Путь, который мы выбираем

Что есть грех? И что есть святость? Нам иногда не понятно: почему того или иного человек канонизировали, как святого? Нередко невоцерковлённый человек спрашивает в недоумении: а что он сделал-то, чтоб его святым назвать? Рассмотрим, как рождается грех и как рождается в человеке святость.
Святые отцы выделяют такие этапы развития греха.


  • ПРИЛОГ. Эта стадия безгрешна! Об этом надо знать. Потому что часто на этой стадии человека охватывают и страх, и стыд, и ужас от самого себя: как я могу допускать такие мысли? И человек очень унывает. Будем помнить: эта стадия безгрешна, ибо не мы сами, но нечистый дух пытается в наше сознание внедрить какую-либо мысль. Вдруг внезапно приходит на ум странная мысль. Она может быть разной. То вдруг человек подумает, что неплохо бы нарушить пост, потому что не стоит так себя мучить. То школьнику придёт в голову не учить уроки, а завтра списать. То появляется мысль: а вот если украсть что-нибудь или убить. Это мимолётное движение мысли. И оно – не наше! Но даже если мы в ужасе отшатнёмся от этой мысли и возмутимся против неё духом, нужно озадачить себя: помысел – это индикатор нашей души! И помысел, неподходящий нам, диавол не пошлёт. Если человек в обычной жизни терпеть не может мороженое или жирное мясо – вряд ли дивол начнёт человека соблазнять именно этим! А вот над тем, чем диавол соблазняет именно вас – стоит задуматься. Значит есть склонность в вашей душе к жестокости или чревоугодию, либо к присвоению чужого… Об этом надо сказать на исповеди. Но — так или иначе — эта мысль не ваша.
  • СОЧЕТАНИЕ. Это вторая стадия греха, когда мы с грехом соединяемся. Мы не пугаемся, не стыдимся этой мысли, а начинаем вдруг раздумывать: а может и впрямь можно так поступить? Стоит или нет? Может попробовать? Или не надо? Наша совесть пока ещё может бороться с грехом. Мы либо допускаем мысленно грех, либо боимся греха, не любим его и стыдимся. Если победим — возможно, дело тем и ограничится. Разумеется, об этом нужно сказать на исповеди: хотел сделать такой-то грех.
  • УСЛАЖДЕНИЕ. Тут всё понятно: человек начинает мечтать о том, как здорово было бы осуществить всё, пришедшее в голову, на самом деле. Кстати, русский язык очень точен: пришло в голову. Именно пришло от кого-то. Это не наше. Но нам очень понравилась пришедшая идея.
  • РЕШИМОСТЬ. Тут уж человек полностью осознал и решил приступить к делу. Он не просто мечтает о грехе, но всё обдумал: как и когда. Теперь человеку могут помешать только обстоятельства. И если обстоятельства будут действительно не в пользу и помешают совершить надуманное – человек огорчается.
  • ГРЕХ. Грех совершён. Всё, что задумано, свершилось в реальности, в действии. И вот тут – важная деталь! Святые старцы говорят, что грехом является: во-первых, беззаконие, безнравственный поступок; во-вторых, уклонение от добра; а в-третьих… будем внимательны! – добро, совершённое не вовремя! И ещё отличие этой стадии… Человек не всегда доволен собой. Грех может быть желанным, но после его совершения – человеку плохо и он мучается, раскаивается.
  • СТРАСТЬ. Человеку грех понравился. Он не испытывает раскаяния, стыда, ужаса от произошедшего падения. Ему хочется совершать грех ещё и ещё. Грех становится неотъемлемой частью жизни. Без него уже человек жить не может. И тем ни менее, временами рассудок просветляется и совесть пробуждается, и человек сам себе говорит: что же это я творю? Надо остановиться! Но оставить греховную жизнь нет сил. И всё же – борьба идёт. И возможно, что когда-то страсть будет побеждена. Здесь важно не просто каяться, но просить у Господа сил, чтобы избавиться от греха.
  • ПОРОК. Исчезают даже кратковременные пробуждения совести. Человек удивится, если ему сказать, что можно жить по-другому. Он живёт спокойно. Грех считает нормой. Через постоянный навык страсть становится как бы природным свойством его души. Вся жизнь человека становится богопротивной.

