Что такое теократия? Вот какой ответ даёт Википедия — энциклопедия,которая представляет собой распространённое в обществе мнение, разрешая поправки читалям.
Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — гражданская и духовная власть в одном лице. Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение)…
Однако сразу обратим внимание: точный перевод слова означает «власть Бога», а вот люди объясняют слово «теократия», как власть людей, служащих Богу. Согласитесь, что это разные понятия: власть Бога и власть людей, служащих Богу!
Мы выяснили, что слово «теократия» у нас объясняют, оторвавшись от буквального перевода. Вернёмся к истинному значению слова и поразмыслим над ним. Возможно, мы решим для себя многие вопросы.
Итак, теократия – реальная, настоящая, личная власть Бога. Именно о ней мы молимся в теократической молитве “Отче наш”: да будет на земле Твоя власть такой же, как на небе… Следовательно, мы можем задать вопрос: получается, что на земле нет власти Бога? Но как же тогда утверждение, что «на всё воля Божия», и все события в нашей жизни управляются только Им? Существует ли связь между волей Бога и каждым событием нашей жизни? Управляется наша жизнь свыше или мы сами являемся творцами своей жизни? “От Тебя всё это было” или нет?
Люди всегда понимали, что мир устроен неправильно, неверно, потому что слишком много в мире зла, бед, несчастий, несправедливостей. Простая человеческая логика подсказывает, что событиям нужно развернуться вот так… Тогда будет всем людям хорошо. Но события происходят иначе и всем плохо. Это так захотел Бог? Если в мире многое совершается неправильно и часто торжествует зло, то мы можем сказать с уверенностью: Бог этого не желает! Какие же силы живут и действуют в мире?
Вернёмся к сотворению мира. Книга «Бытие». Начнём с самого начала. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и подарил человеку владычество над всей землёй и над всеми обитателями земли – птицами, рыбами, зверями… И было всё хорошо. Так завершился шестой день творения. Но что принёс седьмой?
Власть Бога была в том, чтобы даровать человечеству сотворённую землю. Земля должна служить человеку. А люди будут плодиться, чтобы новые, народившиеся люди помогали прародителям исполнить повеление Божье. Свобода человека ничем не ограниченна, кроме одной заповеди: не прикасаться к дереву, которое растёт посреди Рая. Теократическая власть положила: человеку быть свободным во всём остальном, кроме одной заповеди.
Нигде Бог насильно не вмешался в дела человеческие, не навязал Свою волю, не следил с пристальностью полицейского надзирателя за людьми, подарил им радость свободного общения. И даже когда Адам и Ева согрешили, они не получили немедленного наказания, но Господь стал беседовать с людьми, пытаясь пробудить в прародителях совесть. Если бы эта совесть проснулась – на том бы, наверно, и дело кончилось! Но, увы…
Человек нарушил заповедь, не покаялся и лишился Рая. Но посмотрим, что происходит дальше…
Каин и Авель. Каин ведь не сразу набросился на брата и убил. Он давно вынашивал в душе недовольство, которое росло с каждым днём, подогреваемое гордостью. Бог лично, как некогда Адама и Еву, пытается предупредить Каина: грех лежит при дверях. Но ты – человек! И потому должен Господствовать над грехом! Если ты уверен, что ты прав и делаешь доброе дело, то почему поникло лицо твоё, почему оно уныло? А если ты понимаешь, что делаешь недоброе дело, то обязан остановиться и победить самого себя. (Бытие; 4: 3 – 16)
Личный разговор Бога с Каином ни к чему не привёл. Похоже, что Каин вообще отказался говорить с Богом. Во всяком случае, в тексте Библии нет никакого ответа Каина Богу.
И даже когда случилось непоправимое, Господь всё ещё искал разговора с Каином: где брат твой? Но Каин лживо и грубо ответил: «Я ему не сторож!» Мы видим, что Каин не только вновь отказался от Богообщения, но он даже не понимает, что Господь всеведущ и давно знает о судьбе Авеля. То есть, Каин полностью отрицает теократию – власть Бога над собою, и даже верит в то, что Богу нет дела до него, Бог за ним не уследит и потому не узнает о судьбе Авеля. Человек совершенно утерял понимание, что Бог видит и знает всё. Почему? Да, наверно, именно от того, что теократия – власть не грубая, не жёсткая, она не навязывает себя людям. Господь ждёт обращения человека к Нему и не проявляет никакого деспотизма и насилия. Потому у людей потерялось ощущение, что Бог всеведущ. А от признания власти Бога над собою они давно отказались — в этом и был первородный грех. Человек сказал себе: я волен делать, что хочу. И это правда, поскольку человек – образ Божий. А Бог не может быть подчинённым и несвободным. Но что мы хотим? Того, что хочет Бог, или противоположного?
Мы говорим, что Бог – бесстрастен. Однако Библия повествует нам о том, что Господь уже в древнюю, Ветхозаветную пору претерпел страсти – он «восскорбел в сердце Своём», что создал людей и даровал им свободу, как Себе. Бог «раскаялся в сердце Своём». (Бытие; 6: 5 – 7).
Возможно, здесь идёт речь о втором Лице Троицы – о Христе. Не случайно Господь говорит, что Адам стал, как один из Нас. Можно предположить, что все чувства второму Лицу Троицы принадлежат изначально. И этот же дар чувств дан и нам, людям. Уже тогда второе Лицо Троицы, Бог Сын, испытал муку, раскаяние, скорбь, величайшее горе от того, что люди оказались недостойны своего Образа.
Что же решает Господь? Он не желает уничтожить всех, ибо есть на земле те, кто сохранил образ и подобие Божие – семья Ноя, подчинённая воле Божией. Так человечество было сохранено. И власть Бога над людьми, через семью Ноя, продолжала изливаться в мир.
Бог заключает завет между Ноем с его сынами и Собой. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землёю…» (Бытие; 9: 13 – 17) Завет заключён не только с человеком, но со всякой плотью, которая есть на земле. Земля была спасена, благодаря человеку Ною и его семье. Теократия восстановлена. Теократия продолжается.
Однако человечество вновь утеряло совесть – совет между Богом и человеческим сердцем. И опять Господь нигде не проявляет деспотичной власти, но пытается исправить человечество. Он является Аврааму и лично беседует с ним. О чём мечтает Господь? Чтобы Авраам стал отцом народов. Множественное потомство произойдёт от Авраама. И Господь надеется, что эти люди будут признавать теократию с радостью. «И буду им Богом» (Бытие; 17: 1 – 9).
Авраам полностью признавал над собою теократию. Именно потому, заметим отличительную черту! – он спорит с Богом и даже дерзает укорить Господа: «Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?.. Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие; 18: 17 – 33). Власть Бога предполагает откровенный разговор между Богом и человеком. Не рабская покорность нужна Богу от человека, но здравый смысл, рассуждение доброе, исполненное правды и любви.
Авраам не всеведущ. Потому он не знал того, что в городах Содом и Гоморра уже нет праведников, кроме Лота и его семьи.
Заметим одну важную деталь: человечество совершенно не желало удерживать праведность. Оно её постоянно теряло. Теряли те, кто изначально имел. Праведность потеряли прародители, праведность потерял Каин, праведность потеряли потомки Ноя, потомки Авраама и Лота… Эта трагедия случалась постоянно. Она хронически повторялась. Отчего? Людям хочется запрограммированной благости: чтобы всё было праведно и раз и навсегда устроено. И чтобы это праведное удерживалось не личными трудами человека, но трудами Бога: эдакая «железная» Божья рука, которая не даст человечеству пасть. Но у Бога иные представления о Своей власти над людьми: люди должны сами побеждать грех и стремиться к идеалу: признаю власть потому, что люблю. И в этом разном понимании власти Бога на земле кроется главная трагедия, как Христа, так и человечества…
Обратимся теперь к Книге Царств и Книге Судей Израилевых.
«Сыны израилевы стали опять делать злое»… (Книга Судей, 6: 1) А вот и любопытная притча, которая раскрывает очень много. (Книга Судей, 9: 7 – 15). Деревья решили искать себе царя. Они измучились от безобразий и тосковали по «железной руке», которая насильно наведёт порядок в уставшем от греха обществе. Позвали в цари маслину. Но маслина сказала, что у неё есть важное дело в жизни: она даёт масло людям. Потому царствовать над деревьями ей некогда. Тогда решили пригласить царствовать смоковницу. Но и смоковница отказалась – у неё тоже есть дела поважнее: дарить сладкие плоды, дарить наслаждение. Обратились к винограду. Но и виноградная лоза сказала, что и ей не до царства: её дело веселить людей сладкими сочными вкусными плодами и вином. Тогда деревья предложили быть царём колючему терновнику. И тот… с радостью согласился!! Более того, у терновника нашлась и столь желанная деревьям «железная рука»: он пообещал всем, кто не захочет покоиться под его колючей (!) тенью, быть истреблёнными: «выйдет огонь и пожжёт кедры ливанские». Из этой притчи мы видим, что стремящиеся к власти – не самые лучшие представители, как у деревьев, так и у людей. Тот, кто имеет какой-то дар, обычно не желает его оставить и заняться царствованием – то есть удержанием в железной руке людей. Кто имеет дар — любит его развивать. Ему просто некогда кнутом и пряником гонять население страны. А вот тот, у которого нет особого благословенного дара, он-то как раз и желает превосходить других. Именно потому: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Так заканчивается Книга Судей. Если справедливость в сердце человека не ущербна, то всё – страна, земля, люди – процветает. И как иначе, если человек держит совет с Богом? Это и есть истинная теократия – когда непосредственный начальник человеку только Бог, и свою совесть, своё сердце человек постоянно сверяет с Богом. При таком устроении жизни никто не страдает.
Но захотелось быть израильтянам – «как прочие народы». (Книга Царств 1; 8: 20). Что послужило причиной? Самуил, судья Израиля, стал стар. А сыновья его уклонились от пути отца и брали подарки, разбирая судебные дела. Вновь старая история: власть, богатство, авторитет постепенно развращают их обладателей. И если даже родители были кристально чисты, то их дети или внуки не выдерживали искушения. Власть, положение в обществе, деньги – развращают людей; потому хорошие качества со временем испаряются, а дурные растут. Эти сорняки внутри себя следует прополоть самому человеку. Однако победить в себе грех люди не захотели вновь. Им захотелось царя – пусть терновник стоит над кедрами и маслинами, над виноградом и смоквами…. Зато будет нас держать «железной рукой», истреблять пламенем, если кто-то из нас будет оступаться… И тогда, на почве страха, всё у нас в государстве будет хорошо. Одно не учли: в таком государстве нет места Богу. В таком государстве нет места истинной теократии. Власть принадлежит человеку — царю или священнику, или тому и другому в одном лице. А человек и Бог — не одно и то же. Человек земной идеальным быть просто не может. Хорошо, если он “пропалывает в себе сорняки”. А если нет?
Самуил был огорчён. Но мы можем только догадываться, сколько огорчений принесли израильтяне Богу! «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня»… (Книга Царств 1; 8: 7).
Что же Господь? Мы видим пример удивительного самопожертвования и смирения. Господь Сам отдал власть людям, но лишь помогал людям выбрать царя… чтобы всё же не терновник восседал на царском троне. Господь выполнил и это желание людей. Почему? Не потому, что ничего не мог поделать со строптивым человечеством, а потому, что хотел, чтобы с Ним рядом были те, кто этого действительно хочет.
Как потом скажет Христос 12 апостолам: а не хотите ли и вы уйти от Меня? Но апостолы имели достаточно разума и любви, чтобы сказать: куда же мы от тебя пойдём, Господи? (Ев. от Иоанна; гл. 6: 67 -68).
Из Книги Царств 3 мы узнаём печальную весть: «Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, как сердце Давида, отца его». (11: 4 -13). Дважды являл Себя Господь Соломону, пытаясь пробудить в нём совесть, но все старания Господа были тщетны.
Царство израильское претерпело разделение на две части: север Палестины — Самария со столицей в городе Самария и священной горой Гризим (Гаризим) и второе царство иудейское со столицей в городе Иерусалиме. Господь Иисус Христос посещал и тех, и других. И хотя говорил, что пришёл к «погибшим овцам дома израилева», но самое простое и ясное откровение о Себе дал самарянке Фатине.
Почему Христос не принял приглашения на царство, хотя заветная мечта: «… и поставлю жилище Моё среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете моим народом…. Призрю на вас и благословлю вас, и плодородными сделаю вас, и буду твёрд в завете Моём с вами»… (Левит; 26: 1 – 13)? Христос предлагал людям истинную теократию – власть Бога над людьми, которая выражается не в страхе, а дружбе, любви, благоденствии и совете. Но люди этого не захотели. Людям оказалась ближе порочная тираническая власть. Хотя она приносит населению муку и страдания, но избавляет от личной ответственности. А это очень удобно! Этот плюс: “моя хата с краю, ничего не знаю, спрашивайте с верхов,” — перевесила все минусы тирании и оказалась людям милее.
«За веру, царя и отечество», — мы считаем эти слова лозунгом православной России, а значит лозунгом православия. Но теократия предполагает иное: любовь человека к Богу и жизнь по совести – по совету с Богом. Не по приказанию Бога, не по насилию, а по совести. Не человек — будь то император, судья, священник, но только Господь – единый царь и начальник.
Вернёмся к притче о деревах. Кто дал деревьям дары? Господь. Итак, если каждый человек будет дорожить даром, полученным от Бога, и будет отдавать плоды этого дара людям от чистого сердца — это и есть идеальное общество, живущее по совести. В таком обществе не может существовать поклонение пред человеком. В таком обществе один Царь — Бог. Это утопия? Этого никогда не будет в человеческом мире? Наверно, до Второго пришествия не будет сего дивного построения в общечеловеческой семье, но… Образ бо дан нам! Человечеству есть к чему стремиться!