О божьем народе

Публикация №4 за 2021г

С тех пор, как люди позабыли, что Евхаристии они достойны только в собрании, что Евхаристия есть общее дело, а не индивидуальное, с тех пор, как люди стали заботиться только о своём индивидуальном спасении, они напрочь забыли, что такое Народ Божий. А ведь Святое писание говорит именно о нём!
Какова цель собрания Церкви? Общая святость! Какова цель государства в конечном итоге? Общая святость! И на примере государства мы прекрасно понимаем, что выживает только то государство, где большее число людей чисты. Если в государстве начинает стремительно увеличиваться количество негодяев, блудников, воров, предателей и проч. – такое государство не устоит, какими бы выдающимися и святыми людьми не были бы отдельные его представители. То же самое и в церкви. Церковь держится не личной святостью, а общей.
Итак, основа Церкви, как и основа государства, основа любого общества, не личная, а общая святость. И об этом нам напоминает неоднократно и Святое писание. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой.» (1 Петра, 2:9)
Человек в самом своём начале – существо общественное: Господь сотворил человека – мужчину и женщину сотворил их. (Бытие, 1; 26-28) То есть, человек по Святому писанию – не одинокая личность, а двое. Да и быть иначе не может. Человек есть образ Божий. А Бог – Святая Троица. Потому неделеима семья. Семья – малая церковь, говорим мы. А церковь может быть только соборной. Не составляет церкви одинокая личность.
Мы часто говорим, что царь Соломон стал угоден Богу, потому что попросил себе мудрость. Но это не совсем верно! Обратимся к тексту писания. Это Третья книга Царств. Глава 3: «7 и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; 8 и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; 9 даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?»
Мудрости ли просил Соломон? Обычной, житейской?? Вовсе нет! Он просил мудрости управлять народом Божьим. Поскольку Соломон, будучи обычным человеком, не ощущал в себе силы для правления огромным по численности народом. Соломон понимал, что для власти над народом человеческого ума никогда не хватит. И стал просить у Бога мудрости в правлении. Вот о какой мудрости идёт речь: о мудрости для управления большим народным сообществом. И угодил Господу Соломон именно желанием заботиться о народе.
Обратимся вновь к книге Бытие. Для чего явился Господь Авраму у дубравы Мамре? Чтобы утолить печаль Аврама и Сары и дать им долгожданного ребёнка? Чтобы подарить их семье подарок? Нет. У Господа были другие планы. Он избрал Авраама и его супругу для того, чтобы произвести от Аврама «народ великий и сильный». «Утаю ли Я от раба моего Авраама, что ХОЧУ делать?» (18; 17-18). Бог хочет иметь Свой народ. Господь никогда не скрывал этого желания и Своей воли. И потомство Авраму дано не только для того, чтобы утолить печаль двух личностей – супружеской четы. Потомство Аврама – не просто дар супругам, чтобы исполнить их личную молитву, но это прежде всего – желание Господне иметь Свой народ. Аврам становится Авраамом, что значит «отец множества».
Новый Завет относится к Церкви, как к истинному семени Авраама, которое есть Народ Божий, который имеет определённую высокую миссию и на земле, и в вечности. Любой человек, не зависимо от земной национальности, принимающий Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа, становится частью Божьего народа.
У нас изменилось даже представление о монашествующих. Что делает монах? Спасает себя, свою душу, — так отвечаем мы. А как же тогда: “кто душу положит за други своя”? Монах молится о мире и спасении его. А для чего служится Литургия? Мы так же молимся о мире всего мира! О благорастворении воздухов и изобилии плодов земных… Только для тех, кто свят и непорочен? Нет, на Литургии молятся обо всём мире. Да и солнце Господь, как известно всем, посылает и добрым, и злым.
Каждый, входящий в Церковь, очищается и освящается не в силу личной святости, а в силу соборности. Получается, что так легко спастись? Быть всем вместе и всё? Нет. Каждому надлежит путём работы над собою улучшать «качество» народа. Тот, кто этого не делает, ухудшает нравственное состояние народа и потому в послании к Римлянам мы читаем: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морский, только остаток спасётся.» (Рим.; 9, 27)
Автоматического спасения только потому, что ты в числе народа, не происходит. Поэтому спасается ОСТАТОК народа. Этот Свой остаток Господь имел всегда, во все времена. Бывало, что остаток очень сокращался, бывало, что увеличивался. Но он всегда был множественным.
В Библии мы видим повторяющиеся страницы истории. Начало: большая часть народа чиста и верна Богу. Затем начинается медленное развращение народа и остаток начинает сокращаться. Когда остатка становится совсем мало, жизнь его в окружении разложившегося общества становится невыносимой. И тогда Господь выводит сей остаток, вновь его распространяя и увеличивая. Так остаток становится вновь началом. Там, где был конец, всему начало стало. А оставленное государство погибает и исчезает с лица земли.
Остаток-начало смыкает разные периоды человеческой истории и служит переходным мостиком. Так Ной и его семья стали связующим звеном между Ветхой и Новой эпохой. Иоанн Креститель и его сподвижники заканчивают эпоху пророков и полагают начало новой, когда на землю пришёл не очередной пророк, но сам Господь. Последние, выжившие в атеистической России христиане, стали начатком нового верующего народа. А вот насколько долог период благоденствия народа зависит исключительно от качества составляющих этот народ личностей. Чем больше душ развращённых, тем быстрее собирается и выводится из падшего общества остаток Народа Божьего.
Самым ярким примером собирания остатка является отделение Самим Спасителем части народа от официальной церковной общины: горстка учеников и преданных женщин. А после Распятия и положения Господнего Тела в Гроб, стремительно сокращается и этот остаток. Уже, кажется, можно пересчитать по пальцам верных Богу. Может, если бы остался верным только один человек, Господь бы и прекратил дни человечества. Но сохранялось, пусть малое, но спасительное множество. И история человечества получала возможность развиваться дальше. Эти остатки народа, соединяя эпохи, являются красной нитью человеческой истории, связующей её во едино. Только вокруг неё и теплится жизнь.
Остаток народа Божьего держится личным усилием каждого человека. Общее и частное так тесно переплетены, что уже неотделимы. Без усилия личности нет спасения обществу. Без общества нет спасения одинокой личности. Это парадоксальность, присущая Церкви. Конкретная жизнь каждого конкретного человека либо разрушает общество, либо укрепляет его. Поэтому не может быть христианским подход: моя хата с краю, ничего не знаю. Я спасусь, а что с остальными – не важно, ведь всё равно за грехи других не ответишь. Да, за личные грехи других мы, конечно, не можем ответить. Но вот за грехи общества, увы, отвечаем и страдаем вместе с обществом. Вместе с народом. Или благоденствуем тоже вместе с народом. Верующий не может быть премудрым пескарём, который удачно спрятался за Богом от всех бед, постигающих человеческое общество. Поэтому каждый верующий человек, праведен он или нет, разделяет судьбу своего народа. «Здесь терпение и вера святых» (Откр., 12, 10)
Личная работа против греха каждого человека в сообществе меняет сообщество и движет его от обычной праведности к святости, где каждый человек являет красоту и мудрость образа Христа, являясь иконой Бога. И напротив: ««пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8).
Само слово Вавилон стало нарицательным, ибо обозначает: смешение. Когда замешано праведное и греховное, доброе и злое, чистое и блудное воедино. Такое государство падёт. Такой народ не возродится. А его остаток будет выведен Господом. Там, где конец, всему начало. Но прежде будут страдания, ибо греховное начинает восставать на святыню. Вавилонская блудница упивается кровью святых и свидетелей Иисусовых. (Отк. 17, 6) При этом таковой блудницей может стать не только атеистическое общество, но и Церковь. Что, как не грех блуда для Церкви, — отступление от канонов, пролитие крови во времена инквизиции, продажа и покупка индульгенций, сажание на кол и отрубание пальцев священникам во время раскола, вопли к Богу умирающих в монастырях узников?
Перед революцией Россия потеряла чистоту веры, не имела пастыря-патриарха, превратила веру Христову в схоластику либо в спиритические сеансы. Блудница поднялась, упилась кровью верующих. Но остаток был спасён даже в горниле революции. И этим остатком, наверно, была вымолена победа в Великой Отечественной…
Книга Левит, 26: 3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, 4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; 5 и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно; 6 пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей; 7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; 8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;9 призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; 10 и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; 11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; 12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. 13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
Мечта Бога и людей едина: народ Божий радует Господа и наслаждается своим благоденствием. Удивительно, что очень большая, подавляющая часть человечества от этой мечты отказалась. Более того, она ненавидит Божий остаток в себе, начинает проливать его кровь только за одно напоминание о Божественном желании ходить среди народа Своего.
Многие человеческие души горестно восклицают: куда же смотрит Бог, если на земле столько горя и слёз?! Ответ на этот вопрос очень прост. Страдания на земле добрых и чистых людей велики, ибо большая часть человечества не желает быть Божьим народом. Именно поэтому страдают верующие и невинные. Но выбор перед каждым: как в той притче… Вылить ли из сосудов чистую воду, выпить от отчаяния воду отравленную и обез­у­меть… или до конца сохранять веру и рассудок… да ещё при этом пытаться спасать окружающих. Так мы определяем, войдём ли мы в остаток Народа Божьего. Личный выбор за каждым…
Иной раз обиженный отчаявшийся человек говорит: как же так? Бог оставил нас барахтаться в этом мире и наблюдает со стороны, как нам тяжело? Есть рассказ Ройзмана о том, как в дверь постучал окровавленный, сбежавший из концлагеря человек. Немцы расстреляли людей, но один оказался жив и выбрался изо рва. Он ходил и просил убежища. Но его все гнали. И только маленькая пятилетняя девочка подбежала к маме и воскликнула: “Не прогоняй! Это же наш Бог Иисус Христос!” Господь здесь с нами. Он пообещал уже нам быть с нами до скончания века. Он хотел благоденствовать среди Народа Своего. Но пока… Он страдает. Скажете, что рассказ Ройзмана — пересказ выдумки и воспалённого воображения младенца? Но не здесь ли был Господь, когда Его распинали на кресте? Здесь. С нами, с человечеством… Он разделяет нашу участь. Если Он ждёт нашего исправления, то как же нам не желать исправления ближнему, как же ближнему не помогать? Если мы остаток Божьего народа….