
Святой князь Александр родился 30 мая 1219 года в уделе своего отца – городе Переяславле-Залесском. Житие называет его мать «блаженной и чудной». Любящая мать, родившая девятерых детей, в жизни была тихой и смиренной. Её отец Мстислав Удалой и дед Мстислав Храбрый отличались удивительно сердечным отношением к людям, были прямы, бескорыстны, отважны, любимы народом за чистую душу.
В три года княжич Александр принял в храме постриг во мужи, был перепоясан мечом и посажен на коня. С этого времени и началась его взрослая мужская жизнь. С этого года начинали на Руси растить защитников Отечества.
Учили княжича епископ Симон и Даниил Заточник, великий писатель Руси, автор «Моления». А военному искусству учил юного отрока боярин Фёдор.
В те времена было обычным делом, когда уже шестилетние отроки уходили в военные походы. Необычайно рано взрослели дети на Святой Руси.
Возлюбленный Богом мальчик Александр с детства выказывал чудеса отваги и невиданной силы, сердце же его было при этом и чутким, а мысль легка и стремительна. Юный княжич с измальства умел быстро принять верное решение.
Его брату Фёдору было одиннадцать, а Александру девять лет, когда разгневанный Ярослав уехал с княгиней из непокорного и строптивого Новгорода в родной Переяславль-Залесский, а сыновей оставил княжить вместо себя.
Вскоре случилось страшно засушливое лето, повлёкшее неурожай и голод. Последовавшая зима погубила жестокими морозами последние семена – озимые. И в богатом некогда городе начался мор. Не успевали хоронить. И нередко было видеть, когда живые ещё младенцы плакали у тел умерших родителей. Юный князь Александр всё, что было в княжьих погребах, раздавал людям. И уже тогда нарекли люди Александра защитником, заступником бедных людей, вдовиц и сирот. В 1233 году 10 июня должна была состояться свадьба Фёдора, но именно в этот день старший брат Александра скончался. И Святой Александр остался в Новгороде княжить один. А было ему 14 лет.
Даже строптивые новгородцы любили князя. И восхищались им, дивились его удивительно тёплой молитве, которую он возносил в храме Софии-Премудрости, его невиданной силе – Александра сравнивали с Самсоном, его величественной красоте и удивительно сильному, громкому, но приятному и красивому голосу.
Не дано было ему спокойного княжения: на Новгород шли татары. В храме Святой Софии не прекращались службы, жглись тысячи свечей, а князь принял на себя строгий пост и три дня не вкушал ничего, кроме святой воды и просфор, коленопреклоненно молился. И свершилось чудо: раньше времени солнце стало не по-новгородски жарким. Потекли талыми реками глубокие снега. И стала в топких болотах татарская конница, не дойдя до Новгорода..наступило временное затишье. Сыграли свадьбу: князь Александр взял в супруги княжну Александру Полоцкую.
И снова битвы и войны… Татары, немцы, шведы… в летописи сказано, что перед битвой на Чудском озере, глядя на «железную свинью» противника, воскликнул Александр: — «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом. Помоги мне, Господи, как некогда прадеду моему Ярославу против Святополка окаянного».
И все воины русские воскликнули: — О дорогой и честный наш княже! Пришло время! Мы все положим за тебя свои головы!
И видели в воздухе полк Божий, пришедший помогать земному войску Александра.
Величие князя Александра проявилось в нём не только в его доблести полководца, не только в его мудрости правителя, не только его дальновидности политика, но и в его личной святости и невыразимо высокой духовности. Нам приоткрыта лишь малая часть его духовного подвига, большая же часть осталась скрытой от людей и известна лишь одному Богу.
Если мы сравним жития русских святых, живших до Александра (да и не только до него), мы увидим резкое отличие: жизнь святых проходила в тиши кельи, в богообщении, отрешённом от суеты мира.
Иное – житие святого Александра. Он поднял на свои рамена-плечи «бремя неудобоносимое»: бремя полководца, светского правителя, политика, дипломата, сохраняя удивительную духовность и чистоту помыслов и сердца. В его житии – ни единой спокойной страницы. Через рождение избранной Богом души в княжеской семье, призвал Господь Александра служению Руси в годы смут, войн и потрясений. Его дела и ратные подвиги стали его непрестанной молитвой за Русь так говорят святые отцы: для человека, исполняющего данное от Бога служение, дела заменяют продолжительную молитву. И мирское дело становится выше молитвы и поста.
Более 37 лет после похода Александра, прошедшего, как «Божья гроза», шведы не осмеливались напасть на Русь.
Не оставил Русскую землю святой благоверный князь и после своей смерти.
В ночь с 7 на 8 сентября 1380г. Благочестивый пономарь видел, как сами собою возгорелись свечи у гроба святого князя и князь восстал из гроба, словно живой. И озарённый небесным сиянием, ушёл с двумя старцами и стал невидим.
Когда перевозили мощи святого в Петербург, толпы верующих встречали процессию, стремясь пронести святыню собственноручно или хотя бы соприкоснуться с ней.
И сейчас мы, родители, нарекая своих детей святым именем Александр, молим благоверного князя, провести наших детей по жизни, спасти от грехов и искушений мирской жизни и, живя в миру, доблестно служить земному Отечеству во славу Божию, сохраняя в себе духовную чистоту, искренность сердца, покорность воле Божией. Помоги святой княже Александре, нам и детям нашим сохранить в волнах бурного суетного житейского моря святую чистоту души, сердца! Моли Бога о нас и детях наших! И помоги, научи нас верою и правдой служить Родине земной и Небесной.
Одному Богу известно, сколько слёз пролил мужественный воин Александр, вынужденно покоряя голову перед язычниками – татарами, чтобы успела Святая Русь собрать войско, родить молитвенника и духовного защитника Сергия Радонежского и освободиться от ига поганых. Истинно христианским, православным смирением и терпением сохранил князь жизнь своему народу. Приходилось и свою русскую кровь проливать, останавливая тех соотечественников, которые не имели в сердце силы ждать и поднимали народ на преждевременную, и потому погибельную для русичей, войну. Поистине: смирение – это умение пережить сложную ситуацию без отчаяния и ропота.
Святый князь Александр, вымоли и нам смирение и благочестие, научи терпению. Кто как не ты, видящий через века, поможет нам навыкнуть этой одной из главных христианских добродетелей – терпению? Научи нас, моли Бога о нас.