Благословение

Уроки веры №6 2017г

Служба уже закончилась. Несколько человек, каждый со своим делом, ждали у алтаря отца Филарета. Задняя часть очереди оккупировала скамейки у стены. Варвара скучающе разглядывала очередь и, по обыкновению, препиралась с Еленой и Элисо:
— Неужели нельзя поехать в этот Ольгинский монастырь без благословения? Только зря время теряем.
Елена, поблескивая очками, строго сказала:
— Нет, никак нельзя. Сколько раз тебе повторять: прежде, чем начать какое-то дело, надо взять благословение, а тем более на поездку в монастырь.
Элисо подтверждающе кивала. У нее, в отличие от Варвары, никаких таких сомнений не возникало. Раз надо, значит, надо. И точка.
Варвара — новичок в церкви — и раньше наблюдала эти смиренные подходы к священнику с руками, сложенными лодочкой. «И зачем эта проформа?» — протестовало все в ней. А теперь ради «проформы» надо стоять в очереди, томиться и, неведомо сколько, батюшку ждать. И все-таки Варвара решила не возникать — уж очень ей хотелось поехать в монастырь. Вон Елена побывала во многих монастырях России и так интересно рассказывала о них. Но до России далеко, как до Луны. А тут под носом, во Мцхета, единственный русский женский монастырь в Грузии — Ольгинский. Просто грех не поехать.
Неожиданно из алтаря появился отец Филарет, держа крест и Евангелие. К нему навстречу рванулась фигурка в берете, известная всем под названием «маленькая Нонна в черных очках». (Фамилий друг друга никто не знает, вот и описывают по приметам типа «Лида с пером» или «Валя с цветочками».) Нонна схватила священника под руку и зашептала театральным шепотом:
— Ой, батюшка, у меня опять смертельное искушение. Благословите в дом котеночка взять. Я женщина одинокая. Мне общение, как воздух, нужно! Все же тварь живая. Мяукать будет.
— Возьми.
— Значит, благословляете мне котеночка, батюшка? В утешение?
— Возьми, возьми, — заторопился о. Филарет, увидев, как прихожане красноречиво поглядывают на часы.
— А если котенок у меня святую воду выпьет? — не унималась Нона. — Вот грех какой страшенный выйдет!
— Тогда не бери.
— Но если я его не возьму, жестокосердие с моей стороны выходит. Котеночек-то уличный, кушать хочет. Все ж тварь Божья.
— Тогда возьми.
— Взять-то недолго, — тянула свое Нонна. — Я же, знаете, все по благословению делаю, с духовным рассуждением. А вдруг котенок в доме пакостить начнет? Или, не дай Бог, святое Евангелие порвет? Меня аж в жар бросает от одной мысли!
— Тогда не бери, — терпеливо отвечал ей батюшка.
В очереди уже изнемогают — когда же конец? А Нонна еще двадцать минут выясняла участь «бедной животинки», пока не отбыла домой. Радостно вздохнув, Елена кинулась с поклоном к отцу Филарету:
— Благословите нас в Ольгинский съездить.
— Бог благословит! — ответил он и, взглянув на набычившуюся Варвару, добавил. — И ее с собой возьмите. Полезно будет.
Елена поблагодарила и повела сестер к выходу, а Варвара скептически бубнила ей в спину:
— Ну и что? Какой толк от этого благословения — мне что, от него ума прибавится или денег?
Елена весело взглянула на непутевую сестру и засмеялась счастливым смехом:
— Почему ты, как Фома неверующий? Раз батюшка благословил, значит, поедем. В общем так, встречаемся в воскресенье в семь утра на Боржомском вокзале.
— У меня денег на дорогу нет, — буркнула Варвара и отвернулась.
— Ах, какая ерунда! — отмахнулась Елена и заверила. — Господь подаст.
Потом наскоро поцеловала сестер и побежала к метро.
Вечер пятницы пролетел быстро. У Варвары еще была надежда — может, кто из старых клиентов позовет ее на уборку в субботу (другого заработка не было). Увы, телефон молчал. Прошла половина субботы, и Варвара с горечью заключила: «Все глухо, как в танке. Туфта это все — благословение».
В ответ на ее мысли тренькнул телефон.
— Вы можете прийти ко мне помыть окна после ремонта прямо сейчас? — прозвучал в трубке незнакомый женский голос и начал диктовать адрес.
Через полчаса она уже мыла окна, разглядывая квартиру, куда попала. Шкаф, набитый медицинской литературой, говорил сам за себя. Рядом полка с духовными книгами: тисненые издания Дьяченко, Феофана Затворника. Над полкой несколько икон. Разговорившись с клиенткой, выяснила: Этери — потомственный врач, лет десять ходит в соседний с Иоанно-Богословской церковью Лурджи Монастыри (грузинская церковь св. Андрея Первозванного).
На прощанье Этери вынесла Варваре обговоренные «оконные» деньги и добавила лишнее от себя:
— Возьмите, вам они больше пригодятся, чем мне.
Потом достала деревянный крестик:
— Мне несколько штук с Афона привезли. Вот, последний остался. Возьмите в честь нашего знакомства. Мы же сестры во Христе.
На другой день Варвара, обнимая рюкзак, тряслась в электричке в обществе Елены и Элисо. За окном уходили в небо величественные голубые горы. И только тут запоздало она догадалась: «лишние» деньги Этери — это точная цена билета туда и обратно, и Бог воистину благословил ее в путь. Нет, благословение священника — это серьезное дело.

* * *
Вот так и живет Варвара, набивая синяки и шишки и постепенно обретая духовный опыт. Самое главное, у нее есть общинка близких ей людей, где, бывает, спорят и ссорятся, а только связаны они незримой нитью — любовью, дарованной нам во Христе.

Мариам Сараджишвили

Родилась и живёт в Грузии, г. Тбилиси 28 февраля 1969 г. Получила высшее образование в Санкт-Петербурге. С давних пор автор собирает и записывает, как говорит она сама: «то, что напоминает нам о милости Божьей».