«Уроки веры №2 2010г
Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836г. в селе Берёза Смоленской губернии в семье диакона. Мать умерла рано. Но Дмитрий Касаткин приложил максимум усилий, чтобы сын получил образование. Мальчик поступил в духовное училище, а потом в семинарию. Затем за казённый счёт, как лучший ученик, был отправлен в Духовную академию.
И вот однажды, будущий святой равноапостольный Николай, а ныне пока – Иван Касаткин в одном из академических классов увидел объявление: предлагалось окончившим курс поехать в Японию для миссионерской деятельности. На всенощной Иван вдруг понял: это его зовёт Господь! Вернувшись со всенощной, он тут же пошёл к ректору, чтобы заявить о своём желании ехать в Японию.
Юношу постригли в монахи с именем Николай. Затем он был рукоположен в иеродиакона, а вскоре в иеромонаха. 14 июня 1861 года иеромонах Николай ступил на чужую землю.
Относились японцы к христианству непримиримо. Христиан пытали, сжигали, заживо закапывали мучеников в землю. Только в 1873году антихристианские законы в Японии отменили. До их отмены оставалось 12 лет… Самим японцам за принятие христианства однозначно грозила смертная казнь.
Молодой священник из России даже не знал японского языка. Восемь лет жизни ушло на овладение языком, грамотой и перевод Евангелия на японский язык.
Иеромонах Николай был честен в оценке другого народа. Он писал: «Японский народ – современник древним государствам, которых теперь и следа нет, тогда как японский народ – жив и полон сил…»
Иеромонах Николай считал, что эту жизненную силу давали японскому народу, возведённые в принцип честность, взаимное уважение, взаимная любовь. Это как бы три «няньки» японцев. Этим Япония стоит.
Первым, кого обратил иеромонах Николай в христианство был жрец синтоистской кумирни Такума Савабе, самурай, учитель фехтования. Святитель Николай нарёк его в крещении Павлом. Павел Савабе стал первым христианским православным священником – японцем.
За ним появился ещё один православный – врач Иоанн Сакаи.
В 1872году начинается новая жестокая волна гонений на христиан. Пытки были рассчитаны на многодневную мучительную смерть. Принять православие фактически означало пролить кровь и умереть за Христа.
Наконец, через год были отменены антихристианские законы.
Пребывая в дали от Родины, святитель Николай, часто страдал от духа уныния. Сказывалась и физическая усталость. Ведь утро у святителя начиналось в 3 часа ночи. «Господи, дай бодрости!» — просил святитель и духовной и физической крепости.
Всю жизнь святитель Николай занимался переводами. Создал семинарию, куда принимал нехристиан. Уровень образования в семинарии был настолько высок, что государственные властители старались отдать туда своих детей.
«Вечно один со своими мыслями…» — скорбел Николай. – «Тяжело на душе, Боже! Как страстно хочется иногда поговорить с живым человеком, разделить душу – и нет его…»
В 1879 году святитель приезжает в Россию. И что же? «…Пустота и скука здесь». Святитель не нашёл понимания, не нашёл горения об интересах Православия. «Не грустно ли? Боже, что же это?»
В феврале 1891 года был освящён в Токио собор в честь Воскресения Христова. Это было торжество Православия, на торжество приехали 16 священников японцев, более 4000 христиан- японцев, пел хор из 150 семинаристов.
В Японии появляются католические и протестантские миссионеры. Святитель Николай был очень образован и всех старался согреть своей любовью. Но в вопросах чистоты веры был строг: «Не продавать же Православие за любезность! Догмат у нас разный; как же бы мы стали молиться единодушно?… Где догмат – там нам нельзя ни на йоту уступать или мирволить ни протестантам, ни католикам.»
Самое трудное время наступило для святителя тогда, когда началась русско-японская война. Душа святителя разрывалась. Тем более, что Россия терпела поражение одно за другим. По Токио поползли слухи, кои обычно в таких случаях распространяются: «Епископ Николай – русский шпион…» Об этом стали писать в газетах.
Ничто не могло сломить святителя. Его деятельности была в конце концов высоко оценена как в Японии, так и в России. А в Японии столь полюбили Святителя Николая, что всё, что касалось православия, стало называться у японцев словом «Николай». Так называли японцы даже православные храмы: «Николай».
В годы первой русской революции, архиепископ Николай писал: «Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не сможет самостоятельно существовать… Гнилой труп она (Россия) по нравственности… не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается… Богохульством дышат уста её (России)…»
Скончался Святитель 16 февраля 1912года. Последнее его слово, повторённое несколько раз, было слово: «Воскресение».
На его погребение собрались тысячи японцев. Император прислал на гроб венок. Похоронен Святитель, равноапостольный Николай в Токио в ограде храма Воскресения Христова.
В подготовке статьи использован
Материал из книги «Небесные покровители
Санкт – Петербурга», СПб, 2003, «Нева».