Книга Евгения Трубецкого «Смысл жизни».

Книга «Смысл жизни» была написана Евгением Николаевичем Трубецким в конце его жизненного пути. Он имел на это право: говорить о смысле человеческой жизни на Земле.
1920 год. Добровольческая армия отступила в Новороссийск. Из Новороссийска – дорога одна: за море, за границу. Но князь Трубецкой никуда не уезжает. Друзья тщетно уговаривают его покинуть Россию. Князь неизменно повторяет: «Покинуть Россию сейчас — это всё равно, что покинуть тяжело больного человека».
Жить становиться всё труднее. Наконец друзьям удалось уговорить Евгения Николаевича уехать хотя бы в Сербию. Измученный душою князь соглашается… и на следующий же день заболевает тифом. Организм не мог сопротивляться болезни. Или не хотел. Его сердце хотело умереть в России. Он скончался 20 января ст. ст. 1920 г. Его не стало на земле среди живых. Он ушёл к Богу и последние его земные слова: «Отворите Царские врата; пора начинать Божественную Литургию». Князь Евгений не мог покинуть Россию, променять её на другую страну. Он мог покинуть Россию только ради Неба.
В своей книге «Смысл жизни» Е. Н. Трубецкой задаёт вопрос: в чём вообще смысл жизни человека на земле? в чём суть и истина? в чём соль всего происходящего?
Как мы обычно оцениваем действительность? Вот мы слышим какие-то громыхающие звуки. Один человек думает: это отдалённый гром. А другой думает иначе: телега проехала по мосту. И первое, и второе – человеческая мысль. Но она далека от сознания. Сознаёт лишь тот, кто со-знáет, а не тот, кто гадает. Истина вообще никогда не зависит от наших мыслей, от нашей оценки и от нашего восприятия. Например, в своё время Бог открыл человеку знание: Земля вращается вокруг Солнца. Это была, есть и будет истина. Мы можем не знать об этом факте, спорить о нём, категорически его отрицать. Но от нашего субъективного домысла ничего не меняется. Истина существует помимо нас, хотя бы мы её и не воспринимали. Истина – это то, что есть на самом деле, дано от Бога и существует в Боге.
Истина всегда всеедина. Она имеет сверхвременный смысл; она была, есть и будет. При том может не быть ни одного человека, кто знает эту истину или согласен с ней. Когда Бог являет нам безусловную истину, никак не зависящую от нас, она становится для нас точкой опоры. Нас держит Бог. Но человек, не знающий абсолютной истины, — очень слаб. Ведь мы можем принять за истину свои мысли. И у каждого они – разные. Кто-то считает, что всю жизнь нужно служить Богу, кто-то считает, что надо служить людям, Отечеству, кто-то считает, что надо успеть сладко пожить… Но не зная истины, человек мечется, теряет «почву» под ногами. Ведь он не знает главного: верны ли его мысли или он ошибается?
Наших мнений, оценок, размышлений может быть много. Истина же – одна для всех. И если Бог есть Истина и Смысл, то ад есть бессмыслица. Адский труд – это бессмысленный труд. В древней символике ад — змей, кусающий себя за хвост. Есть предание о Кальвине. Он в аду осуждён вечно писать книгу о предопределении. И каждый написанный лист проваливается в бездну. Кальвин вечно начинает работу заново. Это тот самый порочный круг, где отсутствует Истина, где нет смысла в работе.
На древних фресках обитатели ада имеют полузвериное – получеловеческое лицо. В них произошло не одухотворение животной жизни, а озверение духа. Ад торжествует победу над всеми, кто попал в его сети; ад как бы говорит человеку: «Куда ты лезешь? Хочешь подняться? Нет, ты так остался со звериною мордой».
Великая опасность для человека, когда человек оценивает себя сам. Он сам себе судья. В глубине души, быть может, он даже осознаёт свою звероподобность. Но вместо того, чтобы подняться над нею, он вдруг начинает утверждать наличие звериного начала в нём, как чего-то нормального и должного. Гордость и ущемлённое самолюбие не пускают человека к самоусовершенствованию. И человек сознательно культивирует зверопоклонство. «Тут есть воспроизведение зверя в человеческой свободе». Девиз: « от жизни я должен взять всё: сладко есть, пить, спать» и т.д., — удаляет человека от Бога. Биологизм, поклонение животному началу неизменно переходят в сатанизм.
Всё было бы просто и легко, если бы жизнь складывалась так: живёшь не по волчьим законам, а по законам совести – и всё хорошо да ладно у тебя в жизни. Отнюдь нет! Зачастую жизнь хороших и честных людей полна испытаний и горестей. И сам Е. Н. Трубецкой, князь, превратившийся в бездомного, голодного нищего, познал искушений сполна. И вот тут бес, издеваясь, подсовывает нашему сознанию вопрос: где же твоя полнота жизни? где лад? где гармония?
Христианская вера в самом простом её изложении – это, прежде всего, вера во Христа – совершенного Бога и , в то же время, — совершенного человека. Бог осуществился и воплотился в мире, а мир приобщился к полноте Божественной жизни. И это великое счастье – стремиться быть образом и подобием Божиим во всех жизненных ситуациях — следует сохранить внутри себя навсегда. Это и есть смысл земной жизни, перетекающий в Смысл небесной жизни после земной кончины.
Какой земной путь более верный: монашество или жизнь в миру? «Ни небо, ни земля, ни верх, ни низ в своей отдельности не вмещают в себя откровения смысла жизни». Оба пути: и монашество, и мирская жизнь, — оправданы и не являются целью, а лишь ведут к цели. Цель же – в соединении с Богом всей земной твари, оБожение не только человека, но и мира. Жизнь, не достигающая цели и вечно возвращающая человека к исходной точке: родился, помучился на земле, умер – есть всё тот же порочный круг. Только при оБожении мира пресечётся дурная бесконечность. Так конец становится Началом: «Я есмь Альфа и Омега».
«Основное проявление неправды в мире есть его практическое безбожие». Жизнь, оторванная от Первоисточника, обречена. Проповедь безбожия есть самая лживая проповедь на земле. Смысловой же центр христианства – не скорбь мира, покинутого Богом, не крестные муки жизни, а именно та радость, которая нас с Богом соединяет. Это радость Воскресения. Собирающийся во Христе мир согревается материнской любовью Святой Девы.
Увы, есть прямая связь между страданием и мировым смыслом. Почему всё лучшее на земле страдает? Потому что оторвавшийся от Бога мир противится Божественному. Всё доброе, совестливое, Божье отделившийся от Бога мир не приемлет и гонит. Наши жизненные трудности из-за сопротивления зла порождают в нас ощущение задержки жизненного стремления, приводят к чувству неполноты жизни. А это есть страдание. Мы стремимся к единству двух естеств: Божьего и мирского. Но именно это вызывает ярость нечистых духов. Наши жизненные устремления задерживаются, не получают воплощения. И это страдание от ожидания усугубляется бесовским искушением: всё зря: жизнь на земле – сплошная цепь страданий и искушений.
Но в любых искушениях надлежит помнить: «Божественная Любовь хочет иметь в человеке друга. В этом и есть оправдание свободы: без свободы нет дружества, а без дружества нет любви». Начало земного подвига Христа – Его победа над искушением, а не свобода от искушений. Совершенство, к которому мы призваны, — собственное дело нашей жизни. «К осуществлению Божьего замысла призваны мы в качестве свободных сотрудников Божиих».
Добро всегда свободно и самодостаточно. А вот зло – зло может жить лишь за счёт какого-либо другого существа. И в этом тоже его звериная сущность и биологический закон, не поднимающийся до Божьих высот: кто сильнее – тот и прав. Сбившееся с пути религиозное искание обращается на недостойные предметы – делает для себя идолов. Идолослужение всегда есть неотъемлемая черта атеизма. Каждый человек – это та капля, которая упадёт и увеличит собою либо поток зла, либо поток добра. Если жизнь человека оторвана от Бога, он не в состоянии собрать воедино свои мысли о сущем. Мысль греховная (грех есть отпадение от Бога) переживает внутренний распад. И она, неизбежно, мысль двойственная. Атеистические мысли – противоречивы.
В современном мире господствует тенденция: превратить человеческое общежитие в усовершенствованного зверя, попирающего всякий закон — и Божеский, и человеческий. «Звериное начало утверждает себя, как безусловное начало поведения, которому должно быть подчинено всё в человеческой жизни». В особенности, современное государство, с его аморализмом, с его стремлением использовать всю культуру, как средство для осуществления животных целей коллективного эгоизма… На наших глазах ад утверждает себя как исчерпывающее содержание всей человеческой жизни, а, стало быть, и всей человеческой культуры. Человеческая совесть раздваивается: с одной стороны, человек частично признаёт лично для себя обязательными заповеди Божьи. Но в области общественного, государственного – он исповедует полное практическое безбожие и человеконенавистничество. «Рано или поздно в истории наступает такая грань, когда проведение двойной бухгалтерии в жизни перестаёт быть возможным, когда для людей становится психологически невозможно попирать образ Божий в одной жизненной сфере и уважать его в другой».
Государство, лишённое основной — религиозной — скрепы обречено. «Человек призван быть на земле сотрудником в строительстве Дома Божия; этой задаче должна служить вся человеческая культура, наука, искусство и общественная деятельность».
Поддаваясь искушению считать земной порядок, земную жизнь «царством антихриста», мы сами отдаём свою земную жизнь, жизнь государства во власть антихриста. Недостойна христианина такая капитуляция перед злом. Если верующий человек не пытается не только в своей семье, но и в своём общественном служении подчинять себя Божьему закону, он становится на сторону зла.
Да, мир не созрел для принятия в себя полноты Божественной жизни, но это не значит, что земной мир и государственная жизнь должны быть отданы бесу. «Путь к Царствию Божию таков, каким он некогда явился в сновидении Иакова: он – лествица, коей вершина на небе, а основание на земле. Тот ложный максимализм, который с мнимо религиозной точки зрения отвергает низшие и посредствующие ступеньки во имя вершины – не христианский, а беспутный».
«Как поступил св. Сергий, когда Россия стонала под татарским владычеством? Предписывал ли он терпеливо сносить иго насильников и радоваться ему, как предвестнику скорого Пришествия Христова? Нет, он благословил вождя русской рати против татар, он обратился к Дмитрию Донскому с призывом: «Иди смело против безбожников и победишь».
Верующие иногда настаивают на уходе «в леса, на острова»… Чтобы не соприкасаться со злом, царящим в государстве, в земной жизни. При этом ссылаются на то, что так поступали святые. Но уход святых от мира – это отказ от эгоистического наслаждения, а отнюдь не отказ от борьбы со злом. Они предстательствовали за мир молитвами. Конец Света – величайшее чудо Божие: объединение Бога и мира. Именно поэтому перед Концом Света так возрастает напряжение борьбы с сатанинскими силами, для которых ненавистна уже одна мысль о единении человека с Богом.
Нам надлежит защищать от беса даже самое маленькое дело. Как бы низко не стояли первые ступеньки лестницы – это всё же ступеньки лестницы, ведущей в Небо. Когда человек заботится о Родине, о государстве, о семье – он в своём лице являет образ Божий на земле. «Создавая относительные ценности, человек определяет себя самого, выковывает тот свой человеческий образ, который либо перейдёт в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти». «Человек, который равнодушно относится к одичанию человеческого общества, к нарушению в нём всякого права и правды и к превращению людей в стадо хищных зверей, — тем самым доказывает полное отсутствие любви к ближнему». И отказывается от участия в Божьем замысле о мире.