Как “легко” разбираться в истории, оценивая правильность тех или иных действий, высказываний, поступков… И как сложно разобраться в той жизни, в которой живёшь…
Так вот и мы судим и высказываем свои мнения: почему Иоанн Креститель усомнился в Иисусе Христе? Ведь послал своих учеников спросить: Ты ли это? К этому времени Иоанн уже был в темнице; то есть, уже совершил Крещение Христа.
Усомнился или нет – мы не знаем. А если усомнился, то, опять же, почему? Ответ знает только Бог и сам Иоанн. Но вопрос мучает нас, ибо читаем Евангелие и ежедневно задумываемся над страницами святой книги.
Не претендуя на безусловную истину – вот несколько мнений, существующих в православии. Задумываться и осмысливать происшедшее когда-то – это не грех. Возможно, мы найдём в сих рассуждениях что-то полезное.
Положа руку на сердце, мы должны сказать, что знаем об Иоанне Крестителе очень мало. Марию и Елисавету называют то сёстрами, то племянницей и тётей. Следовательно, степень земного родства между Иисусом и Иоанном мы точно не знаем. Почему они общались при Крещении, как люди чужие? Очевидно, потому что Иоанн вырос в пустыне и мало общался со своими родичами.
Евангелие говорит, что, уже находясь в темнице, то есть после крещения Господа, Иоанн вдруг посылает к Иисусу Христу своих учеников, чтобы спросить: Ты ли это или нам ждать другого? Но как же так? Ведь во время Крещения Иоанн говорил: мне ли Тебя крестить? Видел Духа Святаго и слышал глас с Небес… Или не понял, как и другие, стоявшие недалеко и принявшие глас Божий за гром?
Иоанн Креститель вполне мог усомниться. И все почти тогда сомневались. Иудеи ждали Мессию. Но иудеи были довольно жёстки по своему воспитанию. И сам Иоанн Креститель был не мягкого нрава. Иудеи ждали от Мессии какого-то немедленного, решительного движения событий, коренного изменения жизни. Во всяком случае власть Рима должна пасть.
Иудеи ждали такого Мессию, который поведёт их и покорит мир. Однако, ничего особенного не происходит. Более того, Христос то говорит, что Царство Божье уже наступило, то говорит, что оно вот-вот придёт, то говорит, что оно будет нескоро. Что же, не знает, о чём говорит? Как раз знает! Знает, что приход Царства Божьего зависит от людей. Открываются Богу человеческие сердца – и Царство Божье рядом. Или совсем приходит – как на Хлебной горе, как при воскресении сына вдовы или Лазаря… Отворачиваются люди от Бога и Царство Божье отдаляется от человечества.
Но иудеям всё это было не интересно. Тот, Кого назвали они Мессией, перестал их удовлетворять.
Возможно, и Иоанн Креститель надеялся, что двери темницы его отопрутся. Если здесь Господь, то Иоанн будет спасён. Но двери темницы были закрыты. Согласимся: это самый больной вопрос и в нашей жизни. Мы уверены, что если Господь рядом, то мы или близкий человек непременно выздоровеет, не умрёт, не останется калекой, муж и отец не бросит жену и детей… Но чуда не происходит, увы. Человеческому уму это не понять. И мы теряем веру, не чувствуя рядом Бога.
Есть ещё одна тонкость, о которой нам трудно рассуждать. Ученики Христа в те опасные дни остались невредимы. Господь говорит об этом: все, кого Ты мне дал, не погибли. А вот Иоанн погиб. Не был учеником Христа? Что-то особое лежало в основе его учения, что не дало объединиться Иоанновым и Христовым? Крестил Иоанн, крестили ученики Христа. Но они не объединялись. Очевидно, были какие-то противоречия? Или была другая причина?
Многие исследователи предполагают, что Иоанн Креститель, во младенчестве оставшийся сиротой, был воспитан ессейской общиной в Кумране. Ессеи совершали обряды омовения-крещения. Жили замкнуто, аскетично. Считали, что безбрачие выше брака и потому не имели семей. Для продолжения своей общины они брали детей на воспитание, которые относились к своим приёмным отцам с великим почтением. Ессеи яростно боролись с эллинизмом, который быстро распространился по миру благодаря завоеваниям Александра Македонского. Ессеи считали греков распутниками и призывали евреев не изучать греческий язык и культуру.