Вот так… от мимолётной мысли оказывается не далеко не только до греха, но и до порочной жизни. Так рождается грех. Как же рождается святость и кто такие святые?
Святые – это земные люди, достигшие при жизни на земле состояния обоженности — состояния души, пусть даже немного, но всё же близкого божественному. Они хотя бы в чём-то стали похожими на Христа, взяли с Него пример. Они, живя на земле, разделяли с людьми обыкновенные тяготы земной жизни. Но реагировали на эти тяготы не так, как другие люди. Простой пример. В годы войны во время голода одни — грабили людей, чтобы раздобыть себе пищу. Другие тайком воровали. Третьи даже убивали. Были случаи людоедства. Кто-то умирал, проклиная людей и Бога. А мой отец рассказывал мне, как во время войны одна старая бабушка из их села ходила в лес, собирала там съедобные коренья, травы, ягоды… и прочее. Обходила дома, где жили дети и кормила их. В общем-то всех детей посёлка спасла именно она. То, что было известно всем – орехи, жёлуди, грибы и прочее – давно в лесу собрали люди. Она одна лишь знала, какие есть корешки и травы, способные поддержать угасающие силы ребёнка. По любой погоде она отправлялась в лес – старенькая, согбенная…Возвращалась с тяжёлой ношей, стараясь не попасть к волкам… И потом без устали обходила дома, где были дети.
Святые – это люди, которые воспитывают в себе качества, присущие иному миру: милосердие, забота о ближнем, безгневность, неравнодушие… Святые при земной жизни соединяют в себе земное и небесное. Церковь признаёт существование неведомых святых, о коих знает только Бог. Людям о них не явлено. Я не знаю имя той старушки, которая спасла моего отца. И может быть, его уже никто не помнит на земле: женщина потеряла в войнах всех детей: шесть родных сыновей и шесть приёмных… потеряла на войне и мужа… и осталась одинока, без родни. Но у Бога такие люди известны.
Очень часто народ сам начинает почитать человека, как святого. Хотя церковью он не канонизирован. Церковь не отрицает в таком случае наличие святости и праведности. Но почитание в церкви канонизированных и неканонизированных людей различно: канонизированным святым служат молебны, а по усопшим праведникам служат панихиды. Помним, как святая Ксения Блаженная (до канонизции) наставляла: сослужите мне панихидку, и я помогу вам.
В Византии считали святыми всех иерархов церкви. Но на Руси этот обычай не был принят. В Русской церкви считается, что никакой высокий пост святости человеку не придаёт. Человека почитают святым тогда, когда он обретает личную святость.
Очень много святых, которые по меркам обывательским «ничего особенного не сделали». Есть в церкви святые супруги, которые просто всю жизнь преданно любили друг друга. Но помним, что брак был положен ещё в раю. Это Божественное установление: прилепиться двум друг ко другу, так что уже не два, но единое. Но много ли в земной современной жизни примеров чистой супружеской любви? Отнюдь нет. В церкви есть святые девственницы и замужние женщины, которые предпочли умереть, но не нарушить девственность либо целомудрие. Есть святые младенцы и отроки: дети, которые рано отошли ко Господу или приняли мученическую кончину, но при жизни проявляли редкую любовь к родителям и послушание, были смиренны и трудолюбивы. Есть святые жены, которые потеряли в войнах всех своих родных, но не озлобились, не изнывали от зависти, не впадали в уныние и отчаяние, а служили всем, кто был рядом, несли в мир добрый труд, заботу и попечительство о впавших в беду или нужду людях… Есть учителя и святители, которые безвозмездно учили детишек грамоте; врачи, которые безвозмездно лечили нищих и убогих. Есть святые матери, которые воспитали и подарили миру добрых детей. Мы видим, что святой – это не обязательно герой, совершающий какие-то доселе невиданные подвиги. Святость возможна, как видим, даже и без мученичества и героизма, но святость невозможна без добра, любви к людям, чистоты жизни.. Святость доступна каждому. Семя святости дано всем христианам. А уж что мы вырастим из него – зависит от каждого из нас. Однако именно святость вводит нас в жизнь Пресвятой Троицы, в бессмертие.
После 1917 года предполагалось уничтожить русскую церковь путём физического уничтожения православных. Хрущёв даже обещал «показать последнего попа по телевизору». Сейчас на мир обрушилась другая беда. Если Бог дарует человеку свободу, то лукавый воспитывает в людях стадность: коллективную стадную покорность греху, смерти. Бог создал личность, ибо Сам Господь – Личность. Мы – его образ и подобие. Лица Святой Троицы – не тождественны, но единосущны. То есть они имеют некую разницу в свойствах-ипостасях. Так и люди: имея общую природу, наделены разными талантами и благостными качествами. Когда люди объединяют свои усилия, их совместная жизнь сияет многоцветьем духовных даров и радостью. Лукавый воспитывает стадность греха, когда человек, при попытке его усовестить, отвечает: «А сейчас все так живут» или «А сейчас все так делают». Не стыдно, потому что ВСЕ, у всех. Человек становится безликим существом. Безликое уже само по себе не богоподобно. Потому развитие талантов и добродетелей есть дело божеское. Нивелирование людей, «стрижка» личностей под одну гребёнку есть дело безбожное. Стадность ещё опасна тем, что у стадности есть лишь один закон: «как все». Все убивают – почему я один не могу? Все воруют – почему мне нельзя? Все блудят – чем я не такой?
Земная жизнь даётся нам не ради того, чтобы мы что-то «урвали» себе на земле, а «после нас хоть потоп». Церковь призывает потрудиться во время земной жизни, послужить Богу Живому ради нынешнего счастья на земле и ради будущего нашего бессмертия.