Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя!

Уроки веры №

«Иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему; а иже не имать, и еже имать, возьмется от него».
(гл. 13; 12-13, ев. от Матфея).

О чём говорит Христос? Есть самые разные толкования. Но заметим: сии слова суть пояснение того, о чём говорит Христос выше! А выше (стих 11) сказано: «Яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть», — то есть тайны Царствия небесного открыты тем, кто рядом с Христом, но закрыты от других, кто далёк от Него.
Слова Христа объясняют нам воздействие Святаго Духа на человека. Святый Дух изливается на человека: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян., 2; 17); всеивается в него. Если человек бережно отнёсся к сему великому дару, то Дух Святый будет всё более в нём расширяться, расти, просветляя ум и сердце человека. У некоторых людей Святый Дух до того развивается, что делает людей ещё при жизни на земле почти небожителями. Это проявляется даже в физическом плане, телесном.
Что же происходит у людей нерадивых? Святый Дух дан им наравне с другими: как солнце светит, и дождь льёт на добрых и злых, на богатых и бедных. Но человек – то ли в силу беспечности и нерадивости, то ли в силу неразумия, лени или же гордости не хочет поддержать в себе сию искорку Божьей благодати. И она затухнет, как искра в костре, который полон золы и догорающих углей: отымется и то, что было дано. И человек остаётся ни с чем. Таковы последствия человеческой косности. Что такое косный? Чем отличается костная ткань от мышц? Кости плохо гнутся. Они скорее сломаются, чем согнутся. Так же и косный человек всегда предпочтёт покой, привычную среду. Ему не нужны перемены. Ему и так хорошо. Косный человек вообще не задумывается о жизни после смерти. Это всё так далеко, не известно, есть ли… Зачем об этом печься?
Нашей человеческой косностью пользуются демоны. Бороться с ними трудно. Что мы знаем о злых духах? Они родились ещё до человека. И пали перед падением Адама и Евы. Оглядывая творение Шестоднева, Господь говорит, что всё оно хорошо. Падению ангелов способствовали, как предупреждают святые отцы, скорее всего, гордость и зависть: потому что человек поставлен был Богом выше Ангелов. Человек — наместник Бога в созданном Богом материальном мире. Ангелы поклонились человеку, как венцу Божьего Творения. Но не все… Гордыня толкнула часть ангелов во главе с Люцифером-Денницей на роковое решение: удалиться от Бога и самостоятельно «стать богом». Своим грехом сатана соблазнил и прародителей — гордость: и мы станем, как боги без помощи Божьей! И зависть: а почему мы должны быть ниже, хуже? Гордость без зависти не живёт.
Если уж наши прародители не разобрались в коварстве диавола, то что говорить о нас? Мы рождаемся и живём – 50 лет или 70-80 лет… Единицы доживают до ста. А сколько живут демоны? Они старше человечества. Что мы знаем? Идём в школу, учимся писать палочки-крючочки… Потом хватаем верхи наук, которые часто преподаются плохо… А что имеют демоны? Огромные знания! Мы видим глазами самую крошечную часть мира. А ангелы, в том числе и те, которые затем пали, присутствовали при сотворении видимого мира.
Вот потому святые сравнивали битву человека и беса с неравной битвой слепого и зрячего: слепой машет мечом по воздуху, в то время как зрячий разит мечом в самое сердце. Сатана взял в плен к себе всё человечество. Святые ярко и образно сравнивают это злостное деяние с когтистой лапой зверя, которая похищает из гнезда яйцо.
Диавола называют лжец и клеветник. Почему? Из-за ненависти к Истине. Истина диаволу ненавистна, поскольку она его обличает и возвращает обратно на своё место. Сатана соорудил себе среди людей своё царство. С приходом Иисуса Христа это царство было поколеблено, а местами и вовсе пало. Но чтобы не выпустить из своей когтистой лапы плод, диавол старается или поссорить человека с Богом, или сделать человека равнодушным к Богу и истине. Сатана делает человека неблагодарным к Богу.
