Ликующее христианство

Уроки веры №6 2020г

Мы часто слышим слова: христианин должен всегда радоваться. Это же завещали и апостолы. Современный человек спрашивает: а чему радоваться, когда так много плохого на свете?
Тем не менее Восток, Византия, а, так же, кельты, Ирландия сохранили радостное восприятие мира. Так чему же радоваться в обычной жизни человеку?

 

Первые люди Адам и Ева жили в постоянном присутствии Бога. Они могли общаться со вторым Лицом Троицы. Присутствие Бога именуют по-гречески парусúей. Эта парусúя для человека была изначально. Но после грехопадения парусия была утрачена. Человек потерял Божье присутствие, богообщение, а врата Рая закрылись пред человечеством. Именно лишение человека всегдашнего присутствия Бога рядом стало для человечества невыносимым бременем.
И вот Христос Бог Сам пришёл на землю, приняв человеческую плоть. Отныне человек может всегда ощущать друга-Христа, его присутствие. Именно Восток и Ирландия поняли новое учение не просто как соблюдение некоей законности и обрядовости, а как новую жизнь рядом с Богом. Мистическое присутствие Христа в нашей жизни и явное Его присутствие после нашей смерти – это и есть тот самый «свет с Востока», или парусúя.
Бог рядом с человеком! Бог навсегда принял человеческую плоть и ушёл с нею на Небеса. Отныне никто не смертен! Первые христиане ликовали и проповедовали воскресение: смерти больше нет! Человек имеет жизнь вечную рядом с Богом! А в земной жизни Христос так же рядом. И многие христиане видели Его присутствие в виде Света Неизреченнаго, Света тихого и бессмертного… Для них хаос, тьма и дисгармония Вселенной исчезли. Об этом Свете невечернем открыто поведал миру Григорий Палама. Бог пребывает в мире. Бог снова рядом с человеком и назвал человека Своим братом. А раз Бог рядом с человеком – то вот оно, Царство Божие, здесь, на земле, сейчас! Да, ещё очень много зла на земле. Но когда Бог рядом, когда побеждена смерть, нам ли не одолеть зло?
Мы – подданные единственного нашего Царя Христа. Иисусова молитва, то есть призывание по имени Друга-Бога дарит радость общения с Богом. Даже если на земле у христианина есть трудности, что значат они в сравнении с этим великим даром? Были святители, которые даже называли грехопадение «грехом благословенным», ибо именно через богооставленность и первый грех мы пришли к радости столь тесного общения с Богом, когда Бог предлагает нам: помогу тебе подняться, буду вечерять в доме твоём! Никакие испытания и горести не затмят эту радость, а равно и другую великую радость, что смерти нет, а есть жизнь вечная в Царстве Бога.
Тот христианин, кто мрачен и уныл – он не чувствует ещё рядом Бога. Почему уныние — грех? Уныние означает, что мы не верим, что Бог рядом. Это не значит, что все трудности будет за нас преодолевать Господь, а не мы. Но Бог рядом с нами вечно. И это есть краеугольный камень христианского ликования и радости.
Что есть богооставленность? Это когда мы вдруг начинаем ощущать пустоту: я не чувствую Тебя рядом! К сожалению, чувство богооставленности, при том, что оно неизбежно когда-то случается с нами, происходит большей частью именно от нашей слепой веры: если я соблюдаю всё правильно по обрядам, то Бог за меня всё решит и сделает. Но делать нужно нам. А суровая буква закона без любви нашей ко Христу – что она значит? Медь звенящая, кто любви не имеет.
Христианин, любя Бога и чувствуя Его рядом, желает и сам перенести модель отношений божественных на отношения между людьми. Так рождается любовь к брату и сестре во Христе, которые, порой, превосходят по силе родственные отношения или ставят дружеские отношения на уровень родства. И верующие действительно, а не на словах, становятся братьями и сёстрами!
Покаяние становится радостью, а не предметом плача. Ведь без покаяния и исправления человек лишится ощущения присутствия Бога. Каждый христианин желал принести искренне покаяние, чтобы пятна греха не оставили след на его духовной одежде.
Безначальный Творец стал человеческой личностью и занял своё особое место в истории человечества. Это прямое указание каждому православному христианину развивать свои личностные качества, свои таланты, дары Духа Святаго, чтобы не пройти тенью, как пустое место, по отмерянному ему историческому отрезку времени. То есть, жизнь каждого христианина должна быть яркой и творческой. Мир, где живут рядом добрые яркие личности, а рядом с ними Христос – разве это не повод для удивления, восхищения, радости, повседневного ликования?! Любые испытания и даже ужасы земной жизни хоть и неизбежны, но преодолимы. И Господь имеет к нам сострадание и даёт помощь. Только бы мы в Свете Невечернем видели протянутую к нам Его длань! Если мы верим безусловно, что будем жить вечность, то наша земная жизнь представится нам, как один день… Один день неприятностей — это можно пережить!
