1. Кто виноват?
Ох, эти извечные русские вопросы: кто виноват? что делать?
Я работаю учителем. Всю жизнь наблюдал одну картину: учителя внушали детям с первого класса: нужно любить маму, папу, бабушку, дедушку, нужно уважать старших. Даже старших братьев и сестёр слушаться надо. Общество было атеистическое, потому верующему человеку в школе было тяжело, но моральные ценности у советских атеистов и верующих совпадали. И если не демонстрировать на публику свою веру, то жить и работать вполне можно было.
Что я вижу сейчас? В каждой школе психологи. Всё чаще и чаще наблюдаешь одну и ту же картину: из кабинета психолога выходит торжествующее гордое чадо с высоко задранным носом, весь вид которого говорит: умру, но не сдамся! Я хоть и замучен семейной неволей и безграмотными родителями, но… жив ещё «Курилка-журналист\психолог». И он мне поможет!
И груб, и глуп, и завистью размучен,
Всё тискает в свой непотребный лист
И старый вздор и вздорную новинку.
— Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет.— Да… плюнуть на него. (А. С. Пушкин)
Вот только совету гениального поэта в данном случае очень трудно последовать. Потому что следом за гордым чадом выходит заплаканная мамочка в предынфарктном состоянии. А потом выходит довольный психолог, доверительно прощается с ребёнком, демонстрируя понимание его «великой скорби», и холодно кивает матери: подумайте, мол, над своим поведением и своими методами воспитания!
Что случилось с нашим обществом? У нас нет теперь ни морального кодекса строителя коммунизма, ни Декалога библейского… А что у нас есть? Гордые, распоясавшиеся подростки, которые – вот удивительно! – до 14 – 17 лет напрочь не замечали и не понимали, что живут они в ужасной семье, что детство у них несчастное, а родители тупы. Но в подростковом возрасте им тётя-психолог открыла «истину»: во всём виновата мама! Мама и папа вместе виноваты бывают редко, потому что полных семей почти не осталось. Потому во всех бедах подрастающей личности виновата мама, которая… осталась одна с детьми, которая работала с утра до ночи, а вечерами проверяла уроки, а ночами готовила обеды и завтраки на следующий день, стирала и гладила школьную форму, а то и работала при лунном свете на огороде, а спала – утром в трамвае, пока едет на работу. И вот эту маму общество попрекает: мало уделяла внимания детям, была очень деспотична (ещё бы: посмела ругать за то, что, придя с работы, обнаружила на кухне полную мойку грязной посуды!), не вникала, находясь на работе, с кем дружит её ребёнок, не обеспечивала детей, как принцев и принцесс — кабриолеты не покупала, цветы с асфальта не рвала, не поддерживала их интересы (пирсинг, дреды, татушки и проч.), а то и смела эти самые интересы запрещать, проявляя, таким образом, невиданный деспотизм…
И вот чадо вырывается на свободу и куролесит, как может. Ну, первым делом проклинает мать и говорит: я тебя знать не хочу. А потом с открытым забралом рвётся в жизнь. А в жизни одна ошибка нахлёстывает на другую, ничего не удаётся. Но кто виноват? Ах, да… школьный психолог говорила, что виновата мать – неправильно воспитывала! И сын или дочь продолжают испытывать ненависть к маме. И несут его по жизни, как флаг – знак своей глупости, гордости и неблагодарности.
И вот я сравниваю старые времена и наши. Дитё нашкодило – мать отшлёпала хворостиной. Пошёл жалиться отцу, а папа: так ты матерью недоволен?! да я ж тебе!… Ремень некогда снять, так что можно получить и вожжами или кнутом по одному месту.
А вечером батя остынет, подзовёт и строго скажет: на мать не смей обижаться! она тебе жизнь дала! Ну, может, ещё подзатыльник отвесит… На всякий случай. А то вдруг чадо не поняло?
И на следующий день конфликта как не бывало! Ребёнок весел, помогает маме, мама оладушков нажарит, за стол усадит, вихры потреплет ласковой ладошкой. Семья спокойна!
А что мы имеем сейчас? Сейчас мы имеем великовозрастных детин, которые продолжают шипеть от злобы на родную мать. А в жизни у них ничего не клеится, не ладится. А мать доживает одна, без мужа и детей, в слезах и скорби о неудачном материнстве… или в холодном равнодушии… Но женское сердце равнодушно только тогда, когда его сломали. Сломали, потому что били напрямую в сердце… сапогом… В результате – семья разрушена, личности сокрушены до основания, в обществе царит атмосфера злобы, злопамятности, уныния… А скажите, пожалуйста, ради чего это всё? Ради того, чтобы процветала у нас психология! А стоит ли эта овчинка выделки??
Что нам даёт подобная практика? Вечно унылых женщин и вечных неудачников-детей, которые всю жизнь тратят на то, чтобы доказать: мать их недооценила! А они не такие! Они на рубль дороже!
