Христос восста

Публикация: №2 за 2015г

Читая Евангелие, многие недоумевают: почему Спаситель, Сам предлагал апостолу Фоме вложить персты в Его раны, но Марии Магдалине прикасаться к Нему запретил?
Объяснения этого факта самые разные. Но среди них выделяются две большие группы. Одна часть священников объясняет происшедшее исключительно почтительностью: к Господу нужно прикасаться с почтением. Мария Магдалина была слишком взволнована и потому свою радость она могла проявить слишком бурно, что не позволительно человеку в отношении к Богу. (Эта точка зрения всё же представляется маловероятной; Мария была рядом с Христом во время Его мучений, видела смерть, помогала снять Учителя с креста и положить во гробе… Вряд ли у неё остались силы на слишком бурное проявление радости.) Однако другая часть священников объясняет евангельский факт по-иному.
    При жизни Спаситель никогда не использовал по отношению к Себе силу своей Божественной природы. Однако ж именно Божественной силой Он помогал другим: исцелял и воскрешал людей. Так мы читаем в Евангелии эпизод о прикосновении кровоточивой женщины. Господь почувствовал излияние из Себя Божественной силы, которая нужна была страдающему человеку. Эта сила исходила именно от Бога. Но этого не требовала теснившая Его толпа, окружившая Его человеческим восторгом почитания. Потому и спросил: кто прикоснулся к Нему?
    Как человек, Господь страдал от душевной боли в Гефсиманском саду ночью; как человек, страдал от физической боли, когда Его избивали; как человек, страдал на Кресте; как человек, Он умер, и Его Тело положили во гроб. Но воскрешение Его, как человека – как Он воскрешал сына вдовы, Лазаря… — было невозможным. Его никто другой не мог воскресить. Воскресение могло произойти только через Его собственную Божественную природу. В Богочеловеке должна была восторжествовать Божественность, ибо в тленной человеческой природе нет НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО МОГЛО БЫ ВОСКРЕСИТЬ УМЕРШУЮ ПЛОТЬ. В момент воскресения — Он был БОГ. Христос воскрес в восстановленном человеческом Теле, которое было уже нетленным. Оно не могло болеть, умереть, зато могло проходить сквозь стены, перемещаться в пространстве… То есть Христос был и остался Богочеловеком. Но в сам момент воскресения Он был — Бог.
Теперь обратимся к Евангельскому отображению событий. Очень понятно говорит о последовательности событий в своей проповеди святитель Лука Крымский.
    Очевидно, Мария Магдалина пришла ко Гробу раньше остальных жен-мироносиц. Не обретя в пещере тела Учителя, она побежала к апостолам, чтобы заручиться поддержкой мужчин. Меж тем, жены-мироносицы уже дошли до пещеры и увидели Ангела во гробе, возвестившего о том, что Господь воскрес. Пришедшие ко гробу апостолы и Мария Магдалина вновь разминулись с женщинами, которые к тому времени уже ушли. Движение вокруг гроба, очевидно, было в то утро непрекращающимся. Приходили не только ученики Христовы, но и Христовы враги, чтобы самим удостовериться в свершившемся факте. Перепуганная стража рассказала всё, что видела. Не может быть, чтобы в ответ на их рассказ, никто из недругов Христа не пожелал сам увидеть место событий. Пришедшие Мария и апостолы увидели пустой гроб. Но если апостолы ушли размышлять: что всё значит и предаваться унылым беседам, то Мария осталась. Она решила искать тело Господа… или просто плакала… При этом она даже не задумалась, как она, слабая женщина может унести мёртвое тело дорогого Учителя… Во всяком случае, о её решимости говорит вопрос к «садовнику»: куда ты положил Его? Видимо по Воскресении ещё прошло очень мало времени. Тайна Воскресения только совершилась – она была слишком велика и страшна. А Тело Воскресшего Спасителя было слишком иноприродно человеку. Прикосновение к Нему для человека было опасным. В Ветхом и Новом Завете не раз говорится о Силе, с которой проявляет себя Божественная природа. Вынести её человеку нельзя. Во время Преображения Господня, допустим, глаза апостолов не могли выносить света, исходящего от Спасителя. Тем более во время Воскрешения Божественная природа Христа проявилась настолько сильно, что прикосновение к Нему могло повредить или даже убить простого смертного.
Святитель Лука Крымский указывает в проповедях на то, что Вознесений у Господа было два (см. проповедь в 6 неделю по Пасхе). Первое совершилось тот час после Воскресения. О чём свидетельствуют слова Евангелия от Иоанна: «Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему. Иди же ко братии моей и рцы им: восхожду ко Отцу моему и Отцу вашему…»
    Господь живёт в «Свете неприступном» Своей Ипостасью, Своей Духовной Сущностью. Есть общее бытие Пресвятой Троицы, а есть, помимо того, ещё и личностное бытие каждого Лица. Своей ипостасью второе лицо Троицы – Сын – находился на Небе в «Свете неприступном». В то время, как в Своём личностном бытии – жил на земле. Непосредственно по Воскресении Господь Сын вознёсся на Небо, чтобы соединиться полностью во «Свете неприступном» с Отцом. (Об этом так же архиепископ Лука говорит в проповеди в неделю 6 по Пасхе).
