Игольные уши
и
верблюд богатства

Даже придя в церковь, не говорю уж о мире светском, мы можем увидеть нищую старушку, просящую милостыню, многодетную маму, у которой дети одеты исключительно в дареную старенькую одежонку, и богатого человека, который важно кладёт в церковную кружку 100, 500 или даже 1000 рублей… И он пребывает в полной уверенности, что он – христианин и что так устроил Бог: старушку и маму Богу угодно было сделать нищими, а его – богатым. Такова, мол, Божья воля. И что уж тут против воли Божией поделаешь?! Приходится ему, богатому, нести свой тяжёлый крест. Куда деваться?
Так ли это? В Интернете была опубликована статья Н.В. Сомина – обзор дискуссии в «Православной беседе» № 5 за 1998 год. Статья интересная. Жаль только, что она не достигает широкого круга православных читателей. Цитаты святых отцов церкви взяты из указанной статьи.
Итак, вот что, оказывается, сказал Василий Великий о христианской любви: «Чем больше у тебя богатства, тем меньше у тебя любви». И никаких оговорок. Вот стоишь ты, богатый начальник, в храме, хозяин своего предприятия – знай же, что мало у тебя любви. А Господь есть любовь. Следовательно, далеко ты отстоишь от Бога, несмотря на свою исповедь и усердные поклоны. И как иначе? Была бы любовь к ближнему, как к самому себе, — делил бы по-христиански весь доход. И у каждого – и у тебя, и у твоих работников зарплата была бы одинакова. Никто не требует у тебя: отдай всё и умри от голода. Но как, скажи, ты спокойно ешь свой кусок, зная, что твой рабочий принёс домой «большую зарплату» — 15 тысяч, а у него – пятеро детей? Иоанн Златоуст сказал: «Богатый становится богатым, когда раздаёт своё богатство…Поэтому, если, имея богатство, раздаём его другим, или предложенное нам не берём, мы бываем добры; напротив, если берём или приобретаем его, то становимся недобрыми…» Берёшь себе не равную, а большую часть – ты не добр, но зол. Следовательно, далёк от Бога. В древней православной церкви, а ведь именно её заветы мы обязаны хранить, совершенно чёткая позиция: частная собственность есть следствие эгоизма и есть оскудение Любви. Христианский писатель Лактандий пишет: «То, что было в общем употреблении у всех людей, начало скопляться часто в домах немногих…» Небесные дары, которые бог даровал ВСЕМ своим детям стали собственностью небольшого числа людей. И это есть произвол и БЕЗБОЖИЕ. Ибо человек Божий не поднимет руку на то, что Бог дал другим, всем. Что же дальше? А дальше, пишет Лактандий в Божественных наставлениях, богатые «составили себе несправедливые законы под личиною мнимого правосудия». Таким образом, зачастую земные законы служат лишь тому, чтобы небольшой группе людей, возомнивших себя не такими, как все, удобно было защищаться от нищих. Закон вводится для оправдания страсти, для защиты своей страсти, ибо хищение, любостяжание есть грех и страсть. И тот, кто утверждает обратное, есть человек неправославный.
«Как же скажешь, богатеют злые люди? – пишет Иоанн Златоуст.- Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы. Не Бог дарует им это, — нет». «Мы видим… что большое богатство многими собрано путём хищения или обманом… или колдовством, или прочими подобными способами, видим и то, что имеющие его недостойны даже жить. Что же, скажи мне, скажем, что это богатство от Бога? Да будет это далеко от нас! Но – откуда же? От греха!» «,,,Невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедливости… Бог не сделал одного богатым, а другого бедным»…
Эта цитата, пишет Н. Сомин, есть «довольно неприятный сюрприз для тех, кто считает, что богатство даётся по воле Божией, а потому оно «священно». Замысел Бога о богатстве, по Златоусту, очень прост: отдать богатство бедным, и не часть какую-то, а всё без остатка».
У нас есть любители «смягчить» святых отцов церкви: дескать, не каждому дано стать на такую высокую ступень христианской веры. Потому-то богатые и не могут отдать всё без остатка. Что за «ступень веры», хочется спросить этих защитников, у тех, кто имеет несколько квартир, домов, машин и зарплату, скажем скромно, в полмиллиона в месяц? Объясните, что за лестница и какая это ступень на ней?! А главное – куда эта лестница ведёт? Почему начальник, оставивший себе миллионную прибыль, а своим рабочим отдавший зарплату по 10 тысяч, решил, что так хочет Бог? Не богохульны ли подобные утверж