Летопись нашего храма

Старший урядник

Василий Болдинов


«В часовне беспоповцев … царят страшный беспорядок и крайняя неопрятность: это не что иное, как четырёх-угольный амбар, с обоих сторон по три покосившихся окна, а к восточной стороне глухая стена, посреди которой поставлена полуовальная рама, в виде дверей: в этой раме стоит деревянный осьми-конечный крест, а к нему посреди еще прибит медный крест с распятием; от этой рамы идут вдоль стены две полицы (божницы), на коих стоят исключительно медные образа разной величины. От рамы выдаётся аршина на два амвон, на котором поставлен стол, на столе такой же крест, как на стене в раме, и напрестольное Евангелие. По правой и левой сторонам моленной, вдоль стен, поставлены лавки деревянные, и на них лежат в беспорядке сотни самых грязных подручников (подушечек). Стены и потолок до того пропитаны копотью, что невольно думается, будто попал к какому-нибудь бобылю в курную избу»1.
В такой обстановке в станице Гиагинской проходила беседа «безпоповцев», состоявшаяся по просьбе Терентия Касилова для разъяснения учения «о святой соборной и апостольской церкви, где и у кого оная находится». Там же, среди собрания безпоповских наставников, впервые упоминается Василий М. Болдинов. Последний выступал помощником ведущего беседу расколоучителя Григория Богаевского, но даже по-боевому настроенные старообрядцы в интеллектуальном поединке с Касиловым проиграли.
Спустя же два года, в очередной статье2 Терентий Касилов уделит больше внимания старшему уряднику Василию Болдинову из станицы Белореченской3.
Епископом Ставропольским и Екатеринодарским Владимиром (Петровым) в конце апреля 1889 года Василий Болдинов из безпоповства присоединён к Православной церкви на правах единоверия. Переход из раскола стал не только важным событием в жизни самого Болдинова, но и послужил примером для станичных безпоповцев. Выбор в пользу единоверия Василию пришлось отстаивать не только вооружившись книгами и знаниями, но ещё крепко стиснув зубы и кулаки. Белореченская гудела и полнилась слухами о том, что Ставропольский Архиерей заставил Болдинова сбросить с себя и топтать ногами старообрядческий крест, проклинать двуперстное сложение, за что станичные раскольники также грозили избиением4.
Несмотря на неприятности, сопровождавшие старшего урядника поле воссоединения со Святой Православной церковью, Василий только укреплялся в вере. До того, как в Белореченской устроили единоверческий храм, о. Дометиан Ивлев5, приезжая в станицу, не только останавливался у Болдинова, но и совершал в его доме Богослужения6.
В марте 1893 года в метрической книге уже устроенного и освященного единоверческого Свято-Успенского храма Василий Болдинов упоминается в должности диакона, а спустя десять лет, после смерти о. Косьмы Кожанова, займёт место настоятеля7.
В январе 1912 года в Санкт-Петербурге о. Василий примет участие в Первом Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), где выступит с докладом о сохранении вообще древнего церковно-богослужебного чина, в частности унисонного пения8.
В 1914 году вместе с псаломщиком Георгием Колышкиным будет переведён в единоверческий Свято-Троицкий храм станицы Темижбекской9, но через четыре года Болдинов вновь вернётся в Белореченскую.
Продолжить служение в родном храме отцу Василию пришлось в непростую пору: Первая мировая война, революция, голод, эпидемия тифа… Масштаб трагедии виден из списка треб метрических книг, в которых всё чаще указываются отпевания. Каждый умерший сочтён и записан (имя, фамилия, дата, причина смерти), но скольких людей еще суждено было похоронить или крестить священнику Василию Болдинову с помощью его верного сподвижника, псаломщика Успенского храма Георгия Колышкина — неизвестно. Последняя метрическая книга датирована 1920 годом, судьба о. Василия и псаломщика Георгия после этого не прослеживается.
P.S.
С февраля 1914 по февраль 1918 годов в Успенском храме служил священник Василий Сапрыкин, иных сведений о нём нет.


Примечание:

  1. Касилов Т. — Беседа с беспоповскими наставниками в станице Гиагинской, Кубанской области (БС 1887.Том_1.стр. 124)
  2. Касилов Т. — Беседа с беспоповцами в станице Белореченской (СЕВ, 1889, №18)
  3. Именной указатель к Приказам по ККВ за 1880-1899гг.
  4. Касилов Т. — Беседа с беспоповцами в станице Белореченской (СЕВ, 1889, №18)
  5. Настоятель Свято-Преображенского храма ст. Ханской, 1-й священник и организатор единоверческого прихода в ст. Белореченской, до конца февраля 1893 года.
  6. Касилов Т. — Присоединение к православию из раскола беспоповской поморской секты в станице Белореченской (СЕВ, 1891, № 3, стр. 73-76)
  7. Архивный отдел управления делами администрации муниципального образования Белореченский район (Ф. 323, д. 176, стр. 1)
  8. Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) (Издание 2012 г., стр.119 )
  9. СЕВ, 1915, №1, стр. 4
Александр Маликов

Александр Маликов

ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Читайте также: