Чему могут научить бомжи?

Публикация: №3 за 2021г

«Душа моя скорбит до великих слез: жалко мне людей, которые не знают сладости святого умиления. Душа моя сильно желает, чтобы милость Господня была со всеми, чтобы вся вселенная, все люди знали, как желанно любит нас Господь, как дорогих детей».


Преподобный Силуан Афонский.

Однажды бомжи научили меня мудрости. Сразу оговорюсь, что под словом “бомж” в данной статье я буду говорить о пьяницах с паперти.

Помню, идёшь из церкви, а там бомжи “на кружке” (так называется их вид заработка). И видишь, что многие собирают себе на бутылку, а не дать не можешь, потому что надо никого не судить и ко всем быть милостивым, как только что говорили в церкви. Отдашь каких-нибудь 50 рублей, а совесть грызёт прутья грудной клетки, словно сам пропил миллион за ночь. Почему так?
А потому, что, кроме заповедей, Бог дал нам мозги, чтобы иметь разумение! Этому научили меня бомжи.

“Накорми голодного”…
Два года до православия я, к своему стыду и всеобщему сожалению моей родни, провела в секте. Там очень много различных служений-движений во благо человечества. Конечно, в православной церкви их не меньше, но здесь они не носят показного характера. Поэтому даже частые прихожане не знают, как много их приход делает для голодных, сирот, несовершеннолетних, одиноких матерей и других людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Посмотрите хотя бы фильм “Литургия”!
Итак, однажды я начала участвовать в акции “Накорми голодного”. Отрывала от своей семьи и отдавала бедным людям. Сама богатой не была, но на жизнь как-то хватало. Я готовила борщи, пирожки и прочие снеди для бомжей, как для самых родных людей. Потом мы ходили к бомжам “в гости”. Кормили их, одевали и рассказывали, как хорошо быть нормальным человеком. Обязательно говорили, как сильно их всех любит Бог. Что Бог может им дать настоящую жизнь и “жизнь с избытком”. “А Васька слушает да кушает”…
В ответ мы получали отговорки о необратимости бомжеского бытия в нормальное русло. О том, как порой не под силу зимой добраться в ночлежку не позднее 18 часов – трезвым!!! – а на утро, в 6 часов снова выходить на мороз. О том, что никто не берет на работу без документов, которые, конечно же, никак невозможно восстановить.
И только один – Анатолий, мужчина около 60 лет, доброжелательный и начитанный, признался, что устал бомжевать. Сказал, что документы ему восстановили, и в следующем месяце он уезжает к сыну в Сочи.
На самом же деле почти все они имеют жилье. Многие приезжают побираться из соседних городов, потому что в своём побираться стыдно. У большинства есть дети и внуки, жены и мужья, которые на них уже крест поставили. Но мне их было искренне жаль. Мне, не имеющей собственного жилья, почти десяток лет скитающейся с чемоданами, в одиночку воспитывающей ребёнка.

Дешёвый пирожок и бесценный урок.
Присказка окончена, переходим к сказке. Однажды моя жизненная ситуация усугубилась. Я ушла из секты, сменила жилье и нашла работу менеджера в замечательной фирме, в уютном офисе в центре города. Мне были обещаны приличные проценты с продаж, но первые три месяца пришлось сидеть на голом окладе. Математика проста: 10 000 рублей – оклад, оплата за съёмное жильё – 8 000 рублей. Сейчас я с трудом вспоминаю, как в 2014 году мы с дочкой жили на оставшиеся две. Но перспективы были многообещающими и, действительно, мои жертвы на начальном этапе карьеры вскоре оказались оправданными.
Один день в цепи тех трудных месяцев я буду помнить всегда. Тогда я не взяла с собой обеда. Обычно мы трудились в режиме цейтнота, полноценно обедать было некогда, обходились перекусами. Порой можно было и рабочий день провести на сладком кофе. Но тут, как назло, чувство голода скрутило живот, и приступы тошноты заставили меня выйти из офиса в попытках найти перекус в рамках бюджета. Посчитав мелочь в кармане, я узнала, что бюджет равен 12 рублям. Надежда на дешёвый пирожок грела душу.
Ближайший магазин-кафетерий располагался на углу. Его ароматы были красноречивее указателей. Подойдя к витрине, я узнала, что самый дешёвый пирожок здесь стоит 14 рублей. Проглотив слюну, уговаривая слезы не скатываться в присутствии посторонних, я заторопилась к выходу. Но тут перед моими глазами предстала картина, достойная внимания.
Поставив вместе 3 стола, знакомые мне бомжи “накрыли поляну”. Чего там только не было: первое, второе, компот и, конечно, пиво вёдрами. Они были сытыми, дерзкими и счастливыми. Чувства во мне смешались…
Я вышла и направилась в кафе через дорогу. Оно было не из дешёвых, но я почему-то зашла внутрь. И на удивление увидела в витрине пирожок с капустой за 8 рублей! Он был маленьким, жирным и не вкусным. Впрочем, это мелочи.
Заплатив за пирожок, я вышла, присела на скамейку. Мне открылся прекрасный вид на пирушку бомжей в кафетерии напротив. Пока я ела свой пирожок, все думала, как должно быть смешно им было слушать наши рассказы. Вон, как оно все просто: посидел на паперти до полудня – и в обед стол ломится по Божьей милости. Что ещё нужно?
Грустно было ещё и оттого, что бомж Анатолий к сыну так и не уехал. Он сидел ближе всех к окну. Я почти читала по губам его анекдоты. У него были документы, деньги, однако он продолжал побираться и напиваться с дружками. Милосердные люди спонсируют, так чего же отказывать себе в халяве! Вот тебе и пьеса Горького “На дне”: ” Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было…
Знаете, друзья, с тех пор я спокойно, без содроганий совести прохожу мимо тех, кто побирается на бутылку. Мне кажется, что если я кину им в кружку даже рубль, то это приблизит их к гибели. Я не хочу оплачивать чью-то смерть!
Я не призываю не давать милостыни. Наоборот, будьте максимально щедры! И все же, имейте мудрость, ведь за все придётся ответить перед Богом. Сейчас читаю дневники святого Иоанна Кронштадского. Батюшка рассказывает откровенно, как часто ему жалко отдавать. И потому, чтобы убить в себе эту “жабу”, он раздавал все, себе зачастую не оставляя на хлеб.
Один Бог знает, как нам надо поступать в каждом конкретном случае. Вот и приучаю себя, прежде чем сделать, успеть помолиться. Трудная наука.
Один раз, помнится, спорил со мной кум: “Понимаешь, они же больные люди. Вот ты сейчас ему не дашь копеечку, он умрёт в ломках”. В ответ я сказала: “Тогда давайте дадим блуднику бабу! Ненадолго, на минуточку! А что? Алкоголизм – это страсть. Такая же, как блуд, жадность и прочие. Человеку надо помогать, когда он со страстью решил бороться”. Ничего-то мне кум не ответил. Может, счел, что я права, а может, просто не захотел связываться…
А что вы думаете по поводу милостыни пьющим?