Воля Божия в любви к человеку

Уроки веры №2 2020

Как много споров о воле Божией! Именно этими рассуждениями чаще всего православные христиане отпугивают от церкви людей. Вот приблизительный образец рассуждения: молодой человек скорбит, что не поступил в вуз, а ему в ответ говорят:
— Такова воля Божия!
Молодой человек обижается.
А потом у него заболевает и умирает кто-то из семьи. И ему говорят:
-Так захотел Бог!
Во-первых, вопрос: мы узнали об этом от Самого Бога? Господь поставил нас лично в известность о том, что решил Он: такому-то человеку в вуз не поступить, а такому-то – умереть?! Нет, нам Господь не сообщал подобного. Следовательно, говорить, что в этом воля Божия есть великое богохульство, проистекающее от нашей гордости: мы, мол, вели с Богом беседу и знаем, кому Господь что повелел.
Отстаивая данную точку зрения, христиане говорят: всё, что совершается с нами – исключительно по воле Божьей и по-другому не бывает! И это опять есть богохульство, которое проистекает от гордости и требует покаяния. Если мужчина напился – это была воля Божья?! Если у женщины муж пьяница – это ей так «дал Бог», чтобы «наказать за грехи» или «научить смирению»? Неужто кто-то из христиан действительно может думать, что Бог может намеренно сделать человека горьким пропойцем и всё это – лишь для того, чтобы женщину или, тем паче, ребёнка, научить смирению?
Воля Божья – это любовь Бога к каждому человеку, желающая спасти человека, привести его к вечности. Она не может размениваться на медные монеты. Да, есть немало случаев, когда Господь напрямую вмешивается в события, происходящие с человеком, и спасает человека от беды. Да, Господь по нашим молитвам изменяет события и дарует просимое, если оно нам полезно. Но вмешаться в жизнь человека так: дать человеку онкологию, сделать новорождённого ребёнка инвалидом, подослать убийцу или грабителя – нет, это мы судим о Боге по себе.
Сторонники идеи: всё по воле Божией, — приводят, как аргумент, случай со святым Антонием, когда Господь ответил Антонию, вопрошающему: почему так много в мире несчастий? – так:
— Антоний, внемли себе!
Но ведь это единственное спасительное решение, реально способное улучшить мир! Как мы можем поменять мир к лучшему, чтобы в мире было меньше зла, чтобы мир стал воистину Божьим? Разве меняя других? Других изменять – дело неблагодарное: большинство людей этому противятся. А кого же мы можем поменять в мире к лучшему без всяких преград и противостояний? Себя! И только себя! А что произойдёт, когда изменимся мы? Мы перестанем быть проводниками бесовской и человеческой злой воли. И тогда будет вокруг нас воля Божия. А где воля Божья – нет места болезням, скорбям, ссорам, несчастьям.
Надо сказать, что христианство колоссально меняет характер человека. Если человек решил в корне изменить себя, то именно христианская вера будет человеку первой и лучшей помощницей. Вспомним историю: за что канонизирована, как равноапостольная, княгиня Ольга? У нас, кроме Ольги, всего пять равноапостольных жён – Мария Магдалина, Царица Елена, первомученица Фекла, просветительница Грузии Нина, святая Аппия, жена апостола Филимона… И шестая – княгиня Ольга.
Задумаемся над тем, какую колоссальную работу провёл над собой человек…
Ольга отличалась очень решительным и жёстким нравом. Она была великолепным администратором, управителем, экономистом, политиком… Её беспокоила обороноспособность – она стала возводить мощные крепостные ограждения. Она же велела устроить первую государственную границу – на западе, между Русью и Польшей. Она первая стала строить каменные здания. Она поделила государство на очень удобную для административного управления систему Погостов – округов. Она же была неукротима в мести и считала, что любой бунт нужно подавить с такой жестокостью, чтобы у людей более не возникало желания восстать. Летописи подробно описывают её мести древлянам: Месть 1… Месть 2… Месть 5… Людей обманом завлекали в баню и сжигали, закапывали живьём, жгли города…
И вот эта суровейшая женщина, лишённая даже капли жалости, расчётливая и честолюбивая, благодаря этим же своим качествам (!) приходит к выводу, что языческая вера – обман. Есть истинный Бог на свете. Задумав покреститься, она добивается своего. Она и тут покривила, слукавила душой. Просто Ольга привыкла добиваться своего; любую, поставленную перед ней цель, она достигала. Приехав креститься и получив предложение руки и сердца от Константина, она вначале говорит императору: негоже, дескать, мне, язычнице, быть тебе женою. Мне надобно креститься! Покрести меня! А после крещения отвечает императору: но ведь я – твоя крёстная дочь, как можно мне выйти за тебя замуж?!
И вот Ольга возвращается домой, имея при себе священника. Что же встречает она на Руси? Восставшую против христианства дружину и насмешки сына… Как ведёт себя Ольга? Опять закапывает и жжёт людей? Нет! Она проявляет поразительное смирение! Воспитывая внуков в вере христианской, она не решается их даже покрестить, опасаясь несогласия сына и ссоры с ним! Она лишь уповает на волю Божью – на то, что Господь Сам вмешается и Своей волей всё устроит. Она молится, живёт почти затворнически. И единственные её две просьбы к сыну – чтобы, во-первых, не покидал её накануне смерти, но дождался её отхода и похоронил, а во-вторых, чтобы не совершал по ней тризны, но позволил ей быть похороненной по-христиански. Сын, зная, как уважительно мать относилась к его вере, уважил и её веру – Ольга была похоронена по православному обряду.
Что же, дали её смирение, неустанная молитва за Русь и родных людей плод? Да! И ещё какой! Её внук привёл Россию к христианству. Возможно, не так кротко, как бабушка. Но речь сейчас не об этом. Все молитвы святой Ольги исполнились. Ни одна молитва даром не пропала. И более того – её молитвами до сих пор спасается и живёт Русь.
Так был ли Божий промысл, чтобы сын Ольги не принял христианство, чтобы таким образом научить святую смирению? Думается, что не мог милосердный Господь отвергнуть Святослава только из-за того и для того, чтобы научить терпению его гордую и властную мать. Разумнее предположить, что не принять христианство – это была личная воля Святослава. Можем ли мы говорить, что Господь «учил» Ольгу терпению и смирению? Думается, разумнее предположить иное: Ольга, приняв христианство, начала усиленно трудиться над своей душой, в корне меняя привычки и уповая на то, что истинная вера не обманет её. Так и случилось. А милостивый Господь промыслительно укреплял Ольгу на том пути, который она выбрала по своей личной воле, добровольно. Если бы сын Святослав принял решение покреститься, наверное, и он бы получил щедрую помощь от Господа в своём благом намерении. Воля Божья – даровать нам свободу и помогать нам, если путь наш выбран правильно.
Иной раз мы говорим: в чём же наша свобода, если Господь наперёд знает, кто и как поступит? Давайте разберёмся на обычном бытовом примере. Ваш сын поссорился с другом. Ему необходимо извиниться. Но вы прекрасно знаете, что молодой человек очень горд и не пойдёт просить прощения. Заметьте: вы это знаете. Но разве именно от того, что вы это знаете, сын не просит прощения? Ваше знание, как поступит сын, не является причиной его гордого упрямства. Сын поступает по своей воле. Просто, зная ребёнка, вы понимаете, что ребёнок не готов к примирению. Но вашего участия в совершившемся факте – сын, будучи виновным, не просит прощения у друга – нет. Та же ситуация и с нами. Мы – дети Отца Небесного. Не всегда послушные и хорошие. И даже очень и очень часто непослушные и не вполне хорошие. Господь понимает это и знает, что мы не готовы совершить доброе дело или принести покаяние. Но разве Он в этом виноват? Разве это Его воля? В чём Он ущемил нашу свободу? Абсолютно ни в чём. Поступить хорошо или плохо – решает только человек.
Итак, воля Божия – не в том, чтобы насылать на нас болезни или цунами, а в том, чтобы любить нас, как и мы любим детей. Разве не разрывалось наше родительское сердце в тоске: не слушает нас ребёнок, поступает по-своему, а из-за этого может навлечь беду на себя? Сколько раз это было! Но что мы можем сделать? Разве можно прожить жизнь за ребёнка, подстраховать его от всех бед? Именно поэтому народная мудрость и говорит: малые детки – малые бедки, а большие детки – большие бедки. Пока дитё мало, оно зависит от нас. И мы его бережём, чтобы не простудилось, не упало, не сунуло палец в розетку… Легко и ребёнку, и нам. Но когда ребёнок вырос – он действует сам. И не всегда слушает мудрые советы старших. Да и то сказать… А что такое наша мудрость? Наша мудрость есть опыт и горечь пережитых ранее потерь и поражений! Следовательно, как прошли через это мы, так пройдут и наши дети. И нет воли Божьей в том, чтобы наш ребёнок оступился и согрешил. А есть лишь жизненные закономерности земного несовершенного мира.
Воля Божья, чтобы каждый из нас спасся! И если человек этого захочет – он будет несомненно спасён! А если он пока не знает, чего хочет от жизни – как маленькие внуки святой Ольги — то по нашим молитвам спасён будет. Лишь бы мы не сомневались! Лишь бы мы не думали – что промысл Божий в том, чтобы наш или чужой ребёнок стал неблагоразумным разбойником.