всего влияние на сердце.
Интересно, что внутренние перегородки сердца представляют из себя крест. Сердечный крест из сердечных перегородок выглядит так, как выглядит крест, который в древности называли «хлебный крест». Вообще круглый хлеб всегда надрезали крестообразно. И говорили, что Христос есть круг. Он всё в Себе замыкает. «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63: 7). Действительно глубоко! Если мы носим в нашем сердце крест и Господа! Хлебный крест, крестообразно надрезанная булка хлеба испокон веку считались символами Христа.
Сердце первым формируется у зародыша человека, как бы руководя в дальнейшем развитием эмбриона. Вы только вдумайтесь в названия его частей: митральный клапан (от слова «митра»), коронарные сосуды (корона). Сердце сосредотачивает в себе символы духовной и мирской власти: корона и митра. Сердце действует в нас всю жизнь, без отдыха. Потому что дух не может «отдыхать». Сердце – самодвижущееся. А как мы называем одну из высших ступеней молитвы? Тоже самодвижущейся, непрерывной. Самодвижна и душа. Она приводит в действие жизненные силы человеческого тела и саму себя, черпая жизнь исключительно в Божественных энергиях. Ведь нет у нас ни одного органа, который бы делал душу живой. Напротив, она нас делает живыми. Словом «душа» именовали раньше человека. Эти слова были синонимами. Потому что без души человек мёртв. Не случайно о человеке, закопавшем в глубине себя душу, мы говорим: бездушный, пустой, одна оболочка в виде человеческого тела.
Пока не созрело для решения наше сердце, мы не можем определиться в своих поступках. Сердце освобождает в нас свободу, данную Богом, но пребывающую зачастую в узах, пока их не разорвёт наше сердце.
А вот теперь вспомним, что разницу между умом и рассудком определяют так: ум может постигать надмирное, нетварное. Рассудок постигает только земное. Так вот почему источником ума и является сердце, а не головной мозг! Ясно, что у высокодуховных личностей рассудок полностью подчинён уму. И в этом причина, что гений и злодейство, как известно, вещи несовместимые. Гениальность – одно из проявлений ума. А ум имеет духовное начало. Злодейство же чисто рассудочно и не отрывается от земных проблем, которые разрешает с помощью жестокостей и гнусностей. Ум остаётся бесстрастным. Страстен рассудок. Именно рассудок горд. Ум не может быть гордым, ибо понимает, что зависим от горнего, вышнего, божественного. Атеизм так же истекает из рассудочности. Рассудок не может оторваться от земного. Поэтому любой атеист – это человек неумный, с повреждённым или неразвитым умом. Хотя его рассудочность и формальные знания могут быть весьма большими, так что он даже может снискать степени и звания доктора наук, профессора…Рассудок приземлён. Ум возносится вверх. И даёт ему на это силы человеческое сердце. Любой материалист – рассудочный человек, ум которого остался в стадии зародыша. Вот почему зачастую образованным атеистам очень трудно даётся познание Бога. Но сердце отверзает дорогу уму.
Любой человек обладает личностным началом. Как и ангелы. И диавол тоже личность. Но… у одних личность развивается, растёт, совершенствуется, мужает. В других – нет. Диавол – самый первый рационалист и материалист, который попытался через материальное достичь вершин духовного Божества, что невозможно: личность развитая – это всегда подобие Божие. Этому разрешению «верхних» проблем через земное и материальное, он стал учить и человека: съешьте яблоко… станете, как Бог. И человек поддался искушению: можно легко получить нематериальное и горнее через тварную материю. Человек в это поверил… И многие верят до сих пор.
Рационализм толкает человека искать бессмертия. Ему страшно умирать, ибо он уверен, что станет после смерти ничем, исчезнет. Поэтому – жизнь земная любой ценой. Человек верующий понимает, что Христос обязал смерть служить нам переходом в жизнь иную. У смерти не было такого служения до воскресения Христа. Теперь та, которая похищала жизнь, служит всего лишь мостиком между жизнью и жизнью.
Вот почему православные врачи выступают против пересадки сердца: сердце изымают живое, бьющееся, после прекращения деятельности мозга. Врачи-атеисты говорят, что после смерти мозга гибнет личность. Христиане говорят, что смерть наступает только после остановки сердца. Именно поэтому пересадка сердца по христианским канонам недопустима. Пока сердце бьётся – человек жив, ибо личность сосредоточена не в голове, а в сердце. И изъятие живого сердца является убийством. Ну, а сердце мёртвое пересаживать ни к чему. Оно уже не пригодно для трансплантации. Соглашаясь на пересадку сердца, мы требуем убийства: изъятие бьющегося сердца другого человека.
Если кому не знакомо это предание, то повторю известную историю. К Амвросию Оптинскому пришёл человек, который не верил в бесов. На что ему старец ответил:
Но как в них можно не верить? Ведь Господь послал их в свиней.
Так это же иносказательно!
Значит, и свиньи иносказательны! А если есть свиньи реальные, то есть и бесы!
Нам очень трудно поверить, что есть духовный мир, есть ангелы, есть бесы, есть святые люди, которые общаются с Богом. Рассудок наш нам говорит: это выдумка, сказка, этого нет. И человек будет уверен в этом до тех пор, пока не пробудится его пытливый ум. Не для того ли Господь и отправил невидимых бесов в стадо реальных свиней, чтобы люди воочию убедились в действии враждебной человеку силы? Но люди и в этом случае не захотели думать. Они просто сказали Господу: Ты лучше отойди и не буди наш ум. Нам вполне хватает нашего рассудка.
Вот почему так трудно убеждать атеиста. Ведь разбираясь в делах житейских, хорошо владея земной наукой, он ощущает себя по-настоящему образованным, знающим и непогрешимым. И потому горд. Он не осознаёт младенческое состояние своего ума.
Академик И. П. Павлов ответил однажды на вопрос: «Как же это всемирно известный ученый может верить в Бога?» -так: «Когда я изучаю кровь человека, не то что верующим, а даже святым можно стать». https://pravoslavie.ru/42493.html
Врачи, уподобившиеся Фаусту, заключившему сделку с диаволом, ради знаний, усердно трудясь, разрабатывают искусственное сердце. Но способно ли оно поддержать жизнь души, личности в человеке? Или личность погибла, когда остановилось родное сердце? А нужен ли человеческому обществу человек-неличность? Подобные трудные вопросы вообще не будут возникать, если человек развивает своё сердце, молится, общается с Богом. Тогда он не будет выдумывать, как ему любой ценой, даже ценой жизни двух людей – донора и его собственного внутреннего человека, не оставить на земле свою внешнюю пустую оболочку, которая всё равно рано или поздно будет уничтожена разложением и тлением. Да, жизнь – величайший дар. Но жизнь не заканчивается на земле. Когда мы откроем двери своего сердца Христу и сделаем сердце домом Божиим, многое сложное станет для нас простым и лёгким, а то, что казалось сверхнужным, абсолютно бесполезным.
Поселите Христа в своём сердце. Как ждём мы утреннюю звезду и рассвет, так ждёт наше сердце Бога.