Откроем Святое Евангелие. Глава 9 от Матфея. В начале главы читаем: Иисус «прииде в град свой». Град свой для Христа – это Капернаум.
Иосиф-обручник жил с семьёй в Назарете. Однако в маленьком Назарете для плотника было мало работы. И потому переселился Иосиф в Капернаум – столицу Галилеи. После его смерти Дева Мария и Христос остались жить в своём доме в Капернауме. И когда Христос уходил на проповедь, он часто возвращался сюда, в родной дом.
Глава 9 изобилует описаниями чудес. Вот принесли люди и спустили с крыши на одре лежащего расслабленного. Не всем понятен разговор Иисуса с книжниками. Христос говорит: «Что бо есть удобее рещи: отпущаются ти греси; или рещи: восстани и ходи?». Дело в том, что удобнее сказать, как ни странно, действительно: отпускаются тебе грехи. Так может сказать человек, мечтающий о славе пророка. Можно «пустить пыль в глаза» — никто исполнения этих слов проверить не может: кто из смертных узнает, отпустил ли Бог грехи? А вот сами слова – помпезны, величественны и заставляют людей относиться к сказавшему их с уважением или страхом. Книжники возмутились о том, что Христос, по их мнению, хочет добыть в людских очах славу и поклонение. Дескать, не много ли сын плотника возомнил о себе?
А вот слова: возьми одр твой и ходи – очень не удобны для произношения! Дело в том, что эти слова можно проверить сразу же: истинны они или нет. Человек с нечистой совестью, желающий одурачить доверчивых посетителей предпочтёт сказать о прощении грехов, нежели приказать, чтобы расслабленный встал и пошёл. Истинность последних слов сиюминутно проверяется делом.
Изначально Христос сказал о прощении грехов потому, что Он знал и то, о чём Он говорит, и то, что грехи действительно прощены! Однако эти слова вызвали негодование у книжников. И тогда Христос говорит «неудобную фразу»: возьми одр твой и ходи. И вот тут случается явное чудо: болящий встал!
Это не расплывчатое обещание о прощении грехов, которое никто сейчас не проверит. Чудо воочию: расслабленный ходит! Книжникам более нечего возразить. А народ славит Бога…
Именно здесь, в Капернауме, Христос говорит о том, что пришёл Он не для праведников, а пришёл призвать грешников на покаяние. «Милости хочу, а не жертвы» — эти слова, как краеугольный камень веры. Господь не хочет наших человеческих жертв; Он готов помиловать нас просто так… пусть даже мы не достойны… Дом утешения — так переводят исследователи слово «капернаум».
Далее глава 9 рассказывает нам об исцелении кровоточивой женщины на улице Капернаума, о воскрешении умершей девочки, о прозрении двух слепцов… Глава 9 говорит нам величайшее откровение и утешение: «Видев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени, и отвержени, яко овцы, не имущия пастыря». Люди пребывали в смятении, не зная веры, не имея опоры. Господь жалел людей! Вспоминаем другие слова, которые мы прочитаем чуть позже – в главе 11: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…. И Господь даст всем уставшим людям покой и благодать. «И прохождаще Иисус грады вся и веси… целя всяк недуг и всяку язю в людех»… Господь ничего ни от кого не требовал. Он просто дарил Свою милость и просил, увещевал: больше не грешить. И исцелял ВСЕХ и от ВСЯКОЙ БОЛЕЗНИ. Господь – милосердный!
Господь и апостолов своих учил отдавать дары Святаго Духа даром.
Но мало где находил Господь любовь. Более того, Он впал в немилость. В 11 главе Евангелия от Матфея Господь восклицает горько о том, что никак не угодить людям. Пришёл Иоанн Креститель — недовольны тем, что он держит строгий пост, ни ест, ни пьёт… не иначе имеет беса! Пришёл Христос – и ест, и пьёт… Но именно это Христу и ставят люди в вину! О люди! Вы всем всегда недовольны!
Из уст Христа исходят горькие и гневные слова: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо! И горе Капернауму. В Капернауме жил Сам Бог, оказывая помощь каждому нуждающемуся – на каждой улице и в каждом доме. И что же? Много ли обратилось в городе ко Христу? Увы! Потому и говорит Господь: до небес вознёсся Капернаум – Сам Бог жил и ходил по улицам этого города; небо сошло на землю Капернаума! Но до ада низвергнешься – из-за косности своей, нераскаянности…
Капернаум ушёл в ад. Слово «Ад» означает «небытие». Персы стёрли город с лица земли. Но не в этом дело: после разорения – ни мусульмане, ни иудеи больше в нём не селились. Удивительно красивое место на берегу озера. Но люди будто стали чураться его. И никто не возвёл на развалинах новые дома.
Лишь два монастыря нынче в Капернауме: католический и православный греческий. Удивительно, что и насельник в православном монастыре — всего лишь один монах, отец Иринарх. Когда он пришёл в этот монастырь – там были руины, покрытые колючками. Ни питьевой воды, ни канализации. С 1991 года отец Иринарх начал в одиночку восстанавливать стены монастыря, а затем стал сажать плодоносящие деревья – как заповедал Бог людям. Постепенно место вокруг храма стало превращаться в райский уголок: гранаты, шелковица, цитрусовые, виноград, цветы… Кошки и павлины тут же. А нам урок: как много может человек совершить в одиночку, если рядом с ним Бог!
Монастырь в честь 12 апостолов имеет 12 куполов красного цвета. Внутри храма – чудотворная икона Матери Божией Страстная. Удивительно: присылают фотографии болящих людей. Отец Иринарх ставит фотографии возле иконы. Молится… Люди выздоравливают. Заходят иной раз в храм помолиться и иудеи. Говорят: сильна молитва в православном храме…
Всего два клочка возделанной земли на месте процветающего города! Маленький райский сад вокруг монастыря 12 апостолов – как напоминание о той маленькой частичке добрых уверовавших душ среди всего растленного, мятущегося и грешного населения Капернаума, так и не принёсшего, в большинстве своём, ни благодарности, ни покаяния!
Читаем Евангелие: вот Сам Бог живёт в городе, ходит по его улицам… Но город отверг Господа и превратился в несуществующий. Мы строим храмы и ходим в них молиться… Но принимаем ли Христа? Не превратимся ли в град Капернаум, ушедший в небытие? Жители града Капернаум были очень самоуверенны: совершаются чудеса, но не поспешим веровать: Господь при нас, куда что денется? Мы самоуверенны так же: ходим в храмы, молимся, строим новые церкви, читаем молитвы дома. Значит Господь среди нас – и что куда денется? Но если бы сейчас нам показал кто-нибудь наши города либо душу каждого из нас в виде двух частей: одна – развалины, а другая – райский уголок… Возможно, что площади этих местностей будут так же разниться в размере, как руины Капернаума и небольшой райский садик с одним монахом-насельником. Что в действительности представляют наши города и сёла и мы сами? Какая участь ждёт их и нас– опустошение или процветание? Это зависит от чистоты наших душ.