В 37 году до н.э. римляне захватили Иерусалим. В 66 году иудеи попытались поднять восстание против захватчиков. Ессеи принимали в борьбе активное участие. Но силы были неравны. Ессев римляне истребили. Но остались их рукописи — рукописи Мёртвого моря. Или ещё их называют Кумранские свитки. В основном они написаны на древнееврейском и арамейском языках. Учёные насчитывают свыше 400 текстов.
Поразительно, что свитки содержат не только библейские тексты, но и раннехристианские. Эти раннехристианские рукописания были составлены… до Рождества Христова. Ессеи знали какую-то древнюю истину. Их община жила, как христианский монастырь.
Но взгляды Иоанна Крестителя во многом отличались от взглядов кумранитов. Возможно, Иоанн Предтеча жил с ессеями, а позже отделился от них. Возможно, он никогда не входил в секту ессеев, но, видя его аскетичное житие, люди относили его к ессеям.
Иоанн жил вдали от людей. Как предположение: именно аскетизм Иоанна не дал двум течениям – ученикам Иисуса Христа и ученикам Иоанна Крестителя объединиться. Иисус всё же хотел, чтобы Царство Божие поселилось среди обычных людей, а не в каких-то закрытых аскетических безбрачных общинах.
Почему узнав о смерти Лазаря, Иисус заплакал, а вот узнав о казни Крестителя, Он не показал никаких эмоций? Скорее всего, что эмоции были и были весьма тяжелы. Ибо Иисус, узнав о казни, ушёл в пустынное место и был там один, не желая, очевидно, показывать людям свою скорбь. (Матфей, 14;13). Известили Иисуса о трагическом событии ученики Иоанна. То есть контакт между двумя общинами был. Возможно, он появился именно после того, как Иоанн отправил учеников ко Христу. Мы знаем и некоего Аполлоса, ученика Иоаннова, который затем стал проповедовать Христа. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:24-26)
Иисус не ждал от людей аскетических подвигов и пребывал в основном среди обычных людей. Имел близких друзей – дом в Вифании. Да и первое Его чудо – вино на свадьбе для людской радости и праздника. Это совсем не в духе безбрачных отшельников-аскетов!
Таким образом, учение Иоанна Крестителя – это не совсем то, что Бог хотел для людей. Не случайно ведь райский сад имел название Эдем, что значит “наслаждение”!
Но есть и другая точка зрения. Иоанн нисколько не сомневался в том, что Христос – Сын Божий. Но в тюрьме его сердце скорбело об учениках, которые не принимали учение Христа. Они считали, что человек, для прощения Божьего, должен быть аскетом, ущемлять себя во всём… Все ученики Иоанна – строгие постники. А ученики Христа даже не постились! Они открыто нарушали еврейские обычаи, а их Учитель нисколько об этом не волновался! Иоанн понимал, что учеников надобно приблизить ко Христу. Тем более, что дни его сочтены. Чтобы дело его не пропало, чтобы не потерялись от истины Божьей его ученики, он намеренно посылает их к Иисусу. И Христос говорит ученикам Иоанна: хромые ходят, слепые прозревают, прокаженные очищаются, мёртвые воскресают… То есть совершаются такие чудеса, на которые не был способен ни один из пророков! Иоанн надеялся на то, что ученики теперь по-настоящему обратят внимания на события и обратятся к Богу, пришедшему ради них. Он посылает не одного ученика, но чтобы был свидетель. Один скажет – другой подтвердит.
Для Царства Божьего среди людей не нужен никакой аскетизм, никакие истязания плоти и прочие подвиги аскезы. Царство Божие не в аскезе, а в радости и счастии! Но изменить мировоззрение тех же ессеев – не простая задача. А что говорить тогда о фарисеях, которые чтут Бога лишь своим языком, а сердце отстоит далеко от Бога?
Иоанн Креститель – последний старозаветный пророк. Его эпоха – уходила. Бог Сам стал общаться с людьми. И в пророках уже не было надобности. Мир Предтечи – мир уходящий. И Иоанн Креститель, возможно, понимал это лучше других. Потому и говорил, что ему надобно теперь умаляться, а расти другому – Богочеловеку.
Почему Иоанн Креститель ушёл в ад, как и все? Неужели Господь не мог взять на небеса величайшего из людей? Или это вразумление за сомнение?
Возможно, Богу нужно, чтобы довёл свою миссию Иоанн до конца: проповедовал, до самого схождения в ад Спасителя, Царство Божие умершим людям. Проповедник живых и мёртвых… Он объединил через себя, своим трудом проповедничетва всё ветхозаветное человечество. Это был его труд, его служение Богу, которое нужно было довести до конца. И в этом был, возможно, смысл его жизни, его миссия, возложенная на него Богом.