Родное незнакомое евангелие

Евангелие от Луки, глава 12. Размышления.

Евангелие читается ежедневно. Но с каждым разом его прочитываешь по-другому. Строки, на которые не обращал раньше внимания, вдруг открываются совершенно неожиданно.
Мы привычно говорим, что абсолютно всё совершается по воле Божьей. И ничего с нами не происходит иного, кроме, как воли Божьей. При этом непонятно, почему «воля Божья» к одним – доброй матушкой, а к другим – злой мачехой. «Воля Божья» совершает, порою, вопиющее насилие над человеком. Почему и для чего? Это, пожалуй, самое безжалостное и непонятное утверждение в народном православном учении. Но не будем спешить с выводами… Всё станет на свои места, если мы обратимся к тексту Евангелия (по указанной главе). Ведь именно оно – наш главный учебник, а вовсе не то, что рождается, сродни фольклору, в головах людей.

  1. Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
  2. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
    Не ясно ли из этих строк, что Господь отказался вмешиваться в земные дела людей? Людям должно самим всё совершать в своей жизни. Но как? Господь, отказавшись быть судьёй в людских мелочах, напоминает, учит, объясняет: люди должны жить по заповедям Божьим. Если люди согласны исполнять заповеди Бога, они и сами всё рассудят по справедливости! Господь не насильно, но мягко, доверительно беседуя, пытается достучаться до человеческих сердец.
    Господь говорит:
  3. …Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
    И далее Христос рассказывает притчу о богаче, который всё копил сокровища, но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь возьмётся от тебя твоя душа. Кому адресована притча? Господь обращается к тому брату, который не делится наследством, или к тому, который просит себе долю? И к тому, и к другому… и ко всем иным… Прежде, чем начать какое-то дело, нужно проверить своё сердце: а свободно ли оно от любостяжания?
    Мы не можем позаботиться о себе и прибавить роста даже на локоть. Но мы можем позаботиться о себе, очистив свою душу от корысти. В этом заключается наш личный труд. Конечно, каждому человеку необходимо есть и пить, одеваться. Но никогда не решатся человеческие проблемы, если мы не будем поступать справедливо и честно и заботиться о других. Если нет в нашей душе Царства Божьего, мы ничего не получим из земных благ, а то, что урвём насильно, не принесёт блага. Но если Царство Божье придёт в души людей, в их сердца – все вопросы разрешаться так, что никто не пострадает. Однако людям надлежит самим потрудиться и разрешить свои проблемы, самим очистить своё сердце, а не ждать, чтобы сделал за них всё Бог.
    Евангелие ясно говорит нам, чтобы мы не ждали решения всех проблем от Бога. И когда Господь требует действий от человека, а мы не действуем, то говорим: Господь неумолим! Умолим. И приходит на помощь нам, когда все наши человеческие ресурсы исчерпаны. Но ничего мы не получим даром, лишь по одной молитве, часто формальной, без наших дел, нашего труда и старания, без самостоятельного очищения своего сердца.
    Вмешательство Бога в судьбы людей по молитвам, по человеческим просьбам или по личной воле Бога – это мы и называем промыслом Божьим. Именно это. А вовсе не то, что Господь кого-то сделал калекой, а кому-то наслал рак, а кого-то бросил под машину. Бог так не поступает никогда. Только человеческое испорченное сознание могло так смешать добро и зло, выдавая его за «божественное» добро и промысл. Случившееся с нами зло можно обратить на пользу. Это могут так же сделать как сами люди, так и Господь.
    Есть теория: Господь «завёл ключиком» вселенную и оставил её. Есть и противоположная теория: Господь всё совершает на земле едва ли не Сам. Но и то, и другое — не верно. Господь никогда не оставлял своего творения. И на примере евангельского рассказа — 12 глава — мы видим, что Господь учит людей, воспитывает их, но не собирается Сам всё за людей делать. Потому часто в Евангелии рассказываются притчи, где господин, хозяин оставляет имение и уезжает на время, а оставшиеся в доме слуги должны сами вести хозяйство.