Процесс искупления – победоносный. И значит, каждый человек может победоносно завершить свою земную жизнь и оказаться в Царстве Христа, где нет смерти. Мы – образ и подобие Божье. И если Христос победил и грех, и смерть, то и мы этот путь пройдём победоносно!
До Христа время, бытие были расколоты надвое: это моё, а то – чужое; это есть жизнь, а это – смерть; там всесильный Бог, а здесь маленький бессильный человек, лишившийся своего Родителя… там вечное, а здесь всё смертное… Там Царствует Дух, а здесь какая-то временная материя… И вот этой двойственности больше нет! Всё объединилось. Даже Бог и человек стали близки друг другу. И обещано, что всё будет подхвачено вверх, сделано совершенным и останется вечным! Весь мир имеет возможность преобразиться. И это случится. Первые христиане понимали это, как никто другой ясно. Ведь пред ними во славе воссиял Тот, Кто был унижен, избит, умерщвлён и похоронен в пещере. И вот Он с ними, пред ними запекает рыбу в костре, даёт осязать свои руки… и возносится на Небеса в облаке Славы и Ангелов.
Отныне всякое зло стало временным. И никогда зло не будет торжествовать вечно. Так что, даже встречаясь со злом в жизни, христианин твёрдо знал: злу придёт конец. И человек, достигший Царства Христа, будет более не подвластен злу. Вот она – альфа и омега: Господь сотворил мир и довёл Его до совершенства через труды каждого человека в содружестве с Богом.
Христианство часто попрекают переделанным язычеством. Дескать, и праздники, и святые заимствованы из языческих верований. Сопоставляют Коляду и Рождество, Рождество Иоанна Крестителя и день Ивана Купала… и проч. Влияние было или не было? Если человек не чувствовал рядом с собой Христа, то, несомненно, пытался обожествить всё подряд – вещи, людей, камешки, ленточки… слова молитв становились равны заклинанию. И непонятно человеку утверждение: молитва – это Бог. Как молитва, написанная в молитвослове, может быть Богом? Человек, знающий о парусии и чувствовавший её – Бог сейчас рядом, а в вечности всегда будет общение с Ним – понимал: молитва – это живое общение с Богом. Для этого не нужны кипы молитвословов. Их можно заменить одной молитвой: Господи Иисусе Христе, спаси и сохрани меня! Помилуй меня! Дай мне не потерять ощущение, что Ты – рядом.
Часто высмеивают православных, дескать, они любят «ползать на коленях», целовать иконы, обожествлять вещи…
Здесь, однако, нужно поставить разграничитель. Если человек осознаёт присутствие Бога рядом, он может стать на колени пред Божьим величием и Любовью. Но человек понимает, что Бог и в нём хочет видеть достоинство. Если человек не чувствует Бога, он начинает делать невольно культ из вещей, доходя до того, что мучается с бумажкой от конфеты, которую покропили на молебне, не зная, куда её деть. Он будет поклоняться иконе, как культовой вещи, а не как напоминании нам о Боге, Богородице или святых. В его понимании его будет исцелять та или иная икона, а не Дух Святый, который дышит, где хочет.
Если мы прикладываем платочек, освящённый на мощах, понимая, что он соприкоснулся с тем, у кого больше благодати Духа Святаго и этим избытком святой щедро делится с нами — мы правильно понимаем. Но если мы не чувствуем Бога, то будем относиться к вещам, как к оберегам. Чем их больше – тем лучше. И они начинают у нас приобретать странный вид – серёжки, подвески, браслеты с иконками. В нашем понимании святая вещь автоматически нас будет охранять. И потеряв такую вещь, мы в горе… не понимая, что, не чувствуя близости Бога, ежечасно, ежеминутно теряем неизмеримо больше. И если бы Господь не одаривал мир своими энергиями, благодатью, то никакая вещь не имела бы целительной силы.
Для христианина Господь – родной и близкий, самый верный Друг. Через Святую Евхаристию Господь дарует нам преображение нашего тела и крови. Восточный христианин видит Бога не сердитым юристом, который взвешивает наши грехи. Свет Востока учит нас побеждать грех ради дружбы и любви со Христом, ко Христу.