Мы говорим, что зависимость ребёнка от родителей – это плохо. Меж тем, психологи порождают целую армию последователей «зависимости от независимости». Чада эдаким способом зависят от матери всю жизнь, потому что им кажется, что вся их жизнь испорчена именно мамой. И они стараются себе как можно чаще напоминать: опять не повезло? Но это же следствие моего затюканного детства! Это всё она виновата! И вечно тычут пальцем, указующим перстом в маму: ату её! Лови!
Они уже не могут до старости отпустить мать, таскают её образ за собой, как подушку для битья. Плачут и ждут, когда же жизнь ототрёт их слёзы ласковой ладонью. И никто не скажет этим неудачником: ребята! У человека, сотворившего такой грех, удачи никогда в жизни не будет! Этот грех – самый тяжёлый… Грех ненависти к той, кто дала жизнь и вырастила.
Поразительно, что никто не задумывается: а почему я в детстве с этой плохой мамой был счастлив? Может, она не такая плохая, как я её себе нарисовал? И что ещё более поразительно – взрослые дяди и тёти психологи тоже не задают этого вопроса разбушевавшимся подросткам.
Психология в нынешнем виде чаще всего упраздняет понятие греха. Ну, нет его! Есть особенности поведения, которые обусловлены какими-то проблемами в детстве, в которых повинны все вокруг, но только не сам ребёнок. Таким образом, приходится признать, что такая психология большей частью богопротивна в своей основе.
Ковыряние в своём грехе батюшки не благословляют. Исповедался, покаялся и пошёл жить дальше. Упал вновь? Вновь поднимайся, кайся и иди дальше. Самокопание не доводит до добра. Но если ковыряние в своих личных грехах есть уже проблема, то какая же огромная по величине проблема, когда человека учат копаться в грехах родителей! Порою… несуществующих, придуманных воспалённым подростковым воображением и странными психологическими тестами.
Вся психология заключена в словах апостола Павла: плачь с плачущими и радуйся с радующимися. А вся житейская мудрость и секрет удачи заключены в пятой заповеди Декалога: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».
Однако потрясает другой факт: никто почти из родителей не ставит современного психолога на место. Особенно мамы. Они плачут, страдают, болеют. И никто не скажет учёному человеку: а почему ты оправдываешь грех? Ты хочешь медленно убить моего ребёнка?
Именно медленно. Потому что яд растления, гордости, неблагодарности медленно отравляет вначале душу, ум, а потом и поражает тело.
Наглость и чёрствость пронзает наше общество. А причина, я думаю, в разрушенных семейных связях. Во всяком случае, у незнающих психологии бабушек и дедушек, а тем паче прабабушек и прадедушек, жизнь была намного счастливее. С благословения родительского жизнь удачно складывалась. И приходили просить благословение, почтительно становясь на колени перед родителями.
В давние времена мужчина, наверно, умер бы от стыда, если бы отважился обвинить в жизненных невзгодах свою маму! А он, мужик, на что?! А сейчас мы просто культивируем инфантилизм и скудоумие: сиди, плач всю жизнь от того, что достались плохие родители. И ничего не делай. Потому что, что бы ни делал, будешь несчастен. Ведь твоя мать растила тебя неправильно, когда тебе было полгодика… или годик… или пять лет… Правда, ты об этом напрочь забыл. И был лет эдак тринадцать вполне счастлив…
Что делать? Я думаю, что каждому психологу следует первым делом положить на столь Библию. Ну, а после повести конфликтующее чадо в детдом. Пусть посмотрит в глаза сирот, пусть увидит эту необъятную тоску в глазах. А потом… потом, возможно, конфликт матери и ребёнка будет исчерпан полностью. И консультация психолога уже не потребуется!
Да и мамам стоит взять себя в руки, перестать плакать, перестать чувствовать себя виноватой во всех существующих и выдуманных бедах своего отпрыска и дать отпор как потерявшему совесть ребёнку, так и поддерживающему его учёному взрослому.
1. Кто виноват?
Перехорисис или в другом написании перехорезис… Взаимное проникновение частей друг в друга. Это не есть смешение, а нераздельное и неразлучное соединение двух или более частей. Единство в многообразии, образом которого является круговое движение. В переводе с греческого обозначает «ходить кругом», «совершать обход по кругу».
Так во Христе соединилось Божеское и человеческое. Так нетварные божественные энергии пронизывают тварный мир и дают ему возможность жить.
Христос стал человеком по любви. Святые, оставаясь людьми, соединяются с Божьей благодатью. В семье жизнь одного становится жизнью другого. И во всём этом — перехорезис, проникновение друг в друга.
Удивительный перевёртыш появился у нас в последнее время: мы твердим, что каждый из нас – отдельная личность – муж, жена, дети… Каждый отдельная личность, на которую не нужно давить, которую нужно ценить, как отдельную. Именно в её отдельности её наибольшая ценность. Что же получается? Что мы отошли от образа Пресвятой Троицы? Вспомним, чего жаждал Сергий Радонежский… «Воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего».