    Явление Христа ученикам произошло уже после Его схождения на Землю. Святитель Лука говорит о том, что слова о вознесении здесь нужно воспринимать буквально: Спаситель говорит не о том вознесении, которое случится через 40 дней, но о том, которое произойдёт немедленно.
Когда Спаситель вновь вернулся с Небес, Его Тело уже было иным, нежели сразу по Воскресении. Оно было нетленным, Оно обладало уникальными и чудесными способностями, но Оно было неопасным для человека. В Нём вновь как бы уравновесились Божественная и человеческая природа, и это равновесие делало Его не опасным, но спасительным для людей. Он снова был Богочеловек.
    О самой Марии Магдалине католики и православные повествуют по-разному. У католиков Мария Магдалина – образ кающейся грешницы. Или даже – кающейся блудницы. Православие говорит о Марии Магдалине, акцентируя внимание на том, что она — мироносица и равноапостольная. Ей первой Иисус Христос поручил нести весть о Его воскресении. Из неё были изгнаны семь бесов – об этом сказано в Евангелии. Но православие не строит на этом факте никаких домыслов. Беснование в ту пору было явлением нередким. Как мы знаем из Евангелия – страдать люди могут не только из-за своих грехов и не только за грехи родителей. Такие жёсткие приговоры людям выносили фарисеи. Но Сам Христос при исцелении слепорождённого говорит, что это не всегда так – но чтобы явилась на человеке Сила Божия. Потому православие никак не останавливается на жизни Марии до Христа. Это не важно.
    При Воскресении присутствовали не только стража, но и два нейтральных (если не сказать больше – враждебных) свидетеля. Это историограф Иудеи при Понтии Пилате Гармазий и врач Ейшу. Присутствие не кого-нибудь, а врача – факт сам по себе удивительный! Из него видно, что стража была поставлена не только потому, что враги Христа боялись: ученики украдут Тело Христа и солгут о Его Воскрешении. Если бы дело было только в этом – врач вряд ли нужен. Нет, скорее всего, фарисеи и римляне уже поняли то, что Воскресение должно совершиться воистину. Они (рассуждая по-человечески; по-другому они не могли!), видимо, собирались предпринять какие-то «контрходы». Врач, как человек учёный, должен был, наверное, помочь объяснить происходящее и подсказать, как с ним бороться. После того, как Земля погрузилась во мрак во время Крестных страстей и Крестной смерти, иудеи и римляне не могли не понимать, что может произойти нечто из ряда вон выходящее. Гармазий не терпел Христа и всячески старался помешать жене Пилата Прокуле — Клавдии пройти к мужу и отговорить его от казни. Именно он предложил выставить стражу, опечатать гроб – хотя камень и так был настолько велик, что отвалить его практически невозможно. Но для верности понадобилась ещё и печать!
    Гармазий и Ейшу одинаково описывают произошедшие события. Люди, сторожившие пещеру, чувствовали себя здоровыми. Всё было хорошо. Они приготовились наблюдать, следить за пещерой. Вдруг стало очень светло. Свет был необычным. Им стало страшно,,, Над землёй они увидели человека, как бы сотканного из света. Кто это был: Христос или ангел? Затем послышался сильный удар грома. Однако ж очевидцы чётко понимали: удар грома произошёл не на небе, а на земле! И какая-то стоявшая недалеко у пещеры женщина закричала: «Открылось! Открылось!» Пещера была открыта. Потом всё исчезло. Видение человеческой фигуры, сотканной из света, объясняют различно. Одни настаивают, что это был ангел, другие считают, что это был Сам Иисус Христос. Святитель Лука, например, полагает, что стражники уже давно охраняли пустую пещеру: Воскресение произошло для них невидимо и неслышно. И лишь схождение ангела произвело столь потрясшие очевидцев явления. Ангел показал, что пещера пуста.
    Разумеется, знать и понимать точно события Воскресения никто из людей не может! Но анализ произошедших фактов объясняет нам, что во время воскресения были явлены такие небесные силы, которые обычному человеку со смертной плотью просто не выдержать. Этим и объяснялось предостережение Спасителя не прикасаться к Нему. Спаситель не мог допустить, чтобы одна из Его учениц пострадала при Его Воскресении. Не явиться Господь Марии Магдалине, очевидно, тоже не мог. По преданию, Архангел возвестил уже Богородице велию радость: Её Божественный Сын жив! Но Мария Магдалина очень страдала, пребывая в неведении. Если апостолы мучились, были подавлены от того, что не понимали происходивших событий, то сердце жен-мироносиц было исполнено искренней скорби не о себе, а об их Учителе. Мария плакала. Видя её слёзы, Господь не мог оставить её в скорби. Господь Сам скорбел о каждой человеческой слезе. Потому и явил Себя Марии «раньше времени» — для утешения её горя. Не забудем же об этом! Пусть сердце наше переполнится благодарностью к Богу за эту Его Любовь к нам, людям!
    Воскресение Христово… С него апостолы и равноапостольные потом будут начинать каждую свою проповедь. Воскресение Христово – это первая и важнейшая Истина.         Воскресение Христово – основа нашей веры. Ибо если не воскрес, то бессмысленно всё. Но оно было! «Пасха! Радостию друг друга обымем!»