Уж как дядюшка племяника учил…

Уроки веры №4 2017г

1942 год. «Письма Баламута». Книга Клайва Льюиса, богослова и писателя шотландско-ирландского происхождения, потрясла страдавший от Второй мировой войны мир.
Льюис Клайв использовал для своего замысла эпистолярный жанр, то есть жанр письма. Дядюшка пишет племяннику. Дядюшку зовут Баламут, а дрожайшего племянничка — Гнусик. Что за имена такие? Да это бесы. Баламут – матёрый бес со стажем, занимающий достаточно высокий пост в бесовской иерархии. А племянник – новоиспечённый бесёнок, который только учится пакостить и мстить роду человеческому. За что?
Эта трагедия произошла давно. Господь сотворил мир духов – ангелов. И решил Создатель сотворить человека и сделать его Своим наместником на земле, вручить ему всю Вселенную… Венец творения, любимое создание Божье, царь и бог по благодати Бога – человек. При его сотворении ликовала Вселенная и ангелы пели на небесах. Радость велия – сотворён человек по образу Троицы: одно целое, но в двух ипостасях, а третья – родится в мир по Божьему благословению. И велел Господь ангелам поклониться человеку. Часть ангелов поклонилась в искренней радости, но другая, меньшая часть, возмутилась духом: поклониться тому, при сотворении которого (из праха земного!!) они присутствовали?! Поклониться тому, кто имеет плоть?! Двуногие животные – так презрительно назвал человека Люцифер. И стала война… Так разделился мир духов, мир ангельский. Об этом предании вспоминает старый бес…
И вот и поныне падшие ангелы не успокоятся. И то, как успокаиваться? Ради человека Господь принял человеческую плоть и, став Богочеловеком, на вечность освятил человеческое тело — презренную материю, по мнению духов. И по-прежнему в замысле Божьем отдать новую Землю и Вселенную людям. Демоны, бесы именуют Бога Врагом. А человечеству мстят. Как возненавидели они человека при первом его дыхании, так и лелеют в себе одно: то создание, которому их Враг отдал Вселенную, Землю, саму Вечность, низринуть туда же, где они теперь, бесы, сами находятся. Ты захотел, человек, на небеса? Как высоко вознёсся! Место знай своё: там оно, где и бесы. Только ещё ниже. Потому что ад питается душами грешников, муками и слезами их закусывает, пирует, потешается… Особенно вкусны демонам души тех, кто успел подняться достаточно высоко, почти достиг неба… и пал… Но и «рядовыми» грешниками ад не брезгует: не пир, но хоть голода не будет!
Превратить людей в нули без палочки – вот их цель. Да и то: Господь дал каждому человеку индивидуальную душу, дал каждому свои таланты, дал ум, дал царственную непохожесть и свободную волю, возможность принимать самостоятельные решения. Каждый человек – личность. Значит, первым делом падшие духи стараются лишить человека индивидуальности, личности. «Не быть белой вороной» — эта мысль активно внедряется нечестью в мозги и сознание человека с подросткового возраста. Да, так: маленький ребёнок не страшится быть самим собой. Дитя делает обычно то, что ему нравится. Но чем старше становится человек, тем мысль, что он окажется «белой вороной», не похожим на всех, страшит его всё боле.
Бесы выворачивают наизнанку язык: допустим, неплохо назвать взятку подарком. Назвал взятку подарком, а подарки делают все. Зачем быть «белой вороной» и не дать уважаемому человеку подарка? Ведь все дарят! Так грех становится обыденным. И люди мирно сосуществуют с ним.
Большинство, уверена нечисть, клюнет на живца: быть не таким, как все, дурной тон. И постепенно среда всех подравняет, подстрижёт под одну гребёнку. Вдруг кто воспротивится? «Да может ли кисель устоять?» — насмешливо и кичливо говорят бесы. А если кто и выживет – серость его заест: «Всякий, кто чувствует себя хоть в чём-то ниже других, сможет откровенно и успешно тянуть вниз на свой уровень». Потому в стране, где большинство людей одержимы бесами, никогда не будет ни высокой культуры, ни сто́ящего образования, ни приличного уровня жизни у народа. Бесы ненавидят даже самую безвинную индивидуальность. И вот пример…Допустим, какой-то профессор или богач, имея уйму денег, всё же «балует» себя по-простонародному селёдочкой с луком и не боится в этом признаваться друзьям. Потенциально опасен! Потому что от селёдочки он может пойти в своей индивидуальности дальше и глубже. Да и селёдка с луком прекрасно может защищать от гордыни. Вот потому-то — «искоренить всякую личную склонность»…
Что страшно для них? Угроза здорового общества, угроза нравственно здорового образа в каждом человеке. Дядюшка поучает племянника Гнусика: у большинства людей две ошибки: одни напрочь не верят в бесов, а другие проявляют нездоровый интерес. И то, и другое используй!
Здоровое и счастливое общество для бесов опасно. Им нужны два полюса – пресыщенные и нищие. Пресыщенные богатством – и так суть бесовы из-за своей чёрствости, жадности, несправедливости. А у нищеты голова забита не мыслями о Боге или о том, как развить в себе Божьи таланты, а поиском пропитания. А поскольку оно нелегко даётся – человек тонет в суете, в обыденных вещах.
Бесы пристально следят за каждым, ставя перед собой определённую цель: и этот должен пойти в ад. В своих выдумках они поистине виртуозны. Дядя делится опытом с племянником: однажды атеист читал некую книгу в библиотеке и, размышляя над её страницами, почти пришёл к выводу, что Бог есть. Баламут тут же подсунул ему свою мысль – очень простую, простую до безобразия: неплохо бы пойти пообедать, а потом уже и рассуждать на богословские темы! Что и было исполнено. Атеист пошёл в кафе в твёрдой уверенности потом вернуться к важной книге и рассуждениям, но после обеда бес подвернул ему газету, сообщавшую о злободневных новостях… Так бедняга и забыл, что хотел. А после даже сама книга уже не внушала ему никаких мыслей о Боге; атеист забыл о ходе своих мыслей. «В настоящее время он благополучно пребывает в доме отца нашего», — констатирует с насмешкой и удовлетворением дядя Баламут.
Вообще, бесы против науки. Истинная наука для них опасна, потому что она неминуемо приведёт учёного к осознанию: Бог есть! Особенно, сетует старик, среди физиков много «печальных примеров». Напротив, полу-наука – как нельзя кстати! Возомнившее о себе невежество и само живёт в «доме отца», и подрастающие поколения туда же спроваживает. Поэтому у бесов желание: «пусть не видит научной литературы» простой народ. Нечего двуногую грязь науками баловать!
Людей, попытавшихся прийти в церковь взрослыми, легче лёгкого от церкви отвратить. Неофит легко разочаровывается в церкви. Ну, например, даже от того, если «кто-то плохо поёт». Иль батюшка некрасив или жаден, иль не так проповедь сказал. Новообращённые взрослые легко своё внимание со слов «Тело Моё» переключают на «хитоны, сандалии и босые ноги».
Если какой-то знаменитый профессор аль просто человек состоятельный пришёл в храм, а рядом с ним на коленях стоит презираемый булочник, то состоятельный уже одно хождение в храм вменит себе в великое смирение и терпение: а то! рядом с «босотой» стоит! Поистине велико «смиряются» богач и умник!
«Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности». На этом переходе каждого человека в любом деле настигнут разочарования и сомнения: смогу ли? нужно ли? стоит ли? справлюсь ли? Это касается и житейских дел, и создания семьи, и обучения, и веры. Враг не дремлет и пытается подстеречь вас именно в этом переломном моменте! Для новичка всё интересно, он полон желания. А желание плетью не перешибёшь так запросто! Тот, кто уже навык в каком-то деле, имеет свои результаты. Результаты сии его хранят! И только тот, кто стоит в данный момент на «пограничной полосе» — абсолютно беззащитен. Он уже понял, что овладеть новым делом трудно. А нужно ли ему терпеть эти трудности – он не знает.
Под особенным «попечением» диавола семья. «Создай в его семье атмосферу постоянной раздражительности и ежедневных колкостей», — советует дядя племяннику. Все средства хороши. Очень уверовала жена, и бес боится, что она и мужа «утянет» в храм? «Обращай взор от простейших обязанностей, направляя к целям высоким и духовным». Спросите, не ошибся ли бес, давая бесёнку такой совет? Нет, увы… Здесь точный расчёт. Что будет в семье, если жена скажет, что ей молиться надо и некогда готовить обед или утешать мужа? А что будет в семье, если муж скажет, что он не все ещё поклоны положил и потому дрова колоть не станет? Чем больше будут ссориться – тем лучше. «Чтобы человек стал живой чашей, полной до краёв отчаянием, ужасом и смятением, и ты сможешь отпивать из неё, когда захочешь».
Если мать начнёт излишне беспокоиться о душе сына, а сын станет замыкаться и грубить – «этому цены нет для развития домашних отношений».
Старый бес цинично говорит, что Вторая мировая война и вообще всякая война несёт в себе много забавного. Но не стоит сильно полагаться только на войны. Одних страдания доводят до низости и самоубийства, а многие именно во время страданий начинают обращаться к Богу. Вообще же «постоянный страх и страдания людей – законный и приятный отдых для наших прилежных тружеников», — откровенничает Баламут. «Желательно, чтобы человек испытывал то страх, то надежду». Такие «качели» выводят душу из состояния стабильности и твёрдости.
«Главное направлять его злобу на непосредственных ближних, которых он видит ежедневно, а доброту переместить на периферию, так, чтобы он думал, что испытывает её к тем, кого вообще не знает». Данное направление мысли можно использовать как в семье, так и в государстве в целом: никогда не заботиться о своих, но постоянно помогать и переживать за кого-то.
Каждому бесёнку нужно добиться, чтобы его «подопечный» «жил своими представлениями о Боге и им молился, а не истинному Богу». Из каждого христианина нужно сделать язычника, внушив ему ложные собственные представления о Боге. И будет человек молиться и верить богу, который существует только в его воображении.
Поскольку человек существо как плотское, так и духовное, он не может долго выдерживать нагрузку высшего уровня. После истовой молитвы и невыразимого блаженства на церковных службах непременно наступает спад. Смертный организм не может продолжительно общаться с высокой энергией. Дух бодр, плоть немощна, а потом становится немощен и дух. Бесы ждут этого упадка. А если ещё человек не понимает, что данное состояние: цепь подъёмов и спусков — естественно и бывает у каждого , то считай, что попал на крючок к бесу.
Баламут с ненавистью говорит, что удовольствие – изобретение Бога, а не дьявола. Ведь даже райский сад носит название Эдем, что значит «наслаждение». «Он сотворил все радости и развлечения». Несчастные бесы вынуждены, скрепя сердце, использовать ненавистные им удовольствия для превращения их в порочные страсти. Но вообще — удовольствия не есть их конёк. Удовольствия в аду ненавидят, потому что они радуют людей.
Бог даровал людям и «гнусное искусство, называемое музыкой». Музыка звучит в раю. Музыка на земле делает землю похожей на рай, потому красивую музыку бесы ненавидят. Они любят шум, грохот, диссонанс. «Мелодия и тишина… До чего я их ненавижу! Как благодарны мы должны быть за то, что с тех пор, как отец наш вступил в ад… ни одного мгновения адова времени не было отдано этим отвратительным силам. Все заполнено шумом — великим, действенным, громким выражением победы, жестокости и силы! Шум и только шум способен защитить нас от глупого малодушия, безнадежных угрызений совести и неисполнимых желаний. Когда-нибудь мы превратим Вселенную в один сплошной шум. На земле мы сделали большие успехи. Под конец мы заглушим все мелодии и всю тишину небес. Я полагаю, что мы еще недостаточно громки. Но наука движется вперед.»
«Смеху нужно противодействовать… Он противен и оскорбителен для… строгости, которая царит в аду». Конечно, речь не идёт о смехе, если кто-то поскользнулся и упал — такой смех бесам нужен. Но смех и искренняя радость детишек, радость невесты под венцом, радость врача, спасшего человеческую жизнь, смех супругов, проживших полвека вместе — бесам ненавистен. Юмору и веселью можно, с бесовской точки зрения, существовать, лишь как средству против стыда. Учи, бесёнок, высмеивать добродетель и в прекрасном находить нелепое. «Между развязным смехом и радостью – огромное расстояние». Подлинное же удовольствие от вещей, естественных для человека, «опасно для бесов». «В глубине души Он гедонист. Все эти посты и бдения, костры и кресты — лишь фасад. Пена на морском берегу. А на просторе Его морей — радость и снова радость. И Он даже этого не скрывает. В Его деснице, видите ли, вечное блаженство. Тьфу! Мне кажется, тут нет и намека на ту высокую и мрачную мистерию, до которой мы восходим в Мрачном Видении… Он заполнил весь мир, весь Свой мир Своими же радостями. Люди целый день занимаются тем, что отнюдь не вызывает у Него возражений: купаются, спят, едят, любят друг друга, играют, молятся, работают. Все это надо исказить, чтобы оно пошло на пользу нам. Мы трудимся в крайне невыгодных условиях. Ничто естественное само по себе не работает на нас.»
Если уж нельзя вырвать из жизни человека удовольствие и наслаждение, то их нужно исказить, изуродовать. Самый простой способ – воспитать в людях жадную потребность к чему-то «новенькому».
«Только при помощи наших неустанных трудов удается поддержать требование бесконечных, непрестанных перемен. Это требование ценно во многих отношениях. Во-первых, оно притупляет всякое удовольствие, увеличивая при этом жажду удовольствий вообще. Удовольствие новизны по природе своей больше, чем что-либо другое, подвержено закону «спада при повторении». А получать все новые удовольствия — недешево, так что жажда нового приводит к жадности, краху или к тому и другому. И опять-таки, чем необузданней жажда, тем скорее она поглотит все невинные источники радости и приведет к тем, которые запрещает Враг. Вот так, развивая ужас перед старым и неизменным, мы, например, недавно сделали искусство менее опасным для нас, чем оно прежде было, — противники разума среди поэтов и художников ежедневно измышляют теперь все новые и новые оргии сладострастия, неразумия, жестокости и гордыни. И конечно, жажда нового необходима, когда нам приходится поощрять моды и поветрия.
Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой.»
Не зря в народе поговорка есть: бес плачет — моды не настачит; высунет из болота морду, придумает моду и опять в воду! Опять же, речь идёт не об том, что нельзя красиво одеваться. Напротив — красота нужна миру, как воздух. «В человеке должно быть прекрасно всё» — бессмертные слова А.П. Чехова…Бесы бессильны против красоты. Но зато они могут превратить привычку красиво, со вкусом одеваться в глупое поветрие, не имеющее стыда и рассудка, в нелепость, в наглость, скандально требующую от своих ближних (мужа, родителей) немалых средств.
«Обрати еще раз внимание на изумительную работу нашего филологического отдела, заменившего положительное Вражье слово «милосердие» отрицательным «самоотверженность». Благодаря этому мы приучаем человека отказываться от разных выгод не на благо и пользу кому-нибудь, а для того чтобы «отвергать себя» без всякой пользы для ближних.»
Поистине всё можно, оказывается, вывернуть наизнанку! В порывах самоотверженности человек часто забывает, что он — тоже личность и у него должна быть и своя личная жизнь; у него, как и у всех других, кому он прислуживает, есть свои личные достоинства и таланты, дарованные ему Самим Богом. Он может и должен развить свой разум, свои индивидуальные способности. Думается, что радость — это то, что отличает, как лакмусовая бумажка, милосердие от самоотверженности. При милосердии человек испытывает истинные радость и счастье, даже если кроме сухарей ничего не ест и почти умирает от того, что не спит. Но при самопожертвовании человек постоянно раздражён. Он непомерно уставший. Он забыл, когда улыбался. Он чувствует досаду, что собственная жизнь ускользает от него, как песок сквозь пальцы, а другие люди прочно стоят на его жизни ногами. Он вечно ублажает чужие вкусы, исполняет чужие прихоти, заботится с утра до ночи о ближних… и получает от них же попрёки и недовольство: и тут не доглядел, и то не доделал. При этом ближние напоминают муху из поговорки: села муха на вола и говорит: «А мы пахали!»
Часто бес знакомит христианина, склонного к миссионерской деятельности, но не имеющего при этом грамотного навыка в сем деле, с сектантами, еретиками или атеистами. Христианин важно думает о себе, что при встречах он своих знакомых «исправляет». Но на самом деле он просто «пьёт коктейли за их деньги» и всё. Так проходит жизнь: в сущности — в безделье, а кажется, что работа кипит! Вступая в общение с людьми разных кругов, человек старается каждому кругу угодить. С теми он такой, с этими эдакий. Человек раздваивается на радость бесам и теряет свою индивидуальность. Но, не понимая своего положения, занят самолюбованием: вот я какой, я свой и с лавочником, и с интеллигентом, я каждого пойму, каждому помогу…
Добродетель смирения можно пустить и на другой тупиковый путь: «пусть он под смирением подразумевает плохое мнение о своих способностях и своём характере». «Заставить человека как можно ниже ценить себя, не видя действительности», — как лакомо для ада такое умонастроение! Во-первых, человек не уважает Бога: ведь в каждом человеке есть образ Божий — и в нём самом тоже! Во-вторых, человек лжёт против действительности и долго во лжи не устоит. Он начнёт колебаться. И почва уйдёт из-под ног. Дядя советует: научи красавицу из религиозных соображений и ложного смирения считать себя некрасивой, а умный пусть называет себя глупцом… Рано или поздно сие самоуничижение закончится. И падение будет большим. «При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины — считать себя дураком. А поскольку то, во что они старались верить, — явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь невозможного.»
«Хоть крупицу нечестности»! – лозунг демонических сил. Ведь нечестность искажает Божью реальность, умаляет Божьи дары. Занижение своих способностей – это тоже неправда. А Бог есть Истина. И мы погрешаем против Истины в Вечности. Ведь наши мысли и поступки имеют в Вечности свой отпечаток. Свои способности нужно любить и благодарить за них Бога. Своим способностям нужно радоваться, как и чужим, и понимать: это – дары Божьи! Бог хочет, «чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны». Необходима «благожелательность… ко всякому творению, включая и себя самого». А тщеславие наравне со лживой скромностью на руку только бесам.
Как можно ещё низвести человека с его пьедестала? Очень просто: «украсть лучшие годы ничегонеделаньем». Можно отвлечь человека, якобы, на духовные размышления, и он оставит свои прямые обязанности перед близкими и свои способности не разовьёт. А можно научить человека «сверх меры копаться в своих грехах». И его захлестнёт отчаяние. А человеку надо просто после покаяния заняться делом.
Настоящее – именно на нём Бог сосредотачивает наше внимание. Бес лукавый старается нас увести либо в прошлое — мы уходим от реальной жизни, погружаясь в воспоминания; а если они ещё и тяжки, то мы впадаем в уныние…. Либо склоняет нас мечтать о будущем, которого мы совсем не знаем. А наше будущее запечатлено в Вечности. Выдумывая своё «будущее», мы идём наперекор Вечности, мы лжём против неё, впадая иль в розовую мечтательность («всё будет хорошо»), либо в отчаяние: не ведая, что ситуация сложится в нашу пользу, мы попусту предаёмся тоске и плачем от того, чего с нами никогда не будет. «Нам нужен человек, терзаемый кошмарами будущего». Кстати, фраза-утешение «всё будет хорошо» так же легко используется бесами, потому что во многих ситуациях она несёт неправду. А сатана – отец лжи. Важно помочь человеку принять правду, какой бы тяжкой она ни была, и найти достойный выход; использовать даже грех во благо: ведь если, пусть через грех, человек покаялся и пришёл к Богу – слава Богу за всё!
«Настоящее – та точка, в которой время касается вечности». Настоящим нужно жить и им дорожить. Вообще человеку разумно сосредотачиваться или на вечности, или на настоящем, ибо в прошлом и будущем невозможна наша деятельность. А ведь только она и важна после веры: а что ты делал? а как ты себя повёл в этот момент? а что вообще ты умеешь делать?
Очень бесы потешаются над нашим инстинктом собственника. «Чувство собственности одинаково смешно, как на небесах, так и в аду». Именно поэтому бесам большая охота развить в людях чувство собственности непомерно. Как же смешон для них человек, претендующий на что-то своё в этом мире, где всё сотворено Творцом! Уж бесы-то это знают! Для развития собственничества нужно внушить людям мысль: «существовать – значит соревноваться». Очень помогает при развитии собственнических отношений! Пусть соревнуются! Азарт, нелюбовь, эгоизм, слёзы и разочарование либо гордыня и тщеславие в соревновании обеспечены! А если замешаны деньги — и вовсе хорошо: кто-то разорился, кто-то на ком-то нажился… Вот вам политический строй — капитализм.
Уже говорилось, что социальная справедливость очень мешает бесам. Бесы знают: веру нельзя допускать в политику. «Подлинно справедливое общество было бы огромным несчастьем». Но внимание: вера не может быть подножием для социальной справедливости! Вера – выше! Вера должна оставаться в нас и при несправедливом государстве, потому что земные дела – временны, а вера нам нужна для вечности. А ежели на веру стали ногами, чтобы построить сытое и довольное общество — крах настигнет рано или поздно. Вот вам политический строй — социализм или коммунизм.
Что же лучше: капитализм или социализм? Бесы смеются: пусть человеки поссорятся, а то ещё и повоюют, оспаривая свои симпатии! В аду будет прекрасно использовано как то, так и другое! Скорее всего, именно в преисподней и повстречаются слишком рьяные защитники, как капитализма, так и социализма.
В верующих, однако, бесы стремятся воспитать гордыню: мы, дескать, лучше, мы знаем Бога, не то, что эти невежды!.. У нас, у верующих, «даже рыбные ножи» дома лучше, нежели у атеиста! И вот уж верующего человека-то и нет! «Ложную духовность всегда следует поддерживать», — наставляет Гнусика Баламут.
«Оставь им обсуждать, добро или зло, любовь, патриотизм, целибат, церковные обряды, отказ от алкоголя, высшее образование. Неужели тебе не ясно, что ответа нет? Ничто не имеет никакого значения, кроме состояния души: устремляется ли подопечный к Врагу или к нам.
Если человека нельзя вылечить от посещения церкви, самое лучшее — отправить его на долгие поиски церкви, для него «подходящей». Пусть побродит до тех пор, пока не станет ценителем и знатоком церквей.» Так же можно надоумить верующего искать «настоящего» батюшку, «истинную» катакомбную церковь, «истинное причастие»… Поисков хватит на долгие годы, если не на всю жизнь! Верный знак, что идёте не туда — озлобленность, желчность, стремление осыпать противников бранью, оскорбительными прозвищами, хроническое отсутствие чувства радости, недовольство всем и вся. Ежели человек на верном пути — в сердце у него царит умиротворение, которое его не покидает, даже если вокруг него творится нечто невообразимое и несправедливое.
Баламут оговаривает особое состояние верующего, к которому надлежит бесам стремиться: «состояние, которое я называю «христианство и…». Ты понимаешь? Христианство и кризис, христианство и новая психология, христианство и новое общество, христианство и исцеление верой, христианство и вегетарианство, христианство и реформа орфографии. Если уж приспичило быть христианами, пусть будут христианами с оговоркой. Пусть для них заменой самой веры будет какая-нибудь мода с христианской окраской.»
В человеческом сознании нужно исказить истину о жизни и смерти. Важна не сама по себе смерть или сама по себе жизнь. Важно, чтобы они наступили вовремя для конкретного человека. «Они, конечно, склонны считать смерть величайшим злом, а сохранение жизни — величайшим благом. Но этому ведь мы их научили. Будь осторожен, не попадись на удочку нашей собственной пропаганды.» Так поучает Баламут племянника, предостерегая младшего родственника от слишком большой радости: на войне гибнут люди. Старый бес понимает, что люди должны не просто погибнуть, а непременно попасть в ад, погибнуть в хуле на Бога и в отчаянии о Его милосердии.
Все добродетели, если и должны воспитываться в человеке, то с непременной оговоркой: в случае опасности козырять добродетелями не стоит. Так был добродетелен Понтий Пилат. Пока не пришлось ради добродетели рисковать положением в обществе и жизнью.
Война пробуждает в людях чувство животного страха. Но увы, оно может пойти во благо. Молодой бесёнок похвастался, что его подопечный пережил большой страх во время бомбардировки, но дядя отреагировал трезво:
«Я узнал, что пациент во время первого налета вел себя как нельзя хуже, но узнал я это не из твоих неудовлетворительных сообщений, а из доклада преисподней полиции. Он все время очень боялся, что окажется большим трусом, и поэтому не испытывал никакой гордыни. Он, однако, сделал все, что потребовал от него долг, а может быть, и еще больше. В твоем активе лишь вспышка раздражения против собаки, подвернувшейся ему под ноги, пара лишних сигарет и один вечер без молитвы.
Во всяком случае, ты скоро поймешь, что преисподняя справедливость чисто реалистична и ценит только результаты. Принеси пищу или сам станешь ею.»
Да, закон ада жесток и не знает отступлений от нормы. Там нет милосердия! Потому закон исполняется неукоснительно: «принеси пищу или сам станешь ею».
Демократия – правление народа? Или правление демонов? Пусть люди думают, что это они, народ, правят! Пусть тешатся! «Истинная демократия» обязательно изменит в государстве систему образования. Вот как об этом цинично повествует бес: «Короче говоря, когда демократический принцип («Я не хуже…») внедрится как следует, можно рассчитывать на то, что образования вообще не будет. Исчезнут все резоны учиться и страх прослыть неученым. Тех немногих, кто все-таки жаждет знания, поставят на место, чтобы не высовывались. Да и учителям (точнее, нянькам) будет не до них — сколько кретинов надо подбодрить, сколько тупиц утешить! Нам больше не придется пестовать в людях самодовольство и невежество. Сами управятся.
Налоги успешно уничтожат тот самый слой, тех людей, которые шли на жертвы, чтобы дать детям образование. Гибель этого слоя тесно связана с вышеупомянутым принципом. В сущности, именно он дал почти всех ученых, философов, богословов, медиков, художников, скульпторов, архитекторов и поэтов. Вот уж поистине целый сноп высоких колосьев! Как заметил один английский политик, «великие люди демократии не нужны».
«Письма Баламута» через несколько лет были продолжены — «Баламут произносит тост». Бесы гуляют: у них выпускники! Новички приобрели опыт и навык важнейшей науки – совращение человека с истинного пути. Завершает свой тост Баламут такими словами: «Втяните этот запах, господа! Посмотрите вино на свет! Знаете ли вы, как его делают? Чтобы получился такой букет, загоняют в одну бочку фарисеев разного типа — тех, кто особенно ненавидел друг друга на земле. Одни пометались на правилах, мощах и четках, другие — на унылой суровости и мелких, ритуальных отказах (от карт, от вина, от театра). Зато и те и другие уверены в своей праведности, а разница между их воззрениями и тем, чего хочет Враг, почти бесконечно велика. Живой в их вере была лишь ненависть к другим исповеданиям; брань — их благовествование, клевета — их псалом. Как ненавидели они друг друга там, где светит солнце! Насколько больше ненавидят теперь, когда соединены навеки! Очутившись вместе, они так удивились, так разозлились, нераскаянная злоба так растравила их, что напиток — поистине огненный. Такой, понимаете ли, темный пламень. Худо нам будет, друзья мои, когда исчезнет с земли то, что большинство людей зовет «религией»! Явление это поставляет нам прелюбопытнейшие, превосходнейшие грехи. Изысканный цветок нечестия растет лишь под сенью святости. Нигде не пожинаем мы столько, сколько на ступенях алтаря.»
Что сказать, прочитав эти строки? Только одно: Боже, помоги, чтобы «не порадовался о нас враг»! Жизнь прожить – не поле перейти; жизнь, что нива – всего хватит: где бугорок, где ямка, где кочка, где мочажина… Человек – мишень для беса. И лишь одно способно нас уберечь от снайперских выстрелов беспощадного противника: наша любовь к Богу и устремление к Нему… только к Нему… всегда и при любых жизненных обстоятельствах…