    Самое страшное – лицемерие, которое оправдывает человеческую нечистоту. Земные беды, которые сотворяли люди, удобно списывать на Бога. Так поступали многие евреи. Почему и не помогли избитому разбойниками человеку ни священник, ни левит. Так ему дал Бог! Избили по «промыслу Божьему!»
    Да, иной раз события складываются так, что люди отнимают у другого человека жизнь. Для земных людей – это трагедия. Но Господь знает, что наша земная смерть вовсе не конец, а рождение, начало истинной жизни. Посему нам больше надлежит бояться не тех, кто забрал наше тело, а кто испортил нашу душу. Именно это обстоятельство может нас убить по-настоящему – лишить вечной жизни. Только один страх должен быть у нас – запачкать свою душу. А всего остального – «не бойтесь!»; ни одна из птиц не забыта у Бога. А мы – дороже всех птиц. Господь знает о нас всё – и волосы сочтены. (6; 7) То, чего мы не знаем, ведомо Богу. «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». (32)
    Господь прощает даже тех, кто, восприняв Его чисто по-человечески, скажет на Него злое слово. А вот хула на Духа Святаго, дающего всем жизнь, не простится.
    Самое отрадное, когда двое или трое молятся за кого-то, Христос посреди них! Может быть, самое дорогое для Бога – видеть, как люди молятся друг о друге, заботятся. Значит, уроки Бога они приняли, открыли свое сердце для Божьих истин и любят ближнего, как себя.
    Господь не призывает нас бездельничать, чтобы жили мы, «как птицы полевые». Бог заботится и о лилиях, и о траве, и о воронах и прочих… Но с лилий и птичек невелик спрос. А вот человеку Господь даровал нравственные заповеди, совесть. Человек рождается с Божьей искрой. Но чтобы стать божьим человеком, личностью, надобно прилагать труд воспитания своего сердца в течение всей своей жизни. А земные блага Господь всё равно по­даст. Ведь без них мы не выживем.
    Да, зачастую мы не можем изменить ситуацию, как и роста своего изменить не можем. Но можем и должны решить: есть ли у нас чистота в сердце? Если она есть, то неужто два брата не разделят наследство? А если её нет, то и Бог не в помощь.
  4. …Наипаче ищите Царствия Божьего. И это всё приложится вам.
    Далее Господь призывает щедро давать милостыню, собирая себе неветшающее сокровище – на небесах, где и моль не съедает, и вор, не подкапывает. Где сокровище человека – там будет и сердце его.
    Господь напоминает: каждому человеку придётся держать ответ перед Богом. Если раб, которого Господь поставил домоправителем, старшим над слугами, в отсутствии хозяина начал дурно поступать с другими слугами (то есть, с другими людьми) – бить их, оскорблять, не давать есть, сам упьётся вином, то придёт Господин и восстановит справедливость. Но для нерадивого слуги уже ничего нельзя будет поправить. Он сам определил свою долю.
    Почему Господь говорит, что даёт не мир земле, но разделение? Но какой может быть мир у сытого с голодным? У раздетого с одетым? У плача и жертвы? У живущего по совести и у того, кто отрицает её? Отныне люди разделены: те, кто старается жить по заповедям Божьим, и те, кто жить по заповедям не желает. Никакого мира не будет. Мир будет лишь там, где все решили жить честно и достойно. Однако на земле это, увы, невозможно.
    Люди научились распознавать погоду. А в наше время научились многому – и корабли космические запускаем, и роботов делаем, которые умеют и статьи сочинять не хуже журналиста, и клубнику собирать, и изобретаем телескопы, чтобы заглянуть в самый дальний краешек вселенной… Но мы так и не поняли за две тысячи лет, зачем Господь приходил к нам на землю. Воплощение Бога было. И воскресение Бога было. И всё это ради того, чтобы дать Царство тем, кто несёт в мир добро.
    Когда мы судимся в судах, мы не вспоминаем последние строки главы 12: помирись со своим соперником до прихода к главному Судье, иначе окажешься в великом убытке и потеряешь всё. Земные ценности ничего не стоят по сравнению с Вечностью.
    Если каждый, кто идёт судиться с братом, кто не отдаёт наследство, кто забирает чужое имущество, вспомнит об этом, поступит по чести и совести сам, то не нужно будет просить Бога: рассуди нас!
    На земле Господь не станет делать за нас то, что обязаны сделать мы. И в этом тоже Его воля!