«Я расскажу тебе историю твоей жизни: так, как видел её я. Вы, люди, смотрите земными глазами, но я – небесное существо, и мой взгляд устроен иначе.
Я родился в дальних мирах, о которых не могу тебе поведать, — это тайна, — и множество раз сопровождал человеческие души в их странствии по земле. А потом появился ты, и я устремился к тебе, потому что твое крохотное, нежное тело требовало заботы, а душа нуждалась в воспитании.
Мы встретились в тот миг, когда священник вынимал тебя из купели. Стояла зима, в церкви было холодно, и руки его дрожали, а потому, передавая тебя крестной матери, он едва не уронил. Но уже я стоял рядом и подхватил тебя крыльями. Никто ничего не заметил, только на лице у крестного отца возникла улыбка, и он потом тихо сказал:
— Ангел не дал ему упасть!
Но разве кто-то поверил?..
Ты рос беспокойным, крикливым, и мать, спеленав тебя, оставляла одного: «пусть покричит!» Но я не отходил ни на шаг. Я знал особые песни и, когда дом замирал, пел их тебе, или рассказывал историю времен. Ты слушал. Ты уже тогда умел слушать, таинственно глядя на меня своими глазами. А потом засыпал.
Когда ты немного подрос, любил забираться на крышу. «Не делай этого! – говорил я. – Спустись, это очень опасно!» Только ты мотал головой и не прислушивался к моему голосу, который звучал внутри тебя самого.
Лет в десять ты едва не утонул. Это научило тебя быть осторожным. Вода в реке была слишком быстра, но тебе непременно хотелось купаться. Я мог бы удержать тебя за руку, но хотел, чтобы ты приобрел нужный опыт. Ты хочешь сказать, что мог утонуть? Нет, ведь рядом был я. И, поверь, что ни на мгновенье не сводил с тебя взгляда. Ты вышел из воды другим, более серьезным, и долго сидел на берегу. Я тоже сидел рядом. Но ты не видел меня…
Что было дальше? Ты вырос. Помнишь ту девушку из соседнего села? Она была яркой, красивой и привлекала тебя. Ты захотел жениться, но я не мог позволить тебе сделать ошибку. «Не подходи!» — шептал я и изо всех сил старался помешать тебе приблизиться к ней. Ты злился, сердился и уж точно не понимал, что происходит. Но прошел месяц, другой, и ты сам рассмотрел, что за красотой скрывается пустота, а за веселостью – вздорный и едкий характер.
Когда тебя призвали на фронт, я молился: много и долго молился. Слишком хорошо я понимал, что не в силах уберечь тебя от всех несчастий и бед. Я защищал тебя, простирая над твоей головой свои крылья, не позволял ни пулям, ни осколкам ранить тебя. И лишь один я пропустил: тот, что вонзился тебе в ногу. Но сегодня могу сказать: в том проявилось особое промышление Божие. Этим ранением мы спасли тебе жизнь. Потому что, останься ты на фронте ещё год или два, то беда настигла бы тебя с другой стороны: в виде тифа. Ты помнишь ту эпидемию, и сколько людей погибло тогда?
Я увел тебя, но ты очень сердился. Страдал от боли и от того, что нога не сгибалась. А когда вернулся домой, то встретил свою будущую жену. Она полюбила тебя даже с твоим ранением…
Я помолчу. Вижу: нелегко тебе слушать…
Что было потом? Один за другим рождались твои дети. Их крестили, и я каждый раз наблюдал, как рядом с младенцем появляется подобное мне небесное существо. Вы называете нас «Ангелы». Ты волновался, а я был спокоен, потому что наши руки прочнее человеческих, и потому что Ангел, стоящий рядом с ребенком – это и мать, и отец, и намного больше…
Твоя жизнь была непростой. Я учил тебя терпению и смирению, не падать в отчаянии, держаться в любви. Не всё удавалось, иногда ты ошибался, но главное у нас получилось: сохранить в тебе христианина. В этом и была моя главная цель.
Ты молчишь… Улыбаешься… Хочешь что-то спросить? Почему лишь теперь я стал тебе виден? Твоя жизнь подошла к концу. Ты на пороге, а здесь взгляд меняется, становится будто острее. Еще час – и мы пойдем дальше. Ты и я. Не волнуйся: путь не опасен. Все ошибки сгладило твое покаяние. Что? Что ты хочешь сказать? Подожди, я наклонюсь к тебе ближе…»
— Не отступай от меня…
Ангел отпрянул, на его светлом челе возникла улыбка.
— Не отступать от тебя? Странно слышать такие слова после всех лет, что я провел подле тебя. Но понимаю: меня ты не видел. Дай твою руку: чувствуешь крепость? Нам предстоит долгий путь, и поверь: что б ни случилось, я никогда, ни на шаг не отступлю от тебя…