ЧАЙ ПИТЬ… ИЛЬ НА ПРОПОВЕДЬ ВЫХОДИТЬ?

Чудеса… Да, как часто православные женщины любят рассказывать друг другу невероятные истории – «чудеса». А вот мужчин «чудеса» обычно раздражают. Мы всё это списываем на разность характеров, на психологию. Я тоже, признаюсь, долго так думал, пока не понял: истина ни на той, ни на другой стороне. Истина вообще не там. Вот как шёл я по жизни, размышлял… и к чему пришёл…
Мы поженились с моей женой рано. Были очень юны. Она была очень верующей девушкой, а я – «из верующей семьи», как принято говорить… Потому что относился к церкви больше как к обязательному обряду: да, нужно поститься, читать правило, причащаться, венчаться, крестить детей, отпевать покойников. Так положено. Однако в нашей супружеской жизни именно на почве веры и случались чаще всего разногласия и ссоры. Нет, у нас не возникало скандала: строго или не строго поститься. Как положено, так и постимся. Не возникало ссор по поводу воскресного хождения в храм…. Но вот бытовая житейская ситуация часто вызывала разлад. Ну, к примеру: надвигается градовая туча. Я бросаюсь загонять скот и птицу, собираю сено, тороплюсь, ругаюсь, что не успеваю… А жены моей и близко нет – жена, увидев тучу, метнулась домой и давай читать 17 псалом – он от непогоды. Этим псалмом начинается третья кафисма: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»… Хоть бы помогла!
Я, конечно, злюсь, ругаюсь. А жена – умоляет: подожди, псалом дочитаю! Я один убегаю на улицу, соревнуюсь с ветром… Туча уходит… Светит солнце… Зря я так старался! Теперь надо всю скотину и птицу выгонять назад, во двор! Я опять ругаюсь, что зря мотался по двору… Но в голове появляются мысли: случайное совпадение? Или нет? И так день за днём, год за годом… Дети подросли. Стали задерживаться поздно вечером. Я опять злюсь, ругаюсь, нервничаю: что случилось? А жена за Псалтирь – 50 псалом. Глядишь, дитя вскорости и объявится.
Нервность моя и раздражение против жены сменилось страхом каким-то, что ли… Может, святая? Что её Бог так слушает? Как-то высказал я ей свои мысли, сомнения, а она смеётся: «Да ты что, дорогой?! Какая ж я святая? Бог не меня слушает. Псалом этот благословляли старцы читать от такой-то беды. Значит так и есть. От этой беды он и поможет. Кто бы его ни читал: хоть стар, хоть мал, хоть монах, хоть простая женщина-христианка».
Попробовал я и сам. Удивительно, но получилось! Даже когда не полностью выполнялась наша просьба – было какое-то облегчение. Вот передали: весенние заморозки. Мы с женой давать читать псалом 147 – от мороза. Мороз всё же был – но не такой сильный, как обещали. И все наши огородные посадки и сад выдержали, не помёрзли. Себя-то я уж никак святым не считаю! И вот остаётся лишь одна мысль: действительно Бог дал каждому из нас средство спасения, «скорую помощь» — молитву. Замечал не раз, что когда я из-за чего-нибудь злился и начинал дома кричать на жену или на детей – жена не отвечала мне, а куда-то быстренько и незаметно убегала. А мой гнев, глядишь, и уйдёт. И думаю: «И что это я из-за такой чепухи так расшумелся, домочадцам из-за пустяка настроение испортил… Нехорошо!» Тут и жена появляется. Однажды не выдержал, спросил: куда, мол, убегаешь всегда вместо того, чтобы ссориться?! А она улыбается в ответ: «Да Псалтирь же за нас с тобою читать!» Дочь, невестка забеременели, рожали – жена с Псалтирью. Псалтирей у жены много – и в сумочке, и дома в каждой комнате. Внучата не слушаются – опять псалмы. Спрашиваю: «Что ж ты, на каждый случай знаешь, что читать?» «Да не на каждый. Но когда не знаю – просто Псалтирь читаю. Всегда помогает!» В особо тяжких случаях жена всю Псалтирь и вычитает разом. И всегда всё мягко да гладко оборачивается.