И вот неблагодарный человек получает от Господа искру Божию, семя Святаго Духа. Что ему с этим делать? Теперь нужно менять себя к лучшему – так говорит человек совестливый. Не надо ничего менять; это лишние заботы – так говорит человек косный. И искра гаснет, задыхаясь под пеплом.
Демоны изворотливы. Иной раз они стараются развить в человеке всего лишь один грех. Человек, осознавая, что он развивает в себе добродетели, живёт спокойно: подумаешь, один грех! А кто же без греха? Но вот в научение Предание рассказывает нам одну притчу. Шёл святой Андрей по рынку Царьграда и увидел инока. Вкруг инока струился чистый свет; инок был добродетелен и преуспевал в духовных трудах. Но вкруг шеи инока обвилась чёрная змея. Несмотря на чистое свечение вокруг брата, эта гадина крепко охватила его шею. И тут увидел святой Андрей, как завертелись вкруг инока бесы. А рядом с иноком Ангел Божий. И зашёл между бесами и Ангелом спор: кому принадлежит инок? Ангел перечислял множество добродетелей, а бесы с насмешкой говорили, что все добрые дела инока не стоят одного его греха: сребролюбия! С этим грехом на небеса не берут! Спор разрешился голосом свыше. Божественный глас велел Ангелу отойти от инока – «не имеешь в нём части!» Сребролюбие несовместимо с Небом. И потому один грех переборол множество добродетелей. То, что имел инок – всё отнялось от него. Как и говорил Христос: если что и будет иметь – возьмётся от него!
Да, нет у человека сил спастись самому. Потому и говорит пословица: без Бога ни до порога. Когда человек мал, сравнивает Ефрем Сирин, каждый любит свою мать. Мать дала жизнь, мать питала своим молоком. Мать успокаивала детские страхи и научала самому необходимому. Любой ребёнок любит мать и дорожит ею. Но когда человек вырастает, некоторые становятся к матерям сухими, чёрствыми и безразличными, начинают матерью пренебрегать. Вот так всякий человек, получив даром Благодать Духа Святаго, живёт и питается ею. Но потом перестаёт даже на мгновение задумываться о Благодати Божией, как и о том, что только благодаря Божьей благодати он жив.
А благодать мало получить. Её надо ещё и умно познать и понять, и взрастить! Согретое Божьей благодатью сердце боится уже и в малом согрешить: чтобы не обидеть Господа! Это — истинный страх Божий.
Человек, не живущий по благодати, радуется совершённым добрым делам как таковым. Но они не пользуют, ибо всегда найдётся «на старуху поруха»: среди света чёрная змея вокруг шеи. Никакие подвиги не освобождают нас. Исцеляет только благодать Божья и только Его Десница освобождает от страстей и смерти.
Когда нас обременяют скорби, нужно умножить молитву, чтобы усилить к себе приток Благодати Божьей. Без неё мы ничего не одолеем. Потому мы и молимся друг о друге в беде. Человек от бед слабеет и, порою, сам не может усердно молиться. Тогда его собратья молятся о нём, усиленно призывая на него схождение Благодати Божией, которая станет щитом и крепостью. Потому и научали апостолы: молитесь друг за друга.
Когда благодать осенит человека, человек перестаёт осуждать: иудеев, язычников, греховодников… Но всех любит и о всех молится. Ибо как Прообраз наш, Господь Бог, желает всем спасения, так и человек в благодати всем желает спастись. Стяжание благодати Святаго Духа – это и непременное условие шествия по небесам после смерти.
Святые говорят, что Благодать учит человека тайно. И человек начинает понимать и видеть то, чего раньше не видел и не понимал. Что же лежит в основе этой благодати? Наша любовь к Богу! Сердце, любящее Бога, Божья Благодать посещает всё чаще, всё явственнее. Она научает его поступать верно и делать добрые дела. Но это не дела фарисея, перечисляющего все свои достоинства и мнящего: вот за эти дела Бог меня непременно спасёт; вот потому, что я это сделал, Бог меня обязательно возьмёт в Царствие Небесное. И непонятно: отчего же Господь вдруг предпочёл того, кто долго грешил и сделал лишь одно доброе дело? Но вспомним притчу Евангельскую… Садовник нанял работников…. Кто-то трудился на жаре весь день. А кто-то поработал всего час под вечер. А плата одна и та же! Так и в жизни. Один человек рос в благодатной обстановке верующей семьи. А кто-то всю жизнь грешил. Но наступает поворотный пункт: когда Божья Благодать вдруг посещает сердце человека, и человек её принимает всею душою! Может быть, даже за минуту до смерти!
Благодать Божия может при жизни человека открыть ему рай. Вот о чём рассказывает нам житие палестинского инока Ефросина-повара. Ефросин трудился поваром при одном из палестинских монастырей. Ефросин изумлял всех удивительным смирением. Неустанно трудясь для братии, сам он так же неустанно молился и постился. Однажды священник монастыря стал просить Бога показать ему рай. Господь выполнил прошение. Священник был очень удивлён, когда увидел, что провожатым по раю ему дан … повар из его обители. Священник спросил, как Ефросин тут очутился. Ответ был таков: по великой милости Божией! Священник попросил Ефросина дать ему что-нибудь на память о рае. Священнику очень приглянулась яблоня, и он попросил яблоко. Ефросин сорвал три яблока, завернул их в плат и отдал священнику.
Проснувшись, священник решил, что видел чудный сон. Но каково же было его удивление, когда он нашёл у своей кровати райский дар – завёрнутые в плат три яблока! Священник отыскал Ефросина и спросил: где он находился сегодня ночью. С поразительной искренностью и без ложного смирения Ефросин отвечает, что был там же, где и священник – в раю!
Изумлённый священник пошёл к братии и рассказал о чуде. И о том, что их простому собрату уже при жизни открыт рай! Братья пошли на кухню, чтобы поклониться Ефросину, но не нашли его там. Избегая славы, он ушёл неведомо куда. Но братья знали: раз Ефросину открыт рай, они его там встретят, если будут достойны получить милость Божию. А яблоки разделили на небольшие кусочки и раздали верующим, в подкрепление их духа. Православные христиане перед приготовлением пищи молятся Ефросину-повару: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам преподобного Евфросина-повара благослови мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.»
Заметим, что в молитве говорится: приготовить пищу во славу Твою! Вот так, делая любое, пусть самое скромное дело во славу Божию, благодаря Господа за милость и Благодать Духа Святаго, человек постепенно обоживается, то есть соединяется с Богом через Божью Благодать. Тайна Царствия Небесного: кому было дано и кто будет иметь, тому ещё больше дастся; а кто не имеет любви к Богу – тому если и даны будут Дары Духа Святаго – он всё потеряет. Задумаемся над словами: во славу Божию! Когда человек поднимается от греха — диавол посрамляется. И сияет слава Божия: Божие творение не погибло! Человек с Богом, как и по сотворении своём! Потому всякое наше доброе дело ценно не само по себе, а как путь восстановления Славы Божией в человеке. Потому и говорим: делал я это во славу Божию.
Любовь к Богу – наша крепость. Когда человек любит Бога, он любит всех. Потому и говорит Господь, что Бога нужно любить более ближних. Наша любовь без Бога не пользует наших ближних, потому что, как только наши ближние поступят с нами грешно, наша любовь к ним слабеет или исчезает вовсе, или превращается даже в ненависть. Не было в ней Божьей благодати. Одни лишь человеческие чувства. А человеческие чувства очень непостоянны.
Одно спасение у человека: испрошать Благодати Божьей и любить Бога. А всё остальное приложится и всему человек научится.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин: О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни

«Мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно.
…Ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность; непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть. Потому милость Господня подкрепляет его рукой Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произволения, совершенно не погиб он в падении своем (Собес. 3, 12). И кто будет столько самонадеян и слеп, чтоб думать, что не имеет нужды в непрестанном содействии Божием, когда Сам Господь в Евангелии ясно научает: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 4, 5)? Как же неразумно, даже святотатственно, присваивать какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию, когда Господне изречение свидетельствует, что без Его содействия никто не может приносить духовных плодов.
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих безпечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной безпечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось безпричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне — даемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор.15. 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие, а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и безпечности пребывающему, а тогда, как он трудился.
Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но вовеки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины, ибо говорит: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокой вы (Мф.11, 28)».