Нам страшно от нашего разделения. Мы забыли о том, что муж и жена – это один человек. А мужской и женский пол означает то, что означает: полчеловека, половину. Дети и вовсе в наше время кричат о своей неимоверной самостоятельности. И нам учёные-психологи без конца повторяют: в мир пришла другая личность! Конечно, другая. Как Личность Бога Отца не есть то, что Личность Бога Сына или Личность Святого Духа. Но… Они нераздельны! Так и в семье происходит проникновение одной личности в другую до полного неразделения. Означает ли это подавление личности? Конечно нет! Это просто означает… Любовь.
«Они целиком и постоянно и нерасторжимо охвачены друг другом, так что и энергия трёх ипостасей – едина.» [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 21] «Поскольку Отец, Сын и Святой Дух неслиянно и несмешанно находятся друг в друге, постольку мы точно знаем, что у Них — одна энергия и одно движение». [Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, 113]
Образ нам дан – неразрывное единство. Одна энергия в семье и одно движение. Один во всех и все в одном. Почему не следуем? Ведь этим семейным единством и единством общества – община, вече – стояла всегда матушка Русь. Почему мы так боимся нынче прослыть немодными, отсталыми?
Нас часто пугают: никто из тех, кто не согласен с требованиями нового цифрового общества не сможет больше ни продавать, ни покупать. Эти слова являются главной страшилкой в наше непростое время. Но знаете… Ничто не ново под луною! Такое уже было! Вспомним спор коливадов – монахов, которые не соглашались совершать панихиду по воскресеньям и призывали непрестанно, на каждой литургии причащаться. Чем им пригрозил константинопольский патриарх?
«…Руководство монастыря, по внушению экс-патриарха Кирилла, издало письмо, которое предписывало не допускать непокорных монахов ни в церковь, ни в келлии, ни даже на мельницу. Св. Афанасий передаёт сказанные по этому поводу слова одного из монахов, попавших под осуждение: «Кир Кирилл, не имея подходящих слов, чтобы защитить своё нововведение, воспользовался крыльями мельницы, надеясь с помощью голодной смерти подчинить тех, кто не подчинялся другим путём». «Осуждение колливадов (так теперь стали называть не согласившихся с нововведением монахов) было для них, как пишет Св. Афанасий, не злом, но благом, потому что теперь они могли спокойно уйти в любое другое место Святой Горы, сохранив при этом свою совесть спокойной.»
Почему мы вспомнили о коливадах? В православии – это пример на все времена. Пример стойкости, пример отпора новым модным нововведениям. Наша семья в старые добрые времена была замкнутым кругом, замкнутой системой. Но нынешние новомодные течения психологии разомкнули круг, превратили его в прямую линию. И по этой прямой, удаляясь друг от друга, убегают дети от родителей, мужья от жён, жёны от мужей. Стали ли мы счастливее, настаивая, что каждый из нас — отдельная личность? Не думаю. Вглядитесь в лица этих самых пресловутых отдельных личностей, наших подростков! Они зачастую выглядят потерянными и несчастными. Внутренняя свобода от семьи и родителей вырвала их из круга семьи. Все разбежались в разные стороны. И нет уже любви и мира между братьями и сёстрами, родителями и детьми… Современное общество выбрало неверный, погибельный курс. Но мы озабочены только тем, что нельзя будет продавать и покупать… потому нужно молчать… Крылья мельницы здорово ударили по голове наше современное общество. А совесть-то наша неспокойна! Нам бы взять в пример старцев-коливадов и вовремя, без страха и паники, отказываться от новомодных введений.
Посмотрите на старые семейные фото! Как часто на них муж и жена выглядят похожими, будто родные брат и сестра! Проникновение друг во друга оказалось столь глубоким, что сделало их похожими даже физически, внешне. И посмотрите, какие у них спокойные и ясные глаза!
Счастье супружеское, родительское, семейное счастье – награда за их сознательное уподобление Пресвятой Троицы в единении.
Чего же испугались мы? Того, что нам не будут разрешать заходить на мельницы, продавать и покупать? Нет, мы просто постыдились быть немодными. Мы дали друг другу полную свободу. И стали глубоко несчастными личностями, наши семьи разваливаются, наши дети уходят… А мы боимся сказать слово «нет!» новомодному психологическому оружию. Каждый из нас уж готов рассуждать, что мы только породили отдельную личность, что через нас Господь просто спускает в мир нужных Ему людей… И у каждого из них своя дорога, отличная от нашей.
Что ж… Как в сказке… На распутье у камня: пойдёшь налево… Пойдёшь направо… Но думается, что только вспомнив об образе Пресвятой Троицы, только вспомнив о Её единстве, только уподобившись её единству, проникновению друг в друга, когда уже не два, не три, но Одно – только тогда наши семьи будут счастливы и крепки. А значит, будет в семье счастлив каждый – от младенца до старика. Оно ж и понятно: все вместе – душа на месте. Потому что по-Божьему.