Псалтирь – это уникальный пример разговора человека с Богом. Человек действительно в псалмах беседует с Господом, просит помощи, горюет, когда слабеет духом, отчаивается, что Бог не слышит, но получает просимое и торжествует – крепнет вера, ликует душа… Становятся понятны даже те строки Псалтири, которые нам кажутся жестокими – человеческая душа грешна. Бывает горе нас так одолеет, что начинаем желать другим зла, беды. Это человеческие эмоции, которые обыкновенны для каждого из нас. И мы, порою, тратим всю жизнь, чтобы от них избавиться. Псалтирь – это человеческая душа, человеческая жизнь, самые рядовые человеческие эмоции обычного человека — просьбы о заступлении, покаяние, благодарение, радость от услышанной молитвы…. Наши ведь чувства иногда красивы, а иной раз мы их и сами стыдимся. Псалтирь – это искренний голос человека. А именно он-то и нужен Господу! Вот, Господи, какой уж есть, но весь я стою пред Тобою! Бери меня, что хочешь то и делай, но только я знаю: мне без Тебя – пропасть… И Господь помогает.
Оглянешься на жизнь – сколько скорби, трудностей в личной судьбе, в быту… Половины из них, если не больше, наверно бы, не было в нашей жизни, если бы мы вовремя и правильно обращались к Богу.
Как-то я разговорился в поездке по Средней полосе с одним стариком, пожаловался: раньше погода была благоприятна для сельхозработ; а нынче – нет урожая. Старик отвечает: «А откуда ему быть? Мы раньше каждые две недели крестным ходом деревню обходили. Не было за две недели дождя – просим дождь. Ливни льют – просим ведра, солнышка. Моровая болезнь на скот или людей надвигается – просим здоровья. И Псалтирь, Псалтирь читаем…. Вот и была погода, и урожаи были. Бог по нашим просьбам и давал. А нынче что? Кто просит? Если когда и почитают в храме молебен – так это когда уж совсем худо станет. А крестные ходы – на Пасху да на престол. Откуда быть погоде? Раньше мы и каждую-то избу семейным крестным ходом каждый день обходили. Утречком или вечерком обошли двор с иконой, водичкой покропили… И всё ладком».
Да уж воистину – просите и обрящете, стучите и отверзется. Бог нам сказал, как нам выживать на нашей земле. Но мы не пользуемся великим благом молитвы. Хотя при этом (парадокс!) всегда молимся. Но на молитву смотрим, как на нечто абстрактное. А ведь на каждый конкретный случай есть своя особая молитва. Бери и пользуйся! Если нет специальной молитвы — читать можно любую. Ведь читая все молитвы, даже когда обращаемся к Богородице или святым, мы всё равно обращаемся к Иисусу Христу! Поэтому можно читать молитвы специально написанные по конкретному случаю, а можно помолиться самыми простыми, обычными молитвами.
По пальцам можно пересчитать те случаи, когда просили и не получили мы своё прошение. Обычно получали всегда. Если не полностью исполнялась просьба, то облегчение было непременно. Даром молитва не пропадает ни у какого человека.
«Святая святым» — так нас называют на Литургии. Мы – святы. Не потому что такие мы тут все замечательные и безгрешные. Святость – это степень соединения с Богом: мы все можем общаться, разговаривать с Христом.
Вера – это сила. Сила, которая может остановить войну, исцелить, остановить бурю, ливень. И этой силой мы в своей повседневной жизни очень мало и неправильно пользуемся. А ведь так называемые «чудеса» — это, если можно так выразиться, — заурядное явление христианской жизни, как ни парадоксально это звучит! Прочитали вы от всего сердца молитву от проливных дождей – они закончатся. Будьте уверены! Стихии слушаются молитвы. И никакого чуда, по большому счёту, в этом нет. Так должно быть.
Мы сами не знаем, какую силу несёт вера. Может, поэтому мы нигде и не проповедуем свою веру. Мы как рассуждаем? Это сектанты бегают и всех завлекают в свои сети. А мы, православные, должны вести себя иначе: должны сидеть и ждать, когда кто-то захочет обратиться. Пусть сам к нам придёт! Но помилуйте! Так ли рассуждали апостолы и равноапостольные жены? Так ли они сидели сложа руки после Воскресения Христова и ждали: пусть сами к нам придут! Нет! Они шли… далеко-далеко от родины уходили, но несли благовестие!
В наше время обычно православные защищают свою позицию так: «Евангелие всем проповедано. Ничего не скрыто. Значит, кто хочет – тот пусть приходит. А бегать за каждым мы не будем. Времена миссионерства прошли. Это раньше о Христе не знали. Потому и надо было проповедовать». Помилуйте, но раньше было больше известно о Христе! Куда больше, если Христос восстал из мёртвых. Если тьма покрыла землю среди бела дня во время распятия, если в Светлую седмицу солнце не заходило над землёю! Если Сам Христос ходил по земле и давал вложить человеческие персты в Свои израненные руки…Куда больше-то? Это было видно каждому человеку на земле. А что мы имеем сейчас? Евангелие в домах и на престолах. Но это куда меньше, нежели живой, восставший Христос! Это куда меньше, нежели возносящийся Христос в облаке Славы. Но они, апостолы, имея так много, всё равно шли на проповедь Христа. И каждому объясняли, рассказывали, учили….А мы, зная, как мало веры имеют люди в обычной жизни, никуда не идём. Сидим и ждём, когда кто-то уверует и придёт к нам сам.
В первые годы возрождённой в России веры православные больше шли к людям. А сейчас катехизаторская работа угасает. А миссионерства нет почти. Держалась сколько-то лет традиция славить Христа – на Рождество, на Пасху – музыкой, искусством. Проводились Пасхальные фестивали. Но нынче почти повсеместно и эта традиция угасает. Объяснения такие: устали, надоело… финансов много тратится… Прямо скажем, не христианские объяснения. Если где и проведут православные праздник – то «камерно»: у себя в храме, на церковном дворе, в актовом зале воскресной школы… Будто заранее уже ушли в катакомбы. Нам бы идти по улице и говорить каждому встречному: Христос воскрес! А мы не хотим на людях песню спеть в честь Воскресшего Спасителя. «Только для церковных». Но церковные и так при храме. А простой неверующий люд? Они даже не знают, что Бог – ПОМОГАЕТ!
Мы часто любим повторять пророчества: вера воскреснет не на долго, а потом угаснет. И придут последние времена. Но церковь говорит: все пророчества относительны и необязательны к исполнению! Кроме Слов Бога. Почему пророчества не обязательно исполняются? Нам святые сказали, что МОЖЕТ быть. Вера, преподанная людям неправильно, быстро угаснет. И верующих станет мало. Если мы скажем: ну и пусть, ну и ладно; я спасусь: ведь я — верующий, а на остальных – наплевать, сами виноваты. Вот в этом случае пророчество сбудется. Угаснет вера. А если мы скажем: отчего же вера должна угаснуть? Ведь на земле так трудно жить без Бога! С Богом-то легче! Пойду-ка я и объясню это людям…. Вот в этом случае пророчество не исполнится. Но не потому, что старец святой ошибся. А потому что старец святой нас предупредил о беде, и мы решили беду исправить. Не остались мы равнодушны. Вот нормальная позиция христианина. Мы же всё воспринимаем фатально: предсказали, что вера угаснет – пусть гаснет. Пальцем не пошевелим. Пророчество же! Значит так тому и быть. И стараться я не буду. Зачем пророчества старцев нарушать? Хоть свету провалиться, а мы чай будем пить, как некогда предсказал Достоевский.
Пить чай, когда «свету провалиться» — не по-христиански. Потому, ежели даже и было пророчество, что мы станем такими теплохдадными – в наших же интересах пророчество сие не исполнить. А если мы, верующие христиане, выберем «чаю пить» при храме, а остальные – хотят, пусть зайдут, а не хотят – пусть мимо идут, — то и впрямь, наверно, настанут